Маэстро живописи

    Эти слова - о тагильском художнике Вилене Дмитриевиче Мухаркине, живописце не по профессии или излюбленной технике, а по всему складу своей личности, по присущему ему способу самовыражения.

Вилен Дмитриевич Мухаркин    Скромное величие отличает Вилена Мухаркина и как человека, и как большого мастера. Сегодня художнику 85 лет, и, оглядываясь назад, ясно понимаешь, что его жизненный путь не мог быть легким и простым.

    Мухаркин родился в 1925 году в небольшом уральском городе с красивым названием Надеждинек (с 1939 г. - Серов); по окончании 8-ми классов сначала работал в доменном цехе, затем, до призыва на фронт, машинистом экскаватора. Как и многие, не щадя собственной жизни, прошел трудными дорогами войны до конца: воевал в составе Украинского фронта, освобождая Украину, Румынию, Венгрию, был дважды ранен. Второе ранение, полученное в уличных боях за Будапешт, было тяжелым и повлекло за собой длительное лечение в госпиталях. За героизм и отвагу Вилен Мухаркин был отмечен медалями и орденом Отечественной войны I степени.

    И только после войны непреодолимая (еще с детства) любовь к рисованию естественным образом привела его к решению стать художником. В 1952 году Мухаркин окончил в Нижнем Тагиле Уральское художественно-промышленное училище, усвоив лишь основы мастерства живописца, секреты которого будет постигать всю жизнь.

    С тех пор прошло почти 60 лет, сегодня Вилен Мухаркин – сложившийся живописец, со своей пластической концепцией, своей развитой поэтикой, своим кругом мотивов, что, к слову, не означает какой бы то ни было статики, не допускающей развития, а видится как признак цельности и завидного творческого постоянства.

    Художник не пишет больших исторических или бытовых картин. Его страстью стали пейзажи и натюрморты. Он творит, познавая природу, тем самым подтверждая слова Гете о том, что "познание природы возможно только посредством деяния".

    Каждый, глядя на работы В.Д. Мухаркина, понимает, что природа художника привлекает не красивостью, а естественностью и непосредственностью. Он пишет ее такой, какова она есть, на основе принятия и утверждения ее данности. Сам стиль живописца можно определить как стиль лирического экспрессионизма, когда художник, используя элементы реальности, свободно ими оперирует, преобразуя и воссоздавая мир в его единстве. В то же время Мухаркину не чужды черты романтического подхода к натуре, когда из видимого им извлекается потаенный смысл.

Весенние тени

Весенние тени

    В каждом его произведении в полный голос заявляет о себе цвет, став той формой выразительности, которая приобрела силу необходимости. Ибо цвет не только утверждает картинное пространство, но даёт возможность выявить пластику предметов. Живописной манере В.Д. Мухаркина присуще широкое дыхание: в свободных, раскованных, порой рельефных мазках, обобщающих форму, возникают гармоничные цветовые отношения, отличающиеся строгостью и сдержанностью колористической гаммы. При этом динамичность письма – не формальный прием, но качество мироощущения художника, воспринимающего природу в ее неустанном движении и вечной изменчивости.

    Обостренное ощущение природы, гармонии мироздания для художника не миф. Свои пейзажи мастер связывает чаще всего с мотивами Урала, навсегда вошедшего в его сердце. Нередко созданное им складывается в циклы, где каждая работа звучит по-разному, обогащаясь тонкими эмоциональными оттенками, помогающими полнее и глубже раскрыть сам образ. В несвободной "соцреалистической" стране Мухаркин нашел возможность для собственного самовыражения, создавая "портрет природы" - достоверный, не пафосный, полный жизненного драматизма. Мухаркин живет и творит вне времени. А сама его напряженная живопись отвечает характеру творчества художника: страстность, кажущаяся стихийность – при создании совершенно определенных, точно осмысленных, поразительно завершенных образных решений, представляющих человеку мир, как неразрывное целое.

Светлый день

Светлый день

    Ценностные представления о мире художник воплощает и в натюрмортах, находя неожиданную красоту в простых вещах. Порой букеты полевых цветов, фрукты, предметы быта написаны просто с восторгом!

    Творческая активность Вилена Мухаркина неиссякаема. Художник не ищет покоя, не останавливается на достигнутом, а вечно стремится вперед, движимый желанием поиска и познания. Он пишет много, с упоением, как и в начале своего творческого пути. И в каждой работе – искренность автора, которая дает возможность остановиться, задуматься, почувствовать красоту родной земли и ощутить себя частицей природного целого.

Лариса Смирных, главный хранитель музея изобразительных искусств.

    Литература: Газета "Тагилка" от 06.05.2010. №9(93).

Случайное и закономерное в судьбе Вилена Мухаркина

    Нижнетагильский художник Вилен Мухаркин – ветеран Великой Отечественной войны, не так давно отметивший свое 85-летие. Однажды, рассказывая о своей творческой биографии, он обронил фразу, что художником стал случайно. Меня это удивило. Обычно художники говорят о том, что с детства любили рисовать, лепить из глины, пластилина, а здесь "стал случайно". Но, как позднее отметил Вилен Дмитриевич, искусство его привлекало всегда: он интуитивно чувствовал цвет, любил рассматривать иллюстрации в книгах…

    Вилен Мухаркин родился в 1925 году в Надеждинске Свердловской области (ныне Серов). Семья никак не была связана с искусством: отец работал в доменном цехе Надеждинского металлургического завода, был передовиком производства, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, мать занималась домашним хозяйством, воспитывала четверых детей. В мае 1941 года В. Мухаркин окончил восьмой класс средней школы. В июне началась война. На пятый день после ее начала его зачислили рабочим доменного цеха. В январе 1943-го семнадцатилетнего Вилена призвали в Красную Армию и направили в артиллерийско-минометное училище. Гордился: "Артиллерия бог войны". Но училище окончить не дали, всех отправили на фронт. Сначала Мухаркин попал в гвардейское подразделение, оснащенное реактивными минометами РС-300, получившими в армии прозвище "Андрюша", после ранения и госпиталя в пехоту. В составе 2-го Украинского фронта участвовал в Корсунь-Шевченковской операции. Сержант Мухаркин командовал взводом, дошел до Будапешта, где снова был ранен. За мужество и находчивость, проявленные в боях, награжден двумя медалями "За отвагу", медалями "За взятие Будапешта" и "За победу над Германией". В дни 40-летия Великой Победы удостоен ордена Отечественной войны.

    В декабре 1945 года Вилен Дмитриевич вернулся в родной город. Работал контролером ОТК в механическом цехе завода им. А.К. Серова. Годы были молодые, а жизненный опыт уже вполне солидный. Недоставало знаний, надо было учиться, получить хотя бы среднее образование. Раздумывал какое и где. В 1947 году в Нижнем Тагиле открылось художественно-промышленное училище, и близкий друг уговаривал поступать вместе. После некоторого сомнения Мухаркин согласился. Ныне Вилен Дмитриевич с иронией вспоминает вступительные экзамены. Представленный на конкурс рисунок вызвал у комиссии состояние, близкое к шоку он был беспомощен. Но, видя демобилизованного солдата в бушлате и кирзовых сапогах, комиссия дрогнула. Другие дисциплины он сдал на тройки и был зачислен. Учился у художников О. Бернгарда, Г. Патко, В. Крюкова. Пока в учебной программе шла работа над рисунком, было трудно, но, когда начали заниматься живописью, послышались возгласы: "О-о-о!!!". Не будь того случайного, еще недостаточно осознанного желания учиться именно в училище прикладного искусства, одним талантливым живописцем на Урале было бы меньше.

    Хорошие отзывы педагогов о живописных работах придали В. Мухаркину уверенность не только в своих способностях, но и в правильности избранного пути. Окончив училище, он три года преподавал черчение и рисование в родном Серове, после чего переехал в Нижний Тагил, где почти тридцать лет работал художником-оформителем Нижнетагильских художественно-производственных мастерских. С 1952 года участник многих выставок уральского региона. Персональные выставки художника прошли в Москве, Свердловске, Нижнем Тагиле.

    В 60-е 70-е годы преподавал в Уральском училище прикладного искусства: вел уроки живописи. Уделял много времени творчеству. Любимая тема – природа Урала. Неприметные уголки уральской земли, первый выпавший снег на крышах деревенских домов, на земле, еще сохранившей остатки блеклой зелени ("Снег выпал"); последний снег, укрывшийся в ямке горящего на солнце глинистого обрыва ("Последний снег").

    Прихватив этюдник, Вилен Дмитриевич шел по окраине Тагила или улице близлежащей деревеньки и внимательно наблюдал, как изменчива природа: коричневато-серые домики утопают в снегу, на покрытых им крышах лежат серые тени, а сугроб вблизи неожиданно ярко-голубой и фиолетовый одновременно такая вот красота, которая тут же ложится на приготовленный картон ("Уральская деревня").

    Любимый жанр Вилена Дмитриевича – этюды, написанные гуашью, реже маслом. Они пишутся быстро, по свежему впечатлению или как деталь будущей картины, деталь, которая только что мелькнула в сознании художника. Но часто этюды становятся самостоятельными, законченными произведениями, сосредоточив в себе емкость и глубину задуманного образа.

    Чтобы картина удалась, художник должен очень тонко чувствовать цвет, деликатно пользоваться палитрой красок, умело класть их на холст. Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, пестроту и разноцветье этюдов Мухаркина, видишь полную гармонию, цельность образа природы, ее настроение и состояние.

    У Вилена Дмитриевича есть любимые места, где он по многу раз бывал: Черноисточинск близ Нижнего Тагила, село Кын на Чусовой. Из серии пейзажей привлекает внимание этюд "Осень в Черноисточинске". Цвет и детали картины выражают состояние буйства, природа как бы сопротивляется скорому наступлению холодов. Совсем другое настроение у "Черноисточинской церкви". Поблекшая трава и пожелтевшие кусты на переднем плане как будто замерли, пожелтевшие деревья степенно тянутся к пригорку, на котором стоит церковь. Задний план сияет голубизной пруда и дальним спокойно-фиолетовым берегом. Совершенную благодать нарушают лишь написанные в правом верхнем углу два каменных дома, которые грубо вторгаются в пространство природного ландшафта.

    Мухаркин много раз бывал в Кыне, на Чусовой. Места здесь глухие, создают впечатление удаленности и заброшенности: "Кын", "Лесопилка в Кыне". Зимний пейзаж "Кын. Берег" по колориту более светлый, но впечатление оторванности от мира все же сохраняется.

    Натюрморты В.Д. Мухаркина свежи и непосредственны. Взглянув, например, на "Одуванчики", кажется, что дунь на них, и они рассыплются пухом. "Сухая черемуха", "Черемуха" представляют собой ковер из листьев черемухи на ограниченном пространстве плоскости. Листья, еще живые в центре, ближе к краям расплываются и блекнут, имитируя процесс начала и увядания природы.

    Художник, как волшебник, с помощью кистей и красок воспроизводит окружающую его действительность. Но это мир новой реальности, и нужно обладать мастерством, чтобы этот мир жил в глазах и душе зрителя. Вилен Мухаркин таким мастерством обладает.

    Недавно персональная выставка Вилена Дмитриевича "Цвет жизни жизнь цвета" открылась в министерстве культуры и туризма Свердловской области. Ее организаторами выступили министерство, фонд-музей графических искусств "Шлем" и нежнетагильский фонд поддержки и развития искусства "Коллекция".

Владимир ЧЕРЕПОВ, искусствовед, доцент кафедры истории искусств УрГУ, ветеран Великой Отечественной войны.

    Литература: Газета "Областная газета" от 28.05.2010.

Главная страница