Маэстро живописи

    Эти слова - о тагильском художнике Вилене Дмитриевиче Мухаркине, живописце не по профессии или излюбленной технике, а по всему складу своей личности, по присущему ему способу самовыражения.

Вилен Дмитриевич Мухаркин    Скромное величие отличает Вилена Мухаркина и как человека, и как большого мастера. Сегодня художнику 85 лет, и, оглядываясь назад, ясно понимаешь, что его жизненный путь не мог быть легким и простым.

    Мухаркин родился в 1925 году в небольшом уральском городе с красивым названием Надеждинек (с 1939 г. - Серов); по окончании 8-ми классов сначала работал в доменном цехе, затем, до призыва на фронт, машинистом экскаватора. Как и многие, не щадя собственной жизни, прошел трудными дорогами войны до конца: воевал в составе Украинского фронта, освобождая Украину, Румынию, Венгрию, был дважды ранен. Второе ранение, полученное в уличных боях за Будапешт, было тяжелым и повлекло за собой длительное лечение в госпиталях. За героизм и отвагу Вилен Мухаркин был отмечен медалями и орденом Отечественной войны I степени.

    И только после войны непреодолимая (еще с детства) любовь к рисованию естественным образом привела его к решению стать художником. В 1952 году Мухаркин окончил в Нижнем Тагиле Уральское художественно-промышленное училище, усвоив лишь основы мастерства живописца, секреты которого будет постигать всю жизнь.

    С тех пор прошло почти 60 лет, сегодня Вилен Мухаркин – сложившийся живописец, со своей пластической концепцией, своей развитой поэтикой, своим кругом мотивов, что, к слову, не означает какой бы то ни было статики, не допускающей развития, а видится как признак цельности и завидного творческого постоянства.

    Художник не пишет больших исторических или бытовых картин. Его страстью стали пейзажи и натюрморты. Он творит, познавая природу, тем самым подтверждая слова Гете о том, что "познание природы возможно только посредством деяния".

    Каждый, глядя на работы В.Д. Мухаркина, понимает, что природа художника привлекает не красивостью, а естественностью и непосредственностью. Он пишет ее такой, какова она есть, на основе принятия и утверждения ее данности. Сам стиль живописца можно определить как стиль лирического экспрессионизма, когда художник, используя элементы реальности, свободно ими оперирует, преобразуя и воссоздавая мир в его единстве. В то же время Мухаркину не чужды черты романтического подхода к натуре, когда из видимого им извлекается потаенный смысл.

Весенние тени

Весенние тени

    В каждом его произведении в полный голос заявляет о себе цвет, став той формой выразительности, которая приобрела силу необходимости. Ибо цвет не только утверждает картинное пространство, но даёт возможность выявить пластику предметов. Живописной манере В.Д. Мухаркина присуще широкое дыхание: в свободных, раскованных, порой рельефных мазках, обобщающих форму, возникают гармоничные цветовые отношения, отличающиеся строгостью и сдержанностью колористической гаммы. При этом динамичность письма – не формальный прием, но качество мироощущения художника, воспринимающего природу в ее неустанном движении и вечной изменчивости.

    Обостренное ощущение природы, гармонии мироздания для художника не миф. Свои пейзажи мастер связывает чаще всего с мотивами Урала, навсегда вошедшего в его сердце. Нередко созданное им складывается в циклы, где каждая работа звучит по-разному, обогащаясь тонкими эмоциональными оттенками, помогающими полнее и глубже раскрыть сам образ. В несвободной "соцреалистической" стране Мухаркин нашел возможность для собственного самовыражения, создавая "портрет природы" - достоверный, не пафосный, полный жизненного драматизма. Мухаркин живет и творит вне времени. А сама его напряженная живопись отвечает характеру творчества художника: страстность, кажущаяся стихийность – при создании совершенно определенных, точно осмысленных, поразительно завершенных образных решений, представляющих человеку мир, как неразрывное целое.

Светлый день

Светлый день

    Ценностные представления о мире художник воплощает и в натюрмортах, находя неожиданную красоту в простых вещах. Порой букеты полевых цветов, фрукты, предметы быта написаны просто с восторгом!

    Творческая активность Вилена Мухаркина неиссякаема. Художник не ищет покоя, не останавливается на достигнутом, а вечно стремится вперед, движимый желанием поиска и познания. Он пишет много, с упоением, как и в начале своего творческого пути. И в каждой работе – искренность автора, которая дает возможность остановиться, задуматься, почувствовать красоту родной земли и ощутить себя частицей природного целого.

Лариса Смирных, главный хранитель музея изобразительных искусств.

    Литература: Газета "Тагилка" от 06.05.2010. №9(93).

Случайное и закономерное в судьбе Вилена Мухаркина

    Нижнетагильский художник Вилен Мухаркин – ветеран Великой Отечественной войны, не так давно отметивший свое 85-летие. Однажды, рассказывая о своей творческой биографии, он обронил фразу, что художником стал случайно. Меня это удивило. Обычно художники говорят о том, что с детства любили рисовать, лепить из глины, пластилина, а здесь "стал случайно". Но, как позднее отметил Вилен Дмитриевич, искусство его привлекало всегда: он интуитивно чувствовал цвет, любил рассматривать иллюстрации в книгах…

    Вилен Мухаркин родился в 1925 году в Надеждинске Свердловской области (ныне Серов). Семья никак не была связана с искусством: отец работал в доменном цехе Надеждинского металлургического завода, был передовиком производства, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, мать занималась домашним хозяйством, воспитывала четверых детей. В мае 1941 года В. Мухаркин окончил восьмой класс средней школы. В июне началась война. На пятый день после ее начала его зачислили рабочим доменного цеха. В январе 1943-го семнадцатилетнего Вилена призвали в Красную Армию и направили в артиллерийско-минометное училище. Гордился: "Артиллерия бог войны". Но училище окончить не дали, всех отправили на фронт. Сначала Мухаркин попал в гвардейское подразделение, оснащенное реактивными минометами РС-300, получившими в армии прозвище "Андрюша", после ранения и госпиталя в пехоту. В составе 2-го Украинского фронта участвовал в Корсунь-Шевченковской операции. Сержант Мухаркин командовал взводом, дошел до Будапешта, где снова был ранен. За мужество и находчивость, проявленные в боях, награжден двумя медалями "За отвагу", медалями "За взятие Будапешта" и "За победу над Германией". В дни 40-летия Великой Победы удостоен ордена Отечественной войны.

    В декабре 1945 года Вилен Дмитриевич вернулся в родной город. Работал контролером ОТК в механическом цехе завода им. А.К. Серова. Годы были молодые, а жизненный опыт уже вполне солидный. Недоставало знаний, надо было учиться, получить хотя бы среднее образование. Раздумывал какое и где. В 1947 году в Нижнем Тагиле открылось художественно-промышленное училище, и близкий друг уговаривал поступать вместе. После некоторого сомнения Мухаркин согласился. Ныне Вилен Дмитриевич с иронией вспоминает вступительные экзамены. Представленный на конкурс рисунок вызвал у комиссии состояние, близкое к шоку он был беспомощен. Но, видя демобилизованного солдата в бушлате и кирзовых сапогах, комиссия дрогнула. Другие дисциплины он сдал на тройки и был зачислен. Учился у художников О. Бернгарда, Г. Патко, В. Крюкова. Пока в учебной программе шла работа над рисунком, было трудно, но, когда начали заниматься живописью, послышались возгласы: "О-о-о!!!". Не будь того случайного, еще недостаточно осознанного желания учиться именно в училище прикладного искусства, одним талантливым живописцем на Урале было бы меньше.

    Хорошие отзывы педагогов о живописных работах придали В. Мухаркину уверенность не только в своих способностях, но и в правильности избранного пути. Окончив училище, он три года преподавал черчение и рисование в родном Серове, после чего переехал в Нижний Тагил, где почти тридцать лет работал художником-оформителем Нижнетагильских художественно-производственных мастерских. С 1952 года участник многих выставок уральского региона. Персональные выставки художника прошли в Москве, Свердловске, Нижнем Тагиле.

    В 60-е 70-е годы преподавал в Уральском училище прикладного искусства: вел уроки живописи. Уделял много времени творчеству. Любимая тема – природа Урала. Неприметные уголки уральской земли, первый выпавший снег на крышах деревенских домов, на земле, еще сохранившей остатки блеклой зелени ("Снег выпал"); последний снег, укрывшийся в ямке горящего на солнце глинистого обрыва ("Последний снег").

    Прихватив этюдник, Вилен Дмитриевич шел по окраине Тагила или улице близлежащей деревеньки и внимательно наблюдал, как изменчива природа: коричневато-серые домики утопают в снегу, на покрытых им крышах лежат серые тени, а сугроб вблизи неожиданно ярко-голубой и фиолетовый одновременно такая вот красота, которая тут же ложится на приготовленный картон ("Уральская деревня").

    Любимый жанр Вилена Дмитриевича – этюды, написанные гуашью, реже маслом. Они пишутся быстро, по свежему впечатлению или как деталь будущей картины, деталь, которая только что мелькнула в сознании художника. Но часто этюды становятся самостоятельными, законченными произведениями, сосредоточив в себе емкость и глубину задуманного образа.

    Чтобы картина удалась, художник должен очень тонко чувствовать цвет, деликатно пользоваться палитрой красок, умело класть их на холст. Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, пестроту и разноцветье этюдов Мухаркина, видишь полную гармонию, цельность образа природы, ее настроение и состояние.

    У Вилена Дмитриевича есть любимые места, где он по многу раз бывал: Черноисточинск близ Нижнего Тагила, село Кын на Чусовой. Из серии пейзажей привлекает внимание этюд "Осень в Черноисточинске". Цвет и детали картины выражают состояние буйства, природа как бы сопротивляется скорому наступлению холодов. Совсем другое настроение у "Черноисточинской церкви". Поблекшая трава и пожелтевшие кусты на переднем плане как будто замерли, пожелтевшие деревья степенно тянутся к пригорку, на котором стоит церковь. Задний план сияет голубизной пруда и дальним спокойно-фиолетовым берегом. Совершенную благодать нарушают лишь написанные в правом верхнем углу два каменных дома, которые грубо вторгаются в пространство природного ландшафта.

    Мухаркин много раз бывал в Кыне, на Чусовой. Места здесь глухие, создают впечатление удаленности и заброшенности: "Кын", "Лесопилка в Кыне". Зимний пейзаж "Кын. Берег" по колориту более светлый, но впечатление оторванности от мира все же сохраняется.

    Натюрморты В.Д. Мухаркина свежи и непосредственны. Взглянув, например, на "Одуванчики", кажется, что дунь на них, и они рассыплются пухом. "Сухая черемуха", "Черемуха" представляют собой ковер из листьев черемухи на ограниченном пространстве плоскости. Листья, еще живые в центре, ближе к краям расплываются и блекнут, имитируя процесс начала и увядания природы.

    Художник, как волшебник, с помощью кистей и красок воспроизводит окружающую его действительность. Но это мир новой реальности, и нужно обладать мастерством, чтобы этот мир жил в глазах и душе зрителя. Вилен Мухаркин таким мастерством обладает.

    Недавно персональная выставка Вилена Дмитриевича "Цвет жизни жизнь цвета" открылась в министерстве культуры и туризма Свердловской области. Ее организаторами выступили министерство, фонд-музей графических искусств "Шлем" и нежнетагильский фонд поддержки и развития искусства "Коллекция".

Владимир ЧЕРЕПОВ, искусствовед, доцент кафедры истории искусств УрГУ, ветеран Великой Отечественной войны.

    Литература: Газета "Областная газета" от 28.05.2010.

"Я житель седого Урала..."

    Вилен Дмитриевич Мухаркин – известный тагильский художник, участник Великой Отечественной войны. Среди его многочисленных наград орден Отечественной войны первой степени и медаль "За отвагу", а коллеги, искусство-веды, поклонники таланта присвоили художнику такие звания: "Живописец от природы", "Совесть Художественного фонда", "Рафаэль Нижнего Тагила".

    И, казалось, об этом талантливом человеке так много сказано, что удивляться уже нечему. Но Вилен Дмитриевич, которому в апреле 2018 г. исполнилось 93 года, сумел удивить гостей, пришедших поздравить его с Днем Победы. Он наизусть прочитал несколько своих стихотворений и произведение Сергея Есенина "Возвращение на Родину", провел небольшую экскурсию по фотовыставке, где собраны снимки нескольких поколений его семьи.

Вилен Мухаркин

Вилен Мухаркин

    Вилен Дмитриевич – особенный человек. Наизусть знает много песен, читает стихотворения Лермонтова, Блока, Маяковского. Он воевал, защищал Родину, а картины пишет не о войне, а о красоте природы. У него особое видение цвета, и во время выставок в Москве искусствоведы признавали его уникальность и не могли поверить, что он не столичный художник.

    – Больших полотен на злобу дня никогда не делал, – говорит Вилен Дмитриевич. – Не мое это. Пишу пейзажи, натюрморты.

    Правда, по словам искусствоведов, среди произведений Мухаркина есть как беспечно солнечные, так и эмоционально напряженные, и его темпераментная живопись обладает взрывной силой тихого бунтарства.

    Зато в стихотворениях художника много строчек и о войне, и о современных реалиях. Например, такие: "И вот я на войну попал, я был еще мальчишкой, была холодная душа, да и ума не лишку. Я пули в цели посылал...". Или такие: "Сказал отец когда-то верно – мы воевали, чтобы жить, и жили мы не так уж скверно, как нам пытаются внушить". Политикой он интересуется и смотрит телевизионные ток-шоу, особо выделяя программы "Время покажет" и "60 минут".

    О войне рассказывает кратко. О том, как ушел на фронт в 17 лет, участвовал в боях за освобождение Украины, Венгрии, Румынии, получил два тяжелых ранения, второе – в уличных боях в Будапеште. 9 мая 1945 года встретил в госпитале.

    А это строки еще одного произведения художника:

    По сердцу мне край

    с голубыми лесами,

    где горы не так высоки.

    Люблю я туманные синие дали,

    весеннюю зелень земли...

    Я житель седого Урала,

    я житель заснеженных крыш.

    И что мне до шумного бала?

    И что мне красавец Париж?

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 10.05.2018.

"Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно..."

    6 апреля 2020 года исполнилось 95 лет известному тагильскому художнику, участнику Великой Отечественной войны Вилену Дмитриевичу Мухаркину. Это его искусствоведы, ученики и поклонники таланта назвали: "Живописец от природы", "Совесть Художественного фонда", "Рафаэль Нижнего Тагила", "Уральский Ван Гог"… И это он – автор ярких красочных пейзажей и натюрмортов, откровенных стихотворений о суровых реалиях войны.

Вилен Мухаркин

Вилен Мухаркин

    Как отметила директор Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна Людмила Павленко, не случайно любимая песня художника "Я люблю тебя, жизнь…" Простые слова Константина Ваншенкина вместили всю полноту человеческой жизни: это благодарность солдатам, защитившим Родину, любовь, дети, внуки, любимая работа, желание сделать мир лучше.

"Весенний этюд", 1977 год

"Весенний этюд", 1977 год

Вилен Мухаркин со студентами колледжа в 2015 году

Вилен Мухаркин со студентами колледжа в 2015 году

    И у Вилена Мухаркина все, как в советской песне. Листаем страницы его биографии. Он родился 6 апреля 1925 года в Надеждинске (ныне Серов). Отец – металлург, мать – домохозяйка. В 17 лет ушел на фронт, участвовал в боях за освобождение Украины, Венгрии, Румынии, получил два тяжелых ранения и 9 мая 1945 года встретил в госпитале. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией", юбилейными.

    В 1947-1952 годах учился в Нижнетагильском художественно-промышленном училище (ныне Уральский колледж прикладного искусства и дизайна). Преподавал, работал в нижнетагильских художественно-промышленных мастерских Художественного фонда РСФСР. Участник многочисленных выставок, член Союза художников России.

    Каждый год в начале апреля в Нижний Тагил из Калининграда звонит ученик Вилена Дмитриевича – заслуженный художник России Юрий Иванович Смирнягин. В его мастерской на почетном месте есть портрет Мухаркина, очень доброго, порядочного и уважаемого человека. А их первая встреча состоялась в Серове, когда мальчик пошел, чтобы купить мороженое, и увидел художника, пишущего этюд на улице. Юрий Иванович до сих пор помнит, как замер и не мог оторваться, забыв про мороженое. Потом он пришел в пятый класс школы №18, и оказалось, что тот загадочный художник – их новый учитель рисования.

    – Я так старался на уроках! – вспоминает Юрий Смирнягин. – И однажды Вилен Дмитриевич поднял мой рисунок перед классом, показал всем и сказал: "Это будущий художник". Так и случилось.

    Но вернемся к песне. Помните строки: "И вершина любви – это чудо великое, дети. Вновь мы с ними пройдем детство, юность, вокзалы, причалы. Будут внуки потом, все опять повторится сначала…" У Мухаркина двое детей – сын и дочь, четверо внуков, один из которых учился в том же колледже, что и дед, а теперь работает и живет в Санкт-Петербурге. Есть у художника и правнуки.

    О работах Вилена Мухаркина и его манере письма специалистами сказано много лестных слов. И про экспрессивную живопись, и про его чувство колорита, умение восторгаться миром простых вещей и любоваться цветом, фактурой, создавая живопись ради живописи.

    По словам Людмилы Павленко, когда смотришь на его работы, они наполняют надеждой, радостью, свежестью. И, конечно, их нужно рассматривать, а не читать чужое описание. Кстати, когда однажды Мухаркина на выставке попросили рассказать о картинах, он кивнул на работы и ответил: "Я уже все рассказал". Его пейзажи и натюрморты не нуждаются в комментариях, к ним просто надо "прикоснуться душой". Газетный материал не может передать всю красоту, мощь и энергетику работ мастера.

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО ИЗ АРХИВА КОЛЛЕДЖА. ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 09.04.2020.

Главная страница