Испанец родом из Тагила

    Яркую страницу в летопись доблестных Вооруженных Сил Страны Советов вписали воины-интернационалисты, сражавшиеся в рядах республиканской Испании. В их числе был и наш земляк – летчик Сергей Александрович Черных. За подвиг в небе Испании ему одному из первых на Урале Указом Президиума Верховного Совета СССР 31 декабря 1936 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

    – Мы не знали, что Сергей уехал добровольцем в Испанию, – рассказывала мне его сестра Мария Александровна Китаева. – Получили письмо, в котором он сообщал: предстоит перемена места службы. Приеду – дам знать. Однако обещанного письма так и не дождались.

    Но надежды не теряли. Однажды скрипнула дверь и в избу вошел военный – высокий, в шинели, хромовых сапогах. Смотрит на нас, улыбается.

    – Сережа! – первой воскликнула мать и бросилась к нему.

    Сергей снял шинель, и на гимнастерке засверкали орден Ленина и Золотая Звезда. Тогда-то мы и узнали: был в Испании.

    Собрались за столом, и Сергей рассказал все в подробностях. Как плыл на белоснежном теплоходе, о чем думал, стоя у борта. Припомнил, как на родном аэродроме в минуты отдыха они, летчики, брали в руки газету, жадно читали сообщения из Испании, горели ненавистью к фашистам, отдавали в фонд помощи испанским республиканцам свои сбережения и были готовы стать в ряды интернационалистов. И вот они, советские добровольцы, на борту теплохода направляются в Испанию.

    ...Боевая тревога. Черных в один миг был в воздухе. И вот встреча с "юнкерсами". Раздумывать некогда, решение созрело мгновенно. Черных поднимает свой самолет еще выше. Теперь он как бы "сидит" на "юнкерсах". Один из них попадает в перекрестие прицела, и, заметив опасность, фашистский летчик беспорядочно сбрасывает бомбы, увертывается... "Промедлил, промедлил" – мысленно укорял себя Черных. И снова – ввысь. Кто выше – тот и хозяин положения. Цель выбрана. Черных переводит самолет в пикирование. Длинная пулеметная очередь. "Юнкерс" накренился и рухнул вниз. Первый воздушный бой выигран.

    Фашисты вновь не досчитались десятка полтора самолетов. Мадрид ликовал.

    – Виза, чатос! – скандировали жители, вскидывая сжатые кулаки.

    Чатос – курносые, так называли испанцы советские истребители И-16, стали любимцами.

    ...Почти каждый день над Мадридом появлялась "рама" – двухфюзеляжный, хорошо защищенный броней фашистский разведчик. Его прилет предвещал бомбовый удар.

    "Уничтожить!" – поставило задачу республиканское командование. За разведчиком охотился не один летчик, но без успеха.

    Гул. Словно кто-то нажимал и отпускал кнопку баяна. Черных ждал приказа о вылете в кабине самолета, по сигналу ракеты взмыл ввысь. Она, "рама"! Они стремительно неслись навстречу друг другу. Фашистский ас не выдержал, круто нырнул вниз. Черных дает из пулемета очередь – мимо. Фашистский летчик маневрирует, сам ловит цель. Разгадав, Черных пытается "сесть" ему на хвост. Серия маневров – и вот "рама" в прицеле. Пулеметная очередь. Самолет с паучьей свастикой задымил, накренился, с воем понесся к земле. Черных сделал круг, наблюдая за его падением.

    О подвиге чатос восторженно сообщали газеты. Испанские летчики присвоили своему боевому другу звание "рыцарь неба".

    Франко, поднявший мятеж против республиканского правительства, хвастливо объявил: 7 ноября – в годовщину русской революции – он будет в Мадриде. Гитлер и Муссолини направили своему ставленнику подкрепление.

    Компартия Испании бросила клич: "Мадрид не сдадим! Сражаться!" Одну из своих речей пламенная Долорес Ибаррури закончила призывом: "Но пасаран!" (Они не пройдут!).

    – Но пасаран! – подхватил трудовой народ Испании.

    ...С утра 7 ноября на подступах к городу гремела канонада. В воздухе армада фашистских бомбардировщиков. Республиканские летчики устремились им навстречу. Они обрушились на бомбардировщиков, пытаясь вынудить их сбросить свой адский груз на подступах к городу.

    – Атакуй!– услышал Черных в наушниках команду.

    В паре с ведомым они устремились на строй тяжелых "хейнкелей". Те рассыпались, в беспорядке освобождаясь от бомб. Черных дал очередь. За "хейнкелем" потянулся шлейф черного дыма.

    Сергей окинул взглядом небо: напарник рядом. Поздравляя друг друга, они покачали крыльями своих "ястребков".

    Отогнав врага, республиканские истребители строем пролетели над Мадридом, выполнили несколько фигур высшего пилотажа и удалились в сторону фронта.

    Республиканский Мадрид с энтузиазмом отпраздновал девятнадцатую годовщину Великого Октября.

    В те ноябрьские дни Черных сутками не снимал комбинезон, больше находился в воздухе, чем на земле.

    Поставив в капонир машину, он подошел к товарищам. Давно не виделись, хотелось поговорить, как донесся раздирающий душу гул: из-за облаков уже пикировали "юнкерсы". Черных сорвался с места, что было духу побежал к своему самолету, вскочил в кабину. Набрав высоту, обшарил взглядом небо. Отбомбившись, "юнкерсы" отваливали в сторону. Сколько их – не имело значения: атаковать! Несколько пулеметных очередей – и один из "юнкерсов" задымил. Не успел набрать высоту, как сам оказался в окружении вражеских самолетов. По фюзеляжу застучали пули. Черных описывает петлю. Теперь "юнкерсы" под ним. "Ястребок" пикирует на них. Стучит пулемет. Еще один стервятник нашел свою гибель.

    Посадив машину, Черных выскочил из кабины, погладил слипшиеся от пота волосы и обнаружил, что летал без шлема и очков.

    ...Черных пришел на аэродром не в духе.

    – Будем прощаться, –с грустью сообщил он боевым друзьям.

    – Отзывают домой...

    – Домой –хорошо! – воскликнул неунывающий Рубен, не раз вылетавший со своим советским другом на боевые задания.

    Испанцы подняли советского летчика на плечи, донесли до штаба. Из Советского Союза как раз прибыла очередная группа добровольцев. Сергей Черных встретил в ней своего земляка – Анатолия Серова из Надеждинска.

    И вот родная земля. Благоухала весна, в белом кипении цветущие сады.

    До Москвы их домчал поезд. На приеме в Кремле Михаил Иванович Калинин прикрепил к гимнастерке Черных орден Ленина и Золотую Звезду.

    После короткого отдыха С.А. Черных уехал из Тагила к новому месту службы – командовать авиаотрядом.

    Только вошел в обстановку, узнал людей – и опять поездка в Нижний Тагил: земляки выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.

    Казалось, все тагильчане пришли на привокзальную площадь, на перрон. Смущенный Черных поднял руку, поприветствовал своих земляков. После митинга Сергей подошел к матери, взял под руку, повел к машине. Евдокия Кузьминична первый раз в своей жизни ехала в автомобиле.

    ...Москва, Большой Кремлевский дворец. Первая сессия Верховного Совета СССР. Черных встречает в вестибюле знакомого летчика.

    – Дуглас? – обрадовался Черных.

    – Он самый, – улыбнулся летчик.– А вообще-то Смушкевич.

    Многие "испанцы" были избраны депутатами Верховного Совета.

    В апреле 1938 года Черных присваивается звание полковника, он назначается заместителем командующего авиацией Отдельной Краснознаменной Дальневосточной Армии – той самой, которой командовал маршал Василий Константинович Блюхер. Черных поручаются самые ответственные задания. Он возглавляет поиск совершивших вынужденную посадку в тайге отважных летчиц – Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой, предпринявших на самолете "Родина" беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток.

    Советские самолеты под его командованием наносят сокрушительные удары по японским захватчикам у озера Хасан, на реке Халхин-Гол.

    Вводятся генеральские звания. Газеты печатают портреты первых генералов Красной Армии. Среди них и Сергей Александрович Черных, пожалуй, самый молодой генерал – ему исполнилось тогда всего 28 лет.

    ...Авиационная дивизия, которой командовал Черных, дислоцировалась у самой западной границы. В последнее время участились провокации, стали появляться немецкие самолеты.

    Среди ночи Черных разбудил телефонный звонок. Дежурный по штабу ставил я известность: с полками нарушена связь.

    Черных быстро прибыл в штаб. Там уже находились полковой комиссар Юхимчук и начальник штаба дивизии полковник Назаров. Они доложили: патрулями задержан немецкий лазутчик. Все говорило о том, что фашисты затевают большую провокацию. Черных распорядился: привести всю технику в полную боеготовность. В воздух были подняты ночные истребители.

    Коротка летняя ночь. Вот уже и рассвет. Черных вышел из штаба. Тишина. Но что это?

    Выбежали Назаров, Юхимчук – все, кто был в штабе, и тоже вглядывались в небо. Со стороны границы на большой высоте развернутым строем шли самолеты.

    Где же наши? Не видят, что ли? А вот и "ястребки". Небо наполнилось треском пулеметных очередей. То здесь, то там над землей поднимались черные дымовые шлейфы. Горели сбитые самолеты. Немецкие. Наши.

    Под прикрытием "мессершмиттов" появилась новая волна вражеских бомбардировщиков. "Юнкерсы" прорвались, нанесли бомбовые удары по передовым аэродромам.

    – Товарищ генерал! – крикнул из кабины подкатившей автомашины шофер. – Отправьте семью...

    Черных вскочил в машину, и они поехали домой. Жена, дети в слезах. Черных отправил семью на ближайшую железнодорожную станцию, и вернулся в штаб. Уже рвались вражеские снаряды. Уцелевшие самолеты он приказал перебазировать на тыловые аэродромы...

    А через несколько дней – неожиданный вызов в Москву.

    Больше в свою дивизию Черных не вернулся.

    Как полагают сослуживцы, случай, когда он уехал из штаба с шофером, чтобы отправить семью, был сочтен за трусость. Впоследствии установлено: Сергей Александрович Черных, горячий патриот своей Родины, герой Испании, стал жертвой клеветы и необоснованных обвинений.

    Славное имя отважного летчика возвращено тагильчанам, всем советским людям.

    В музее-заповеднике о его боевых подвигах рассказывает стенд. В Нижнем Тагиле его именем названа одна из улиц.

А. ТЕРЕБ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 13.02.1988.

 

 

Боевые будни Сергея Черных в Испании

    "13 ноября 1936 года.

    …Часов в 11.00–11.30 вижу ракету. Сел быстро в самолет и начал ждать очереди для вылета. Первым взлетел командир эскадрильи. За ним со звеном взлетел и я. Место моего звена было правее звена командира эскадрильи: мы шли девяткой.

    Появилась небольшая облачность, а при подходе к Мадриду на высоте 1500–800 м была уже трехслойная облачность. Она была вытянута с северо-запада на юго-восток и закрыла весь Мадрид.

    Выше и ниже нас в направлении к Мадриду я увидел несколько точек, которые быстро приближались. По силуэтам самолетов можно было определить, что это "фиаты". Увидев нас, они развернулись от нас с набором высоты.

    Командир эскадрильи подает сигнал "внимание" и бросается вниз к облачности. Я не видел, кого он атакует, и решил рассмотреть цель. Вижу, что командир эскадрильи звеном атакует звено "фиатов". Я пошел вслед за ними. После атаки командира один "фиат" упал, а два оставшихся быстро направились к облакам, чтобы в них скрыться. Я прибавил газа и начал их преследовать, ведя с дистанции 200–100 м прицельный огонь короткими очередями. Один "фиат" свалился на крыло, подняв нос. Я успел выпустить еще одну очередь, и он упал около Мадрида. Вернувшись домой, я с радостью доложил о своем успехе командиру, который меня с ним и поздравил".

    Так описал свой первый воздушный бой наш земляк, будущий Герой Советского Союза, летчик–истребитель Сергей Александрович Черных, в отчете, подшитом в "Сборнике информационных документов о боевых действиях истребительной авиации 10.10.1936–25.02.1937 гг". По возвращении на Родину он был назван командиром "снайперского звена".

    Эти и другие неизвестные ранее страницы боевого прошлого С.А. Черных впервые документально отражены в вышедшей в 2008 году в Москве книге С.В. Абросова "Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936–1939 гг.". Именно в испанском небе приняли боевое крещение многие прославленные советские летчики, ставшие в годы Великой Отечественной войны воздушными асами. Здесь в боевых условиях прошли испытания и новые типы самолетов, впервые была опробована тактика воздушного боя.

    Открывая первые страницы книги, тагильский читатель или исследователь сразу же обратит внимание на нашего земляка С.А. Черных. Среди многих документов автор сборника уделил С. Черных значительное внимание.

Сергей Черных    Информация о боевом применении советской авиации в Испании оставалась весьма скудной, разрозненной и неполной. Правда, в разные годы различными издательствами выпущено немало книг, рассказывающих о летчиках, танкистах, артиллеристах, советниках и т.д.

    В 1974 году Воениздат выпустил в свет мемуары А. Гусева "Гневное небо Испании". До Испании С.А. Черных некоторое время летал в авиазвене, которым командовал автор мемуаров. Позже он вновь встретится с ним уже в Испании, перед самым возвращением на родину.

    Книга С. Абросова стала первой отечественной работой, в которой собран, обобщен и проанализирован огромный фактический материал, архивные сведения и мемуарная литература по истории воздушной войны 1936–1939 годов. Основным материалом к написанию книги послужили документы, хранящиеся в Российском государственном военном архиве (РГВА). Эти документы ежедневно, буквально по часам, отражают хронику воздушных сражений в пылающем небе Испании.

 

    "Хотя они и не были лишены различных недостатков, – высказывает мнение автор. – Но широкое их изучение позволило все же составить единое целое".

    В книге наибольшее внимание впервые уделено летчикам–истребителям. "Сложность и, если можно сказать, "запущенность" вопроса, – пишет в предисловии автор, – вынуждали выделить какое-то направление приоритетным. Хотелось, конечно, более подробно осветить деятельность и других авиаторов, однако, учтя, сколько времени было потрачено на истребителей, не оставалось сомнений, что работа заняла бы еще очень значительное время".

    Об испанском периоде жизни С. Черных мало что известно, а если и сообщается, на мой взгляд, то очень скудно и не всегда достоверно. Эта же книга на основе документов проясняет многие малоизвестные страницы из боевой жизни летчика.

Сергей Абросов. Возушная война в Испании. Обложка книги.    С.А. Черных прибыл в Испанию в группе летчиков–истребителей на И–16 в начале ноября 1936 года. До командировки в Испанию он служил командиром звена 107–й истребительной авиаэскадрильи 83–й истребительной авиабригады Белорусского военного округа и находился в Испании до 06.02.1937 г.

    Из хроники боевых действий узнаем, что тяжелые воздушные бои шли каждый день. И–16, пилотируемый Черных, ежедневно находился в воздухе. Об этом рассказывают "Дневники боевых действий", фиксировавшие и описывавшие отчет о каждом полете, за каждый бой.

    Обычно в разной литературе указывается, что Черных сбил три самолета. "Однако это только промежуточный итог, отраженный для представления к награждению, – отмечает автор книги. – За период боев в Испании Черных, по отчетам, представленным летчиком за период нахождения, сбил лично пять самолетов и два в составе звена. Он налетал 115 боевых часов и сам ни разу не был сбит". Звание Героя присвоено 31 декабря 1936 года.

    Великую Отечественную войну он встретил в должности командира 9-й смешанной авиадивизии. 22 июня дивизия из 409 самолетов потеряла, в основном, на земле, 347 самолетов. Сразу же после этого ее командир генерал–майор С. Черных был арестован, а 27 июня 1941 года расстрелян перед строем дивизии, но все же дивизия сбила 85 самолетов противника.

    Много загадок и тайн хранят документы о последних днях жизни Черных. Исследователи ссылаются на различные достоверные источники. В этой книге автор, делая ссылку на документы, отмечает, что С.А. Черных "26.06. 1941 г. расстрелян". (?) Возможно, что-то в них сфальсифицировано (в 30-е годы прошлого века, как и ныне, правоохранительные органы умели это делать). Электронная версия historyntagil.ru. Как сказал мне в свое время известный не только в нашем городе краевед, в разных архивах всегда можно найти документы, подтверждающие или опровергающие тот или иной факт, хотя и он реален.

    Как бы то ни было, правда все же восторжествовала. С. А. Черных реабилитирован посмертно, и мы, тагильчане, гордимся нашим земляком, который стал первым Героем Советского Союза не только в Нижнем Тагиле, но и на Урале.

    Я верю, что, возможно, будут открыты и другие документы в военных архивах, мы узнаем новые неизвестные страницы из жизни нашего легендарного земляка.

    Книга иллюстрирована редкими фотографиями, ранее не публиковавшимися.

В. КРИНИЦЫН, майор запаса, краевед.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.01.2010.

Главная страница