Инженер Юрий Максарев

    Как известно, Юрий Евгеньевич Максарев возглавлял УВЗ в годы Великой Отечественной войны. Ю. Е. Максарев руководил предприятием в годы, когда создавался и был внедрен в массовое производство танк Т-34. О большом таланте этого человека, его душевных качествах, о его неоценимом вкладе в развитие советского танкостроения рассказывает этот очерк.

Эскиз к портрету

    Писать о нем трудно. Трудно не только потому, что мало осталось людей, которые с ним встречались (большинство оставило работу, многие уехали из Тагила, некоторые вообще ушли из жизни), а те, кто встречался, в большинстве своем были в годы войны слишком молоды и обычно не занимали положения, позволявшего часто встречаться с директором завода. Трудно потому, что речь идет о личности слишком крупной, многогранной и яркой, и автору в подобном случае приходится рассчитывать не более, чем на эскиз к портрету.

    Есть и еще одна сложность - пожалуй, основная. Можно пронормировать труд рабочего - в метрах, тоннах, штуках. Можно определить эффективность труда конструктора, технолога, ученого. Как "вычислить" работу руководителя, да еще такого масштаба, как Максарев? Мера, очевидно, одна - успехи коллектива, который он возглавлял. И если в дальнейшем будет затронута история создания танка Т-34 и внедрение массового производства танков в годы войны, будем помнить, что все это время завод возглавлял Юрий Евгеньевич Максарев.

Начало пути

    Родился Ю.Е. Максарев в 1903 году в (Из биографии кандидата в депутаты Совета Союза, 20.01.46 г.) г. Порт-Артуре, в семье офицера крепостной артиллерии.

Юрий Евгеньевич Максарев

Юрий Евгеньевич Максарев

    До 1917 года учился в Петербурге, с 1918 года начал свою трудовую деятельность подручным электромонтера. В 1919 году вступил в комсомол, в 1921 году - в партию. В 1921 году был добровольцем в частях особого назначения Василеостровского района г. Ленинграда. После этого тов. Максарев учился сначала в политехническом, а затем в Ленинградском технологическом институте, совмещая учебу с выполнением обязанностей секретаря партколлектива института и члена Ленсовета.

    С 1926 по 1929 год находился на партийной работе на Люберецком заводе и "Красном путиловце".

    В 1929 году Ю. Е. Максарев возвратился в институт для завершения учебы, защитил дипломный проект и был оставлен в аспирантуре. В 1930 году пришел на завод "Красный путиловец".

    В музее Кировского завода почти нет материалов, посвященных Ю.Е. Максареву, - только фотография 30-го года. Из справки отдела кадров узнаем: путь по служебной лестнице от инженера кузнечных мастерских до начальника новокузнечного цеха он прошел быстро, всего за 5 лет. Полтора последних года своего пребывания на заводе работал начальником отдела, затем исполнял обязанности главного инженера.

    В октябре 1938 года Юрий Евгеньевич назначается директором завода 183.

    Годом раньше, заводское КБ, руководимое М.И. Кошкиным, начало разработку танка Т-32, прототипа знаменитого Т-34, машины, не имевшей аналогов в современном ей танкостроении.

    Новый танк был встречен представителями Главного Бронетанкового Управления весьма настороженно. Чтобы продолжать дальнейшую работу над новой машиной, требовалось пойти на определенный риск - завод и КБ на этот риск пошли.

    После знаменитого пробега по маршруту Харьков - Москва - Харьков весной 1940 года у руководства армией отпали последние сомнения. Завод приступил к выпуску новой машины.

    Но еще раньше, на стадии проектирования рабочих чертежей, детали Т-34 были подвергнуты строжайшей проверке на технологичность: простота конструкции, простота изготовления были возведены в принцип: с самого начала новый танк мыслился как машина, сориентированная на массовое производство.

    Указом от 19 сентября 1941 года за внедрение в производство танка Т-34 Ю.Е. Максарев и А.А. Морозов, сменивший на посту главного конструктора безвременно умершего М.И. Кошкина, были награждены орденами Ленина. Это был день начала эвакуации завода 183. Покинул завод и директор, парторг ЦК на заводе С.А. Скачков, другие руководители. Дорога на Урал продлится около месяца. В цехах совершится то, что с полным правом можно назвать "уральским чудом".

Цифры уральского чуда

    Мы привычно говорим "беспримерный подвиг тружеников тыла", "в тылу сражались, как на фронте". И это действительно так.

    Но перейдем из эмоциональной сферы в инженерную и вспомним, что было сделано коллективом завода в годы войны.

    Август-декабрь 1941 года. На Урал прибыли, помимо завода № 183 еще семь предприятий. Надо расселить и накормить людей, многих из вновь прибывших обучить профессии. Надо создать новый коллектив. Нет бронекорпусных и термических цехов, почти нет механических. Ряд цехов размещается в существующих зданиях. К концу года смонтировано до 3000 единиц станочного оборудования. 25 декабря на фронт отравлены первые 25 танков.

    1942 год. Построен ряд цехов, в том числе 181, 100, 140. Смонтированы 1776 станков и 134 единицы кузнечно-прессового оборудования, в результате чего станочный парк намного возрос. Происходит качественное изменение структуры производства.

    1943 год. Решается задача доведения выпуска до 30 комплектов в сутки. С первой половины года и до конца войны "завод, где директором Герой Социалистического Труда тов. Максарев" (так писала "Правда") держит переходящее Красное Знамя Госкомитета Обороны.

    1944 год. Во второй половине марта производится модернизация "тридцатьчетверки" - меняется башня, устанавливается пушка 85 мм. Выпуск при этом не снижается ни на день, завод работает ритмично. В своей речи на собрании партактива завода, опубликованной в "Правде" 7.12.1944 г., Ю.Е. Максарев скажет: "С 1941 года мы увеличили производство танков в 5 с лишним раз и этим мы обязаны громадной творческой работе всего коллектива под руководством партийной организации... Инженерно-технические работники перестраивали производство с мелкосерийного на массовое. На базе более совершенного технологического процесСА были созданы новые участки, новые цехи, новый, нигде не применяемый в родственной нам промышленности цикл производства.

    Характер производства изменился, изменился и рабочий. Раздробленность операций, облегчение труда рабочего при помощи различных приспособлений помогли квалифицировать молодого рабочего в течение одного - двух лет и создать такой коллектив, который по своему навыку, с точки зрения квалификации, стоит значительно выше многих коллективов, имеющих больший стаж. Мы в 2 раза снизили трудоемкость изделий. Это достигнуто не за счет физического напряжения людей, а за счет усиления оснащенности завода. За 3 последних года на заводе внедрено более 13,5 тысячи станочных приспособлений, около 4-х тысяч холодных штампов и около 6 тысяч горячих. Такой оснащенности наш завод не знал.

    Одновременно с вопросами выпуска продукции решались вопросы экономии. Здесь надо подчеркнуть, что это было достигнуто не только благодаря энергии и инициативе руководителей - весь коллектив принимал в этом участие. В обсуждении и составлении техплана в текущем году участвовало 4249 человек - более 4-х тысяч людей было поднято от станков, чтобы показать технологам и металлургам, как нужно лучше и дешевле работать".

    25 мая 1945 года с конвейера завода сошел танк с заводским номером 35000. В передовой статье, посвященной труженикам Уральского танкового завода, "Правда" писала: "Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но он сделал для Родины все, что мог. Слава танкостроителям - героическим участникам Отечественной войны!".

    За вклад, внесенный в дело разгрома фашистской Германии, завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.

    Главному конструктору А.А. Морозову и директору завода Ю.Е. Максареву были присвоены звания генерал-майора ИТС. Максарев был удостоен орденов Суворова I степени и Кутузова II степени - такие ордена присуждались полководцам за успешную операцию или бой, в результате которого была одержана победа.

Воспоминания и размышления

    В эту часть очерка включены воспоминания работников завода, которым приходилось хотя бы изредка сталкиваться с Ю.Е. Максаревым в годы войны.

    А.Г. БЕРДИНСКАЯ, секретарь дирекции:

    -Юрий Евгеньевич? Очень спокойный, выдержанный, никогда голоса не повысит... По-настоящему интеллигентный человек...

    А.Л. ЛЕВКОВСКИЙ, конструктор отдела 520:

    - Я был молодым конструктором, он - директором завода. Вы сами понимаете, как часто мы могли встречаться. Знаю одно - его на заводе любили, он был очень добрый человек. И, судя по всему, технарь до мозга костей. О нем рассказывали такой случай: после войны, уже в должности заместителя министра, он приехал на совещание на один из заводов. Шел массовый брак, задержали приемку. Вечером Максарев ушел с совещания в сборочный цех, надел комбинезон - и принялся за работу. Ему самому надо было разобраться.

    Р.Т. ВЕЛЬТМАН, начальник техбюро цеха 640:

    - С Юрием Евгеньевичем сталкивались очень редко, но он меня запомнил, может быть, потому, что руководителей-женщин было немного. Он называл меня хозяйкой цеха. Уже после войны в министерстве мы как-то столкнулись с ним, он сразу узнал меня: "Ну, хозяйка, как дела?"

    А.В. ЗАБАЙКИН, бывший главный инженер завода, в годы войны зам. главного металлурга:

    - Каким запомнился Максарев? Инженер со склонностью к изобретательству - таким, пожалуй. Иногда его технические идеи граничили с фантазией, он будил воображение, подсказывая тему какой-либо технической задачи. Он никогда не забывал ни о деле, порученном кому-либо из подчиненных, ни о людях, которые хорошо выполняли порученную работу, даже если с этими людьми он сталкивался всего один раз. Что еще? Чувство ответственности - никогда никого не подставил: "Я директор, я и отвечаю за завод". И еще - никогда не унижал чувство собственного достоинства подчиненных. Ругать - ругал (всякое бывало!), но унижать никогда!

    B.П. КРУШЕЛЬНИЦКАЯ, заведующая технической библиотекой завода с 1939 по 1968 год:

    - Однажды, кажется, в 1942 году, меня вызвал директор и попросил что-нибудь почитать для заболевшей жены. В библиотеке художественной литературы не было, общественно-политические журналы - нарасхват. Я объяснила Юрию Евгеньевичу, что по положению мы не имеем права держать художественную литературу. "Но ведь людям нужна иногда передышка", - заметил директор. Спустя месяц на завод пришел вагон с книгами: Пушкин, Толстой, Есенин, Соболев. В течение войны книги приходили еще дважды, до конца войны в технической библиотеке завода был отдел художественной литературы.

    Б.Г. ГУРЕВИЧ (г. Ленинград), в годы войны заместитель начальника ЦЗЛ:

    - Задания на проведение особо важных работ мы получали непосредственно от директора Ю.Е. Максарева, который обладал незаурядным инженерным талантом и большими организаторскими способностями. В 1943 году при испытании танков появились случаи выхода из строя коробок перемены передач (КПП) из-за повышенного износа зубьев шестерен. ЦЗЛ было поручено выяснить причины этого дефекта. По результатам выполненных исследований ЦЗЛ рекомендовала внести некоторые изменения в техпроцесс термической обработки этих деталей. Одобрив наши рекомендации, Ю.Е. Максарев дополнительно предложил заменить масло в КПП осерненной смазкой и, поскольку, в готовом виде такую смазку получить было негде, обязал ЦЗЛ отработать технологию изготовления ее и внедрить на заводе на имеющемся оборудовании и из имеющихся материалов.

    Много оригинальных инженерных советов мы получали от Ю.Е. Максарева по самым разнообразным техническим проблемам, которые нам приходилось решать. В их числе были: освоение производства литых траков из высокомарганцевистой стали Г-13Л, разработка и внедрение специального травления листовой стали для топливных баков и другие вопросы, решение которых требовало комплексного участия конструкторов, металлургов и технологов.

    Работая в контакте с КБ и бывая у А.А. Морозова, я нередко заставала у него Ю.Е. Максарева и была свидетелем того, как, рассматривая новые конструкторские разработки, он оценивал их с позиций технологичности. А.А. Морозов с большим вниманием и уважением относился к замечаниям Юрия Евгеньевича.

    Вот несколько цифр, характеризующих тот дух творчества, который царил на заводе: за годы войны было внедрено 3567 изобретений, усовершенствований и рационализаторских предложений с экономической эффективностью 67 миллионов рублей и общим снижением трудоемкости 442 нормо-часа.

И снова воспоминания.

    Т.И. НИКОЛАЕНКО (г. Ялта), в годы войны сотрудник заводской газеты.

    - В марте 1944 года исполнилась годовщина гибели моей матери от голода в оккупированном Харькове. Он был уже освобожден. Я просила партком отпустить меня на две недели для поездки домой. Начальник мой категорически возражал. Я пошла к Юрию Евгеньевичу. Он выслушал меня и наложил резолюцию на заявлении: "Оформить отпуск на две недели. Выдать возможное количество продуктов".

    И я поехала. Дорога заняла 13 дней. В разрушенном Харькове была всего пять дней и обратно. Ехала уже быстрей, ведь опаздывала почти на две недели. В парткоме собирались со мной строго разговаривать, но директор вступился: "Она не виновата, надо же знать, как ходят поезда".

    Часто сталкиваясь с ним на планерках в отстающих цехах, замечала: не было грубостей, не было оскорблений и унижения человеческого достоинства - в любых условиях Максарев оставался подлинно интеллигентным человеком.

    В.М. ВОЛОЖАНИН, в годы войны бригадир гвардейской фронтовой бригады:

    - Каждый день в конце второй смены Максарев с главным инженером Кордунером ходили в сдаточный цех. Очень часто по пути заходили и в наш цех. Подойдет, поинтересуется, как дела, часто закурить предложит: в войну с папиросами туго было, папироса, как и дополнительный паек, - лучшее поощрение. Юрий Евгеньевич лично знал всех передовиков, интересовался и работой и домашними делами, старался всемерно помочь.

    ...Я пытаюсь почувствовать время... Чем жили они - труженики тыла, обеспечившие победу, кого "Правда" назвала "героическими участниками войны". Голод, холод, редкие письма с фронта, каждое из которых вскрывается с чувством, будто оно последнее. Изматывающие до предела двенадцатичасовые (а надо - суточные) смены и самое страшное в начале войны "Наши войска оставили... оставили... оставили...". Но в сорок втором рождается заводская капелла. Многотиражка за 1943 год пестрит объявлениями: ставит оперы "Евгений Онегин" и "Кармен" вокальный коллектив, проводятся литературный конкурс заводских авторов и спортивные состязания. Завод живет напряженной духовной жизнью - ведь, казалось бы, девизом времени должно бы стать пресловутое "давай-давай".

    Что стояло за этим! Молодость! Треть коллектива завода - молодежь, знаменитые Таня Бревнова, Вася Воложанин, Сима Уздемир в годы войны - 15-16-летние подростки, а директору в сорок пятом исполнится всего 42!

    Высшая мудрость, понимание, что в таких условиях (тем более - в таких условиях) людям необходима разрядка! Вспомните: "Людям иногда нужна передышка". Истинная интеллигентность!

    Впрочем, у меня нет свидетельств, что руководство завода занималось делами кружков и вопросами организации вечеров. Но что директор посещал молодежные общежития сам и требовал этого же от других руководителей завода, знаю совершенно точно.

    Может быть, именно поэтому обездоленные войной люди увидели в заводских огнях отблеск света родного очага - ибо 9 мая 1945 года на завод пришли все - даже те, кто в этот день не работал.

    А через год, 29 апреля 1946 года, директор Ю.Е. Максарев подписал свой последний приказ:

    "Прибыв на завод № 183 директором завода и проработав со славным, ныне четырежды орденоносным коллективом до 1946 года, за этот трудный период организации на заводе нового танкостроения, в особенности в годы Великой Отечественной войны, я всегда получал искреннюю поддержку и помощь от всего коллектива завода и, в особенности, командного состава и опирался в своей работе на передовых людей коллектива. В связи с решением правительства о моем новом назначении выношу благодарность моим ближайшим помощникам и всему коллективу завода и уверен, что славный, четырежды орденоносный коллектив будет решать стоящие перед ним задачи с еще большей энергией".

После Тагила

    Осень 1983 года. Москва, Всесоюзный центр патентных услуг. Я уже знаю, что после Тагила Ю.Е. Максарев работал заместителем министра транспортного машиностроения, затем - председателем Государственного комитета по науке и технике и с 1961 по 1978 год - председателем Государственного комитета по делам изобретений и открытий, что он награжден 12 орденами, из них 7 орденами Ленина и что он умер в Москве в ноябре 1982 года.

    Теперь я в кабинете заместителя директора ВЦПУ В.И Сидельникова. Он работал с Максаревым 12 лет в Комитете по делам изобретений и открытий.

    - Виктор Иванович, что вы можете рассказать о Юрии Евгеньевиче?

    - Вы видите? - отвечая вопросом на вопрос, говорит собеседник. - Взгляните! Напротив стола, на невысокой тумбочке, знакомая, столько раз виденная фотография.

    Сложный человек... Доступный - и сложный. Как инженер - явление... Кстати, в английском справочнике "кто есть кто" о нем сказано: "Юрий Максарев - крупнейший русский инженер".

    Знаете, его отличало совершенно необычное видение технических проблем - иногда принимаемое им решение казалось абсурдным, и только по прошествии времени выяснялось, что оно было единственно верным. При государственном масштабе работы он не боялся идти на риск, если представлялась возможность добиться в результате больших успехов.

    И я вспоминаю Тагил, 1942 год. Разве не было риском в условиях войны ломать сложившийся технологический процесс, внедряя поточное производство! Или автоматизировать сварку! Максарев и в зрелые годы сохранил веру молодости.

    Огромная инженерная эрудиция Юрия Евгеньевича позволяла ему ни равных разговаривать с представителями любых специальностей на уровне академиков. Совместно с другими крупными инженерами он внедрял непрерывную разливку стали на предприятиях страны, один из его орденов Ленина получен за участие во внедрении сварных алюминиевых гондол для сжиженного кислорода.

    Он отстаивал в Совете Министров необходимость развития патентной службы в стране, внедрения системы товарных знаков. Личные качества? Его любили. Он сумел сформировать у подчиненных отношение к себе, как к старшему товарищу - старшему по возрасту, равному по положению. Это трудно. Председатель Госкомитета - фактически министр. А Максарев был доступен без панибратства.

    ...Сын дворянина, Максарев защищал Советскую власть на льду Кронштадта. Он защищал Советскую власть на посту директора завода, выпускающего стратегическое оружие в годы войны. На всех постах, куда его направляла страна, он отстаивал интересы своей страны. Мне вспоминается еще один эпизод, рассказанный В.И. Сидельниковым.

    Когда после своего выхода на пенсию в 1978 году Ю.Е. Максарев пришел на партийное собрание, зал, не сговариваясь, встал. К этому мне нечего добавить.

Н. ЕПИФАНОВА.

Литература: Газета "Машиностроитель" от 05.06.1985; 12.06.1985; 06.1985.

Генерал танковой промышленности

    В суровых и стремительно изменяющихся исторических реалиях России начала XX века зарождалось новое общество молодого советского государства. Именно тогда начинали свои жизненный и профессиональный пути ставшие позже величайшими государственные и научные деятели. Среди них – Юрий Евгеньевич Максарев.

Инженерная школа

    Родился он в семье профессионального военного, офицера, героя-участника войны с Японией, и, поступив в 1912 году в престижный Первый кадетский корпус в Ленинграде, казалось бы, определился с военной карьерой. Однако после 1917 года кадетский корпус оказался никому не нужен, стремительная инфляция "съедала" зарплату матери-машинистки и пенсию, которую получали после смерти отца.

    Стране, вставшей на путь индустриализации, нужны были рабочие и квалифицированные специалисты. Ни тех, ни других катастрофически не хватало, поэтому часто студенты тех лет параллельно работали в цехах заводов и конструкторских бюро.

Юрий Максарев

Юрий Максарев

    Таким был путь и Юрия Максарева: 14-летним подростком он устроился подручным электромонтера, работал кладовщиком в институте фотографии, телефонистом в управлении коменданта станции. А в 1921 году стал студентом Ленинградского 2-го политехнического института. Но, отучившись год, был отозван в распоряжение Балтийского пароходства. Далее – длительная заграничная командировка кочегаром на пароходе "Трансбалт".

    В 1923 году два студенческих месяца сменила пятимесячная практика в КБ бюро радиотелеграфного завода имени Коминтерна. К тому же после расформирования 2-го политехнического института Максарев вместе с другими студентами был переведен в Ленинградский технологический институт.

    Продолжая числиться студентом, год за годом он набирался производственного опыта, работая в мастерской завода "Большевик", в машиностроительном отделе проектного института "Ленгипромез" и т.д. Это была уже настоящая инженерная работа. В течение восьми лет он прошел путь от мастера монтажа кузнечного оборудования в управлении строительства по реконструкции завода "Красный Путиловец" до исполняющего обязанности главного инженера Кировского завода.

    Уральский танковый завод

    В 1938 году в возрасте 35 лет Юрий Максарев стал директором Харьковского паровозостроительного завода, налаживал серийное производство Т-34. В 1941 году во главе завода был эвакуирован в Нижний Тагил, где сразу занялся организацией первой в мире поточной линии по производству танков.

    Однако идея конвейерной сборки танков была поддержана не всеми: с февраля по май 1942 года он был отстранен от должности директора завода, оставаясь главным инженером. В тот период директором УТЗ был заместитель наркома танковой промышленности Исаак Зальцман.

    Вернувшись на должность директора, Максарев продолжал налаживать поточно-конвейерную сборку так необходимых фронту машин. Именно это позволило обеспечить выпуск огромного количество танков – каждый второй Т-34 в СССР в годы войны сошел именно с конвейера Уральского танкового завода.

    К концу мая 1945 года на УТЗ было собрано более 25 тысяч боевых машин – больше, чем на всех заводах Германии, вместе взятых. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности. Кроме того, за годы войны на УТЗ было выпущено 3882 бронекорпуса для самолетов ИЛ-2 (каждый девятый в СССР), 2 268 236 корпусов авиабомб и 442 446 корпусов снарядов М-13 для установок залпового огня "Катюша", 63 000 артиллерийских передков.

    Увековеченная память

    После войны Юрия Евгеньевича отозвали в Москву, где он работал заместителем министра транспортного машиностроения, председателем Государственного комитета по науке и технике, председателем Комитета по делам изобретений и открытий.

    Работая на этих высоких должностях, он лично вникал во все производственные вопросы, способствовал внедрению технических инициатив, если нужно, протестовал. Помнил всегда о моральном долге, "об инженерной честности, потому что сам никогда не записывал в свой актив чужие изобретения – в реестре авторских свидетельств Наркомата танковой промышленности и Минтрансмаша за Максаревым числится всего одно изобретение, хотя, занимая такие высокие государственные посты, он мог бы обеспечить гораздо большее их количество".

    В возрасте 75 лет в 1978 году Юрий Евгеньевич ушел на пенсию. Умер в ноябре 1982 года.

    Жизнь этого человека началась в Порт-Артуре, на восточных рубежах нашей Родины, а закончилась в столице. Долгая и сложная жизнь, судьба великого труженика, настоящего генерала танковой промышленности.

    Количество его наград впечатляет: Юрию Максареву были присвоены звания Героя Социалистического Труда (1943), лауреата Государственной премии СССР. Он награжден семью орденами Ленина (1941, 1942, 1943, 1944, 1951, 1954, 1954), двумя орденами Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова I степени (1945), Кутузова II степени (1945).

    В Нижнем Тагиле его именем названа улица.

Светлана НЕЙМЫШЕВА, сотрудник Выставочного комплеса УВЗ. Фото из архива Выставочного комплекса УВЗ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 15.06.2018, №23.

 

 

Главная страница