А были еще портреты

    В историю русского искусства XVIII века художник Мина Лукич Колокольников вошел, прежде всего, как з амечательный мастер-монументалист, создававший плафоны в дворцовых залах, украшавший своей живописью триумфальные ворота. И, конечно же он писал иконы.

    Кстати, именно этот вид дел деятельности и привел живописных дел мастера из Петербурга в далекий Нижний Тагил. А прошло с того времен уже 220 лет: художник “живописной команды канцелярии от строений” Мина Колокольников в 1771—1777 годах исполнял здесь иконы для демидовской церкви. Несколько неподписанных икон из этой церкви (по предположению исследователей, ее старое название — “Входоиерусалимская”) хранятся в Нижнетагильском музее-заповеднике.

    Но была у художника еще одна сфера деятельности, о которой, увы, и знаем мы очень мало, и представление об образцах ее могли дать до недавнего времени всего лишь две работы. Речь идет о Колокольникове – портретисте. До наших дней сохранились два произведения — “Портрет И.Т. Мещерского” (1756) и “Портрет А.И. Васильева” (1760). Только по двум названным работам на протяжении долгих десятилетий и можно было судить о яркой творческой индивидуальности самобытного русского мастера.

    И вот в результате многолетних розысков и тщательных исследований научному сотруднику Государственного Эрмитажа И.Т. Котельниковой удалось выявить в разных музейных собраниях еще шесть портретов кисти этого живописца. А из шести вновь открытых колокольниковских полотен три оказались посвящены человеку интересно й биографии и судьбы, тесно связанному с уральскими заводами.

    Итак, три изображения Саввы Яковлевича Яковлева: “Портрет молодого человека в голубом кафтане” (1730—1740 -е годы) из фондов Государственного Русского музея в Ленинграде, запечатлевший колокольниковского “героя” в самом начале его делового пути, и два, написанные уже в 1750-е годы. Один из них хранится ныне в отделе истории русской культуры Эрмитажа, другой — в фондах Государственного музея истории Ленинграда.

    Известный петербургский “миллионщик” Яковлев, — рассказывает о своих находках исследовательница, — в прошлом тверской мещанин, пришедший в столицу, по семейному преданию, “с полтиною в кармане и родительским благословением”. Сначала он занимался рыбной торговлей, затем вступил в откупа по таможенным сборам, а впоследствии з анялся рудными и золотыми промыслами, купив у П.А. Демидова на Урале четыре завода (Невьянский, Шуралинский, Вынгорский и Верхне-Тагильский) и один—у графа С.Р. Воронцова. Тогда же Яковлев приобрел и Уткинский завод у последнего графа С.Я. Ягужинского. Созданный художником образ проницательно воплощает человека, уже заявившего свои практические таланты и хватку дельца, уверенно начавшего “деловую биографию” (в более раннем портрете). Суровость выражения и грубоватость черт в сочетании с волевой напряженностью лица выдают простонародное происхождение изображенного, одетого вполне светски: в красивый голубой кафтан с серебряными пуговицами и такой же камзол, с черной шляпой под мышкой...

    К тому времени, когда Яковлев уже вплотную “занялся рудными промыслами” и скупкой уральских заводов, относится его портрет кисти Колокольникова, который вы видите на нашем снимке. Поступил этот портрет в Государственный музей истории Ленинграда в 1974 году в дар от одного из потомков художника.

    В крепости, уверенности и вместе с тем чуткости кисти автора всех портретов Яковлева выражены глубокое внутреннее достоинство художника-труженика, неповторимая индивидуальность мастера..

    Новооткрытые произведения М.Л. Колокольникова, писавшего иконы для Нижнего Тагила и запечатлевшего известного владельца уральских заводов, свидетельствуют о том, как ярко проявились в творческом наследии художника гуманистические традиции. А восприняты они им были у родоначальника отечественной портретной живописи Ивана Никитина еще в петровское время.

3. АФАНАСЬЕВА.

    На снимке: М.Л. Колокольников, “Портрет С.Я. Яковлева”. (1750-е годы).

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.12.1987.

Главная страница