Именная награда

    У почетного железнодорожника Нижнетагильского отделения Александра Алексеевича Кожевникове хранится в семье одна вещь, которая особенно Дорога сердцу ветерана. Дорога потому, наверное, что являлась она редкой наградой и досталась пытливостью ума, большим желанием на своем рабочем месте использовать стахановские методы наращивания производительности труда, которая здесь, у железнодорожников, была резко двинута вперед по почину известного машиниста Кривоноса. Но обо всем по порядку.

    Пятьдесят лет тому назад только-только начиналась электрификация Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги. Первыми были переоборудованы под новый вид тяги два участка: Свердловск-Смычка, Смычка - Гороблагодатская. В ту пору и работал в Нижнетагильском отделении железной дороги молодой дежурный Александр Кожевников.

    Стахановско-кривоносовское движение набирало все большую силу, будоражило трудовые коллективы рекордными достижениями, а еще сильнее тем, что смело ломало устоявшиеся нормы, привычки, взаимоотношения, всем показывая, какой работник, чего стоил на деле. И коллектив тагильских железнодорожников не остался в стороне.

    На участок Смычка-Гороблагодатская из электродепо Свердловск-Сортировочный выделили несколько электровозов, два из них полностью обеспечивали тогдашнюю пропускную способность этого участка. Казалось, не над чем и голову ломать.

    А вот А.А. Кожевников, узловой диспетчер Б.И. Книсс, маневровый диспетчер станции Смычка П.Р. Шатунов решили, что есть над чем подумать. Дело в том, что они заметили: в середине лета напряженность движения, как правило, спадала. И появилась у них хозяйская мысль; а нельзя ли использовать этот спад для того, чтобы в этот период работать одним электровозом?

    В жаркий июльский день 1936 года упомянутые выше три единомышленника выехали на станцию Гороблагодатская, где еще раз в беседах с дежурным по этой станции Н.А. Патрикеевым и старшим осмотрщиком вагонов уточнили детали задуманного, обговорили возможные действия в различных ситуациях, которые у движенцев далеко не постоянны. Идею поддержали. Теперь в дежурной смене на участке Смычка - Гороблагодатская все стали единомышленниками, прямыми последователями стахановско-кривоносовского движения, решив работать одним электровозом, а второй сделать резервным - на подхват, если первый выйдет из строя. Чтобы поезд прошел без задержки.

    И началась работа по-новому. Появилась экономия электроэнергии, что тогда было нисколько не менее важно для народного хозяйства, чем сегодня, когда энергетическая мощь страны шагнула так далеко вперед. Снизились эксплуатационные расходы. Локомотивные бригады теперь, при наличии резерва, больше времени могли использовать на отдых, для подготовки к рейсу. А значит, и в пути следования они будут внимательнее, то есть повышалась безопасность движения.

    Почин быстро обрел последователей - по этому методу стали работать и другие смены участка. Приехал однажды из газеты корреспондент, походил, присматриваясь к людям и делу их, поговорил со многими, в том числе и с зачинателями работы по-новому, после чего в "Путевке" появилась корреспонденция, раскрывающая новаторство тагильчан. Нашлись последователи и на других отделениях Свердловской железной дороги.

    А творческий подход к работе не был оставлен без внимания. В октябрьские праздники 1937 года начальник Нижнетагильского отделения дороги М.А. Артюшин в красном уголке управления, где проходило торжественное заседание по случаю 20-й годовщины Великого Октября, под аплодисменты присутствующих вручал передовикам памятные подарки за отличный труд.

    - Вдруг слышу, называют мою фамилию - приглашают на сцену, - вспоминает Александр Алексеевич. - Пошел. Начальник отделения вручил мне карманные часы, поздравляет, пожимает руку. Уже когда вернулся я на свое место в зале, рассмотрел, что на часах есть гравировка. Читаю: "В память XX годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. За стахановско-кривоносовскую работу т. Кожевникову А.А. от народного комиссара путей сообщения".

    Сегодня Кожевников на пенсии. Последние годы работал он заместителем начальника отдела движения Нижнетагильского отделения железной дороги. Он почетный железнодорожник, имеет знаки отличного движенца, ударника пятилетки, победителя социалистического соревнования.

    В свои 78 лет Александр Алексеевич бодр и энергичен. Он не порывает связи с родным коллективом: помогает восстановить историю развития стахановско-кривоносовского движения в отделении, готовит специальный альбом по этой теме для музея тагильских железнодорожников. И есть у ветерана еще одна давняя любовь - к рабкоровской деятельности. Он - старейший внештатный автор газеты "Тагильский рабочий".

В. КУЗИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.08.1985.

Главная страница