"Тагильские фамилии" Гаевы / Фотеевы (фрагменты)

    27 января 2004 года прошла презентация научно-популярного сборника "Тагильские фамилии".

    Выход из печати уникального научно-популярного издания ознаменовал становление в городе всего издательского цикла: от зарождения "книжной" идеи до ее воплощения в твердом переплете. Нижний Тагил становится городом издателей и полиграфистов.

* * *

    "Угрюмый Урал согнул твердый хребет свой и сделался данником могущества России, а впоследствии - ее арсеналом и сокровищницей. Металл: железо, медь, золото - он принес ей на оружие и промышленность, драгоценные камни: хрусталь, аметизы, топазы - на украшение". В этой фразе выдающегося уральского инженера Мамышева ничего не говорится о людях Урала. Издательский дом "Медиа-Принт", Уральское историко-родословное общество, Нижнетагильский музей-заповедник восполняют этот пробел книгой "Тагильские фамилии".

    Далеко не каждый город на Урале (да и в России в целом) может назвать имя своего самого первого жителя. Города вырастали либо из заводских поселков, либо из крупных слобод (Ирбит, Камышлов, Шадринск). И заводы, и слободы с момента основания насчитывали по нескольку десятков, а то и сотен семей, и выделить из них самую первую, как правило, невозможно. Конечно, у многих заводов и слобод известно имя основателя.

    Казенные заводы и, как правило, слободы основывал служилый человек, который, выполнив задачу, уезжал на другую службу.

    Частные заводы строили заводовладельцы, которые жили в столице или вовсе за границей. Очень редко потомки основателя связывали свою дальнейшую судьбу с созданной их предком слободой и практически никогда - с заводом.

    Несколько по-другому выглядит картина с небольшими селами и деревнями. Многие из них начинались с одного двора, в котором, естественно, и жили первопоселенцы. Но очень часто семья основателей покидала свою деревню, уступая место новым жителям. В Свердловской области есть деревни, в которых еще в XVII веке полностью сменилось население.

    На этом фоне Нижнему Тагилу повезло дважды. Во-первых, можно точно назвать самых первых жителей. Во-вторых, потомки первопоселенцев в большом количестве живут в городе и сегодня. Речь идет о семье Гаевых.

    В самом первом списке крестьян Нижне-Тагильского завода, составленном в год основания завода (1722), значатся четыре русские семьи и двое пленных шведов, вскоре исчезнувших с завода. Открывает список семья Фотеевых, следующими показаны "дети вдовы Катерины Тарасовы". В более поздних документах выявляется, что обе семьи носят фамилию Гаевы. Уже это позволяет видеть в Гаевых первых нижнетагильцев. Но появились они на территории будущего Нижнего Тагила гораздо раньше. Местом их проживания была деревня Фотеево, входящая сейчас в городскую черту. Другие русские деревни, существовавшие в то время, находились на значительном расстоянии от места закладки завода. Это обстоятельство, очевидно, и привело Гаевых в ряды первых строителей и первых мастеровых нового завода. В историографии уже отмечалось, что Фотеево старше Нижнего Тагила.

***

    Не исключено, что своим возникновением деревня Фотеева обязана Магнитной горе, вблизи которой она была поставлена. Именно в период основания Фотеевой на южной окраине Краснопольской слободы действовал первый на Урале частный железоделательный завод братьев Тумашевых (1670-1675). Есть сведения, что Тумашевы добывали руду и на горе Высокой, в черте современного Нижнего Тагила. Гаевы были людьми, без сомнения, предприимчивыми и могли попытаться начать на Магнитной горе добычу руды, месторождение которой было известно еще до 1653 года. Но производство Тумашевых остановилось, и Гаевы решили не повторять их опыт. Связано ли основание Фотеевой с деятельностью Тумашевых, а также более точную дату основания деревни, возможно, покажут дальнейшие исследования.

    Уникальное расположение деревни использовали Гаевы неожиданным образом. Пользуясь тем, что приказчик Краснопольской слободы не мог применить власть на левом берегу Тагила, братья Гаевы превратили свою деревню в злачное место. В челобитье 1691 года краснопольский приказчик Иван Хмелевский приводит жалобу вогула Бутайки Козлова на Терентия и Павла Фотиевых (Гаевых): "...де они приходят ко мне в юртишко в мое с картами и с табаком, и в карты играют, и табак тянут... и подметывают они напрасно под нас. И я им говорил по многие времена: не ходите вы в юртишко мое играть. И они выгнали меня из юртишка моего, и пошел я в юртишко свое, в коей малое скотишко живет и оттого я, Бутайко, разорился в конец, и государева ясаку мы отстали и от их изгони, зерни, карты и табаку". Помимо манси Павел Фотиев втянул в азартные игры и краснопольских крестьян. Иван Хмелевский приказал братьям Гаевым вернуться в слободу, но они "ослышны учинились и в слободу не пошли, отказали". Приказчику оставалось только жаловаться в Верхотурье.

    Высокими моральными качествами дети Фотея Гаева, очевидно, не отличались. Но предпринимательский талант, безусловно, налицо. По существу, они создали экстерриториальный игорный бизнес, сибирский прототип Монте-Карло, опередив при этом почти на двести лет княжество Монако, где подобная схема было применена только в 1861 году.

    Во второй половине XVII века в Верхотурском уезде начала формироваться новая податная категория - русские ясачные люди. Переход в ясачные осуществлялся путем взятия на себя повинностей с ясачных угодий, оставленных по тем или иным причинам (чаще всего - проданных) прежними владельцами. При этом часто новоявленные ясачные проживали в одних деревнях и даже в одних дворах со своими отцами и братьями, остававшимися в статусе пашенных и оброчных крестьян. В связи с незаинтересованностью властей в уходе крестьян с пашни или оброка русские должны были платить ясак в тройном размере. Последнее обстоятельство, однако, не останавливало желающих стать ясачными. В начале XVIII века русских ясачных людей насчитывалось уже несколько сот человек, объединенных в четыре особые волости (Мугайская, Бисерская, Чусовская, Низ-Туринская).

    Фотеевские Гаевы, уже долгое время жившие на ясачной территории, 12 сентября 1695 года подали челобитье о пожаловании их ясачными землями. Обычно такое было возможно при выбытии (смерть или переселение) прежних хозяев. В данном случае это сомнительно, так как в нескольких верстах к северу от Фотеевой была вогульская деревня. Скорее всего, ясачные угодья выиграли Гаевы в карты и в "зернь" (кости). Как бы то ни было, переход в другую категорию совершился без проволочек - уже в грамоте, датированной 23 января 1697 года, Терешка Фадеев с братьями названы "русскими ясачными людьми". Но жить в этом качестве Гаевым пришлось недолго - начиналось промышленное освоение Урала, изменившее и облик края, и жизненный уклад значительной части населения.

***

    Уже к началу XIX века в Нижне-Тагильском и Выйском заводах родов, восходящих по материнским линиям к Фотею, насчитывалось свыше сорока. При этом надо учесть, что далеко не все женское потомство удалось проследить. Так, переписи 1710 и 1717 годов показывают шестерых дочерей фотеевских Гаевых, дальнейшая судьба которых пока не известна. В росписи насчитывается свыше сорока девиц из потомства Фотея, вышедших замуж в период с 1763 по 1811 годы, чьих мужей и, следовательно, дальнейшее потомство к настоящему времени установить пока не удалось. Кроме того, роспись насчитывает еще свыше ста потенциальных невест, многие из которых, без сомнения, стали родоначальницами новых фамильных линий, восходящих к первопоселенцам Нижнего Тагила.

    С учетом еще не выявленного потомства XVIII века и дальнейшего расширения родственных связей в XIX-XX веках можно сделать вывод, что кровь Фотея Гаева влилась в сотни нижнетагильских семей, что позволяет без особого преувеличения считать Фотея прапрадедушкой всего Нижнего Тагила.

Литература: Журнал "Максималист", №10, 2004.

Главная страница