Служили России верою и правдою

    В начале двадцатых годов прошлого века тагильчанка Таисия Евгеньевна Швецова вышла замуж за Бориса Петровича Словцова. У молодых супругов родилась дочка Маргарита. В 1929 года супруги расстались, Таисия создала новую семью и уехала, забрав ребенка, сначала в Москву, а затем на Дальний Восток.

    Отношения Маргариты с отчимом не сложились, она написала письмо деду в Нижний Тагил и попросила его забрать её к себе, что он и сделал. Таким образом, Маргарита вернулась 12-летней девочкой (примерно, в 1937 году) на Урал, в родной город, но отца так и не увидела. Бабушка сообщила ей, что он якобы долго болел и умер.

Таисия Швецова (по первому мужу Словцова)

Таисия Швецова (по первому мужу Словцова)

    У Маргариты в память об отце остались старинные книги французских философов, которые она нашла у деда на чердаке. Еще она рассказывала, что дед Евгений был крайне удручен разводом Таисии, так как очень любил своего зятя Бориса. Кроме того, наша мать слышала, что старший брат Бориса – Сергей, был директором детского дома, а его сестра Ольга – учительницей.

    Вот, собственно, и все скудные сведения о нашем родном деде, которыми мы располагали, решив узнать хотя бы, кем он был. Долгое время мы ничего не могли найти. Создавалось такое впечатление, что мы бьёмся в закрытую наглухо дверь. Сегодня, имея на руках результаты (о которых скажем позднее), мы понимаем, почему так было. Дело осложнялось еще и тем, что волею обстоятельств наша семья (отец, мать и мы с братом) уехали из Нижнего Тагила еще в середине прошлого века.

    Только несколько лет назад, когда стали доступны многие архивы и открыты "темы", когда в каждый дом вошел Интернет, и стала возможна электронная переписка, наши поиски сдвинулись с мертвой точки. По совету заведующего историческим отделом Нижнетагильского музея-заповедника Сергея Старкова мы обратились к председателю Уральского историко-родословного общества Михаилу Юрьевичу Елькину.

Евгений Фотиевич Швецов, с женой Фелицатой Васильевной и дочерью Таисией

Евгений Фотиевич Швецов, с женой Фелицатой Васильевной и дочерью Таисией

    Нам повезло вдвойне. Во-первых, Михаил Юрьевич, оказался удивительно отзывчивым человеком. А, во-вторых, именно он уже несколько лет занимался (и занимается) историей рода Словцовых. Вот он-то, прибегнув к помощи коллег – Валерия Васильевича Богомолова и Михаила Сергеевича Бессонова, "увязал" информацию о нескольких Словцовых, в результате чего появилась наша "веточка", и нашлись сведения о том, кем же был наш дед Борис.

    "…Борис Петрович Словцов, будучи выпускником Пермской семинарии, 18 мая 1916 года занял место псаломщика в селе Рудянском Камышловского уезда, сменив на этом посту своего брата Сергея Петровича. А уже 1 июля того же 1916 года Борис был перемещен к церкви Верхне-Туринского завода". Нашлись сведения и о его брате, и сестре Ольге, и о других родственниках.

    Например, дед Бориса Петровича – Петр Петрович Словцов (1850 г. р.), три года служил при Александро-Невской церкви Нижне-Тагильского завода. Он, как написано в родословной росписи, "окончил Екатеринбургское духовное училище в 1872 году и в этом же году стал псаломщиком Богоявленской церкви села Лялинского, затем диаконом Введенского собора Богословского завода. В 1890 году перемещен к церкви с. Ново-Туринского Верхотурского уезда, а в 1896 году перемещен к Александро-Невской церкви Нижнетагилького завода. Интересно также, что Петр Петрович – один из многочисленных детей священника Богоявленской церкви села Лялинского, тоже Петра Петровича (1814-1883 гг.) Этот Петр Петрович в декабре 1836 года "был рукоположен во священники к Богоявленской Лялинской церкви". "По приезде на место молодому иерею, представилась, – как пишет краевед Валерий Богомолов, – убогая деревянная церковь. И вот с тех пор о. иерей Петр Петрович без перерыва продолжал священствовать в этом селе, хотя уже в новом, при его содействии устроенном храме, и служил здесь без малого 50 лет. Отец Петр Словцов представлен был к ордену Св. Владимира 4 степени. ("Екатеринбургские Епархиальные ведомости" за 1887 год, т. 1, Н.О. с.138-139). О. Петр, при помощи Божией, сумел прилично воспитать всех детей и своей твердой волей преодолел всякого рода лишения".

    Этот же Петр Петрович Словцов, помимо того, что служил священником, был еще назначен в этом же селе в 1872 году учителем, как это часто практиковалось властями. И он же вёл переписку с Русским Географическим обществом по отделению этнографии. Это тоже характерно для того времени: многие священники собирали фольклор в той местности, где оказывались по службе, вели климатические наблюдения и занимались краеведением. Его средний сын Василий Петрович Словцов (1844 г. р.) служил благочинным и был женат на Екатерине Степановне, дочери священника Максимовской церкви Турьинских рудников Степана Петровича Попова, сестре Александра Попова, изобретателя радио.

    Благодаря родословной росписи, которую прислал нам Михаил Юрьевич Елькин, мы поняли, что наши догадки о родстве с другими сибирскими и уральскими Словцовыми не беспочвенны, наши ветви, если можно так сказать, растут из одного куста и одной стороны – Невьянской слободы.

    Но, самое главное, мы узнали, что все мужчины Словцовы на протяжении более 400 лет служили России верою и правдою, становясь священниками в самых отдаленных приходах Урала и Сибири, преподавали закон Божий, российскую и всеобщую историю, латинский язык.

    Среди Словцовых – священники-краеведы, сделавшие много для изучения уральского края; священники-учителя, занимавшиеся образованием детей в церковных школах; полковые священники, сопровождавшие русскую армию в военных походах и удостоенные, как солдаты и офицеры, боевых наград; священники, за свою веру принявшие мученическую смерть.

    Существуют свидетельства того, как, например, в 1918 году зверски были замучены и уничтожены несколько священников Словцовых, один их которых, отец Константин, "своей мученической кончиной показал преданность Православной вере и Церкви, мужество и величие духа простого сельского пастыря. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года он прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских".

Маргарита Словцова - дочь Таисии и Бориса Словцовых

Маргарита Словцова - дочь Таисии и Бориса Словцовых

    И только теперь нам стало понятно, почему маленькой Маргарите сказали, что её отец умер, и почему, уже будучи взрослой, наша мать так и не смогла узнать, кем был её отец Борис Петрович. На Урале в годы большевистского террора священников уничтожали семьями, вместе с детьми. По нашим предположениям, он был расстрелян. Наши предположения совпадают с данными родоведов: 34-летнего Бориса Словцова не стало уже в 1929 году, практически тогда, когда они расстались с Таисией.

    И только теперь становится понятнее, почему Таисия (наша бабушка), будучи человеком, достаточно разумным, несмотря на просьбы своего первого мужа оставить ребенка с ним, увезла дочку с собой. Так что семейные истории – через десятилетия – осмысливаются и переписываются заново, когда открываются новые, неизвестные обстоятельства прошлого.

    Зная, благодаря уральским краеведам такие подробности, теперь мы лучше понимаем собственные поступки, видим закономерности в развитии судеб своих детей и внуков.

С уважением, Ирина Словцова, член союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

Сергей Словцов, член союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

    Фото из личного архива И.В. Словцовой

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №5(188) от 12.02.2015.

 

 

Главная страница