Неужели нас в Тагиле всего двое?

Каждый народ несёт в себе свою тайну и является вечной загадкой для другого.
С исчезновением народа исчезает его тайна.

Клод Леви-Стросс.

    Есть народы, существование которых в историческом пространстве подобно движению кометы. Они возникают в отдалённом прошлом, исчезают и опять внезапно появляются. Иногда место народов в истории, даже в современности, кажется иллюзорным. Но, как заметил Н.М. Карамзин, "народы не падают с неба и не скрываются в землю, как мертвецы, по сказкам суеверия". Судьба ливского народа - яркий тому пример.

    В моей родословной причудливо переплелись русские, арабские, ижорские, латышские и ливские корни.

    Ливом был мой прадедушка Теодор Крип Бенсон, рождённый в 1905 году в Кингисеппском районе Санкт-Петербургского округа. О том, кто такие ливы, я не смогла узнать из школьных учебников истории. Большая советская энциклопедия позволила мне получить лишь некоторые первичные сведения. Стала по крупицам собирать информацию об этом народе из разных источников. Усиливающийся интерес к истории моих предков заставил меня обратиться к русским летописям - "Повести временных лет" Нестора, "Хронике Ливонии" Генриха Латвийского, трудам русских историков Н.М. Карамзина, С.Ф. Платонова, работам, помещённым в Интернете.

    Кто же такие ливы? Только пять процентов моих одноклассников что-то слышали об участии ливов в Ливонской войне.

    Ливы - это выходцы с Урала (Каменного пояса), которые во II тыс. до н.э. под натиском алтайцев ушли на северо-запад и осели в Мансельке, ассимилировав местное население. Дальше двигаться было некуда: на западе - Варяжское (Балтийское) море как естественная преграда, с востока - воинственные славяне. Приходилось выживать на скудной болотистой почве и пользоваться дарами моря.

    Ливы, как и эстонцы, финны, карелы, саами, ижорцы, венгры, ханты, манси и другие относятся к одной финно-угорской группе Уральской семьи языков. Учёные отмечают интересный момент: древние уральцы были монголоидами, а современные народы финно-угорской группы, проживающие в Прибалтике, имеют высокий рост, голубые глаза, светлые и русые волосы, крепкое телосложение. Предполагают, что это связано с климатом и питанием.

    Многочисленность и сила ливов в начале первого тысячелетия дали основание многим историкам упоминать о них. Имя levioni (левиони) употреблено римским историком Плинием Секундом (младшим) в 79 г. н. э. при описании морских побережий Северной Европы. Летопись Нестора в начале XII в. употребляет по отношению к ли-вам слова "ливь", "любь". В XIII веке заслуживает внимания информация о ливах у Саксона Грамматика и Генриха Латвийского в "Хронике Ливонии".

    В XII веке курземские ливы проживали на побережье Балтийского моря. Видземские - в западной и центральной части современной Латвии и южной части современной Эстонии. Через земли ливов, по Западной Двине (Даугаве), проходило одно из ответвлений Великого пути "из варяг в греки". Проживавшие по берегам ливы имели немалую выгоду из своего транзитного положения.

Тагильские ливы – Изабель и её бабушка – Людмила Александровна

Тагильские ливы – Изабель и её бабушка – Людмила Александровна

    Территория ливов имела выход к морю, поэтому всегда была предметом притязаний многих государств, в том числе и Российского. Полоцкие князья заставляли племена ливов платить им дань, но всё-таки относились к ним как к своим подданным и силу применяли лишь в особых случаях. Нашествие немецких крестоносцев на территорию ливов на рубеже XII-XIII вв. прервало ход развития ливского этноса.

    Папа Римский благословлял всё новые волны крестоносцев. Профессиональные разбойники, искатели удачи прибывали в Ливонию морем и по суше. Лучшие технические достижения, (финансовая, политическая и военная мощь всей Западной Европы были на стороне крестоносцев. Начался стремительный процесс иссякания культуры, уменьшение численности ливов. Эпидемии чумы в 1211 году и 1710-1711 годах уничтожили 90% населения в видземских областях.

* * *

    Основным занятием приморских ливов был рыбный промысел.

    Перед выходом в море рыбаки совершали жертвоприношение около большого дерева, брали с собой в путь льняной мешочек с горстью земли. Провожая, им желали: "Чтобы ты вернулся, как солнце возвращается", ведь уход в море представлялся как путешествие в ночь или смерть.

    С морем связано знаменитое ливское предание о синей корове. Оно гласит, что однажды, когда морские девушки пасли на берегу синих морских коров, одна корова не пошла обратно в море, а осталась на берегу. Увидела её ливка, привела домой и поставила в хлев. В настоящее время синими называют серо-синих по окрасу коров в северных областях России и в Мордовии.

    Ливы обожествляли ветер, они верили, что он способствует появлению рыбных стай, но он же является причиной морских бурь и гибели рыбаков. Рыбаки соблюдали определённые предписания и запреты, например, чтобы не привлечь штормовой ветер, в море запрещалось свистеть; если их заставал на промысле сильный ветер, начинали ногтями скрести мачту, чтобы успокоить его.

    До XIII века у ливов сохранялись жертвоприношения животных (собак, козлов, быков) и даже человеческие. Их устраивали перед битвой, при неурожае и в честь победы. Вот как описывает Генрих Латвийский человеческое жертвоприношение: Теодориха, брата цистерцианского ордена, "решили принести в жертву своим богам, потому что жатва у него была обильная, а на их полях погибла, затопленная дождями. Собрался народ, решил узнать гаданием волю о жертвоприношении. Кладут копьё, конь ступает (через него) и волею Божьей ставит раньше правую ногу, почитаемую ногой жизни. Брат устами читает молитвы, руками благословляет коня. Кудесник говорит, что на спине коня сидит христианский Бог и направляет ногу коня, а потому нужно обтереть спину коню, чтобы сбросить Бога. Когда это было сделано, а конь опять, как и в первый раз, ступил раньше ногой жизни, брату Теодориху жизнь сохранили", а в жертву принесли козла.

    Вплоть до XVIII века ливы сохраняли некоторые древние обычаи, из-за которых их считали колдунами. До XX века сохранились жертвоприношения духам природы (жертва первого куска и первого глотка перед и после рыбной ловли, сбора грибов и ягод, охоты). Ливский характер отличается самостоятельностью, гордостью, трудолюбием, упорством и упрямством. Упрямство ливов проявляется во всём. Даже попадая впросак, они не отступают, ведь не может же настоящий лив признать, что он не прав.

* * *

    В пищевом рационе ливов рыба занимала значительную часть. Рыбу обменивали на зерно, так как ячмень и рожь бывали не у всех и не каждый год. В пищу употребляли грибы, лесные ягоды, мясо диких и домашних животных и птицы. Ливы любили варить пришшу - только что выловленную из моря рыбу.

    Интересно, как память человеческая порой проявляется в совсем неожиданных областях, например, в кулинарии.

    На Васильевском острове в Санкт-Петербурге есть ресторан "Ливония", где готовятся традиционные блюда ливской кухни:

    Ливонская рулька - это банкетное блюдо. Рулька, вымоченная в красном и белом вине с морковью и луком, обжаренная в мёде с добавлением "секретных" специй и соусов.

    Скландроуши - лепёшки с овощным наполнителем.

    Ливонские лапши - фаршированный картофель, приготовленный по старинным рецептам с "секретными" специями.

    Хлебный суп готовится из настоящего рижского хлеба.

    Коллектив ресторана, а это молодые люди 25-30 лет, бережно относятся к идее духовного возрождения малого народа - ливов.

* * *

    В настоящее время ливы очень немногочисленны. В середине 50-х годов XX века в Латвии был запрет писать "лив" в паспорте в графе "национальность". В 1955 году только 185 человек осмелились указать при переписи свою настоящую национальность, а в 1970 году - 48. В 1949 году была совершена депортация приморских ливов в Сибирь и на Алтай. Опустели ливские поселения.

    В1996 году Сейм Латвии принял решение о фиксировании этой национальности в паспорте. В 2000 г. в Латвии число людей, официально зарегистрированных по паспорту как лив, было 175 человек. С детства ливским языком владеют 12 человек. Национальный язык занесён во многие международные списки редких языков, находящихся под угрозой исчезновения.

    Благодарю мою школьную учительницу Надежду Евгеньевну Алендееву за оказание помощи в моих исследованиях. Я надеялась, что моя исследовательская работа по теме "Ливы: образ и история моего народа" послужит вкладом в духовное возрождение ливского народа выходцев с Урала, язык которых занесён в список ЮНЕСКО. Но, к большому сожалению, она не нашла поддержки и оказалась ненужной на уровне Нижнего Тагила.

Изабель БЕНСОН.

    Литература: Газета "Горный край " от 14.07.2006.

 

 

Главная страница