Тайны "отливных" икон

    Для музеев Урала характерно наличие обширных коллекций металла, где достаточно большую группу составляют памятники религиозно-культового значения, исполненные в технике литья. Это колокола, разнообразные предметы церковной утвари и так называемая мелкая пластика (различные виды и типы крестов, икон, складней). Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" не является исключением.

    Особенностью коллекции икон музея-заповедника "Горнозаводский Урал" является их принадлежность конкретным храмам Нижнего Тагила, разрушенным в 1930-е годы: Выйско-Никольской церкви, Входо-Иерусалимскому собору, Введенской церкви. Огромную роль в сохранении храмовых памятников иконописи в период воинствующего атеизма сыграли музейные сотрудники, благодаря которым они попали в музейный фонд.

    В последующие годы памятники различных школ и направлений поступали в результате музейных экспедиций, которые в 1960-70-е годы проводились практически ежегодно. Таким образом, в ХХ веке в Нижнем Тагиле была собрана коллекция икон (около 700 памятников), в основном это образцы позднего иконописания второй половины XVIII-XIX веков.

    В коллекции есть уникальные, как, например, большая храмовая икона "Коронование Девы Марии", которая была написана в конце XVIII века приглашенным итальянским мастером для Входо-Иерусалимского собора, где она венчала великолепный барочный многоярусный иконостас.

    Большая храмовая икона XIX века "Троица Новозаветная" из Входо-Иерусалимского собора отреставрирована в 2016 году реставраторами музея-заповедника А.А. Наседкиной и А.В Мячевым. На Урале подобных икон не обнаружено ни в одном музейном собрании. Появление таких композиций связано с влиянием Римско-Католической Церкви, в которой такие сюжеты были широко известны. Конструкция самой иконы интересна тем, что она напоминает современный билборд.

    Самая древняя икона из собрания музея-заповедника, датируемая концом XVI – началом XVII вв. – редко встречающийся извод "Изведение апостола Петра из темницы".

    В этой статье рассказывается об экспонате из музейной коллекции "Металлопластика". Но сначала, собственно говоря, о меди…

    Этот материал издавна широко использовался не только благодаря своим физическим свойствам. Дело в том, что ему на Руси приписывались магические и целительные свойства, поэтому медь использовали для отливки крестов, икон, складней и амулетов. Производство подобных предметов восходит к глубокой древности. После Киева (XI-XIII вв.) основным центром литья становится Новгород Великий, который на протяжении XIV-XV вв. сохраняет первенство в этом виде художественного металла.

Складень трехстворчатый "Деисус" XIX в. Медный сплав, литье, эмаль. 13,2 х 36,0 х 0,5 см.

Складень трехстворчатый "Деисус" XIX в. Медный сплав, литье, эмаль. 13,2 х 36,0 х 0,5 см.

    Считается, что в XVI-XVII вв. традиции медного литья перемещаются в Центральную Россию и Москву. Однако, памятников XVII в. сохранилось очень мало. Это связано с Петровскими указами 1722-1723 гг., предписывающими не употреблять более в частных домах и церквях "отливные" и резные иконы. Подобный запрет был обусловлен проведением в 1650-1660-х годах церковной реформы патриарха Никона, которая заключалась в нововведениях, направленных на изменение существовавших тогда чинопоследований христианского богослужения в целях их унификации с греческими. Никоновская реформа вызвала раскол Русской церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. Именно в среде староверов литые иконы были высоко ценимы.

    Известно, что в петровскую эпоху на заставах хватали людей, имеющих при себе "медные створни" (складни), которые считались непременным атрибутом противников нового обряда. В самой же Москве в XVII в. качественный уровень литых изделий заметно снизился. С начала XVIII в. начинается "великий исход" старообрядцев в Поморье, Карелию, Поволжье, Урал, Сибирь, Польшу и, позже, в Прибалтику и Венгрию. Там, почти недосягаемые для официальных властей, они сохраняли свои традиции, свой уклад жизни и быта, и одним из самых ярких проявлений духовного "самосознания" староверов становится производство меднолитых крестов, икон и складней.

    Сведения о производстве культового медного литья на Урале и в Западной Сибири крайне скудны и отрывочны. В настоящее время не обнаружено ни одной меднолитой иконы, которую безусловно можно было бы определить как "местную". Большинство дошедших до нас памятников старообрядческого литья относится к XVIII – первой половине XIX веков. При этом исследователи традиционно выделяют лишь три крупнейших центра производства культовой пластики: Выговский монастырь на Русском Севере (поморское литье), Преображенское кладбище в Москве, где находилась община беспоповцев-федосеевцев (московское литье) и район, известный под названием Гуслицы (гуслицкое литье). Вплоть до второй половины XIX века изготовление медных икон, крестов и складней было одним из самых распространенных "промыслов" поморцев русского Севера.

    На Урале проживали старообрядцы различных толков и согласий, наибольшее распространение получили беглопоповцы (принимавшие священников, бежавших из официальной церкви), значительная часть которых была выходцами с Поволжья. Учитывая, что между староверами Урала и Поволжья в XVIII-XIX веках существовали самые тесные связи, можно говорить о взаимном влиянии в области изготовления мелкой культовой пластики. И если рассматривать вопрос о возможном производстве меднолитых икон на Урале, не стоит забывать, что с середины XVII века собственные металлообрабатывающие промыслы имели Невьянский Богоявленский, Тагильский Преображенский, Долматовский Успенский мужские монастыри, в которых монахи плавили руду и делали из меди различные вещи. В 1701 году рудные земли по указу Петра I были отобраны в казну.

    В XVIII-XIX вв. крупнейшими центрами по изготовлению металлических изделий были поселения при частных заводах – Невьянском, Нижне-Тагильском, Суксунском и Каслинском, бывшими одновременно "гнездами раскола". По архивным документам выявлены имена следующих невьянских литейщиков: Ивана Засыпкина (в 1815 году отливал старообрядческие кресты по образцам, присланным из Кушвы); Якова Гаряева (в 1821 году переливал разбитый колокол для Верхотурья, был замечен как "как льющий старообрядческие образа"); Матвея Москвина. К сожалению, ни один из исследователей не дает сноску о документах по литейщикам Нижнего Тагила (вероятно, таковые пока не найдены), а ведь если говорить об основных ориентирах ведущих старообрядческих центров Урала, то это Нижний Тагил, Невьянск, Кушва, Екатеринбург, Касли, известные своими связями с другими центрами старообрядчества: Поморьем (Выг), Москвой, Поволжьем.

    В 1806 году Горный устав, регламентирующий всю деятельность горнозаводских округов, был дополнен статьей № 394, запрещавший впредь "производство в частных домах, основанное на огненном действие, требующем дров и угля…". Под эту статью, продолжавшую действовать вплоть до конца XIX века, попали мастера, работавшие в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Невьянске, Кушве и ряде других мест; меднолитейный промысел в этих центрах заметно сокращается и большей частью развивается скрытно. Некоторые архивные источники указывают на то, что мастера прибегали к различным уловкам, например, приноровившись устраивать литейные мастерские на колесах: в случае опасности с оборудованием и готовыми отливками можно было быстро скрыться.

    По числу проживавших раскольников уральские губернии стояли впереди всех остальных в России. Долгое время эта область ремесла, обслуживавшая обширные старообрядческие поселения края и развивавшаяся потаенно в селениях и при скитах, для нас оставалась почти непознанной.

    Коллекция металлопластики музея-заповедника насчитывает около трехсот экспонатов. Изучение её поможет расширить наши представления о бытовании медного литья на Урале, в частности, в Нижнем Тагиле, и познакомит с поразительным многообразием и красотой такого явления, как медное литье.

    На снимке представлен складень "Деисус" XIX века. Он состоит из трех створок, складывающихся, как книжка.

    Дейсис, или Деисус, в переводе с греческого означает моление, прошение. Это икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него, соответственно, – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.

    На нашем складне в среднике изображен по пояс Господь Вседержитель с раскрытым Евангелием в левой руке и благословляющий правой. На нем хитон и гиматий. Ворот хитона орнаментирован жемчужником (имитация жемчужного шитья). В раскрытом Евангелии видна традиционная надпись: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные". Массивный крест в нимбе декорирован, синей эмалью. Рельеф по поверхности детально проработан. В прямоугольных дробницах надпись "ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ". Фон по синей и белой эмали заткан тончайшими ветвями. Аналогичным образом исполнены фоны фигур на двух других створках.

    Слева представлена Богоматерь в орнаментированном мафории с кистями на плечах и тремя рельефными звездами на лбу и на плечах, что означает – до Рождества Дева, после Рождества Дева и во веки веков Дева. В её правой руке – развернутый свиток с текстом молитвы, призывающей Господа многомилостивого приклонить ухо свое к молитве за род человеческий. В верхних углах – монограмма Богоматери. Каймы одежд Марии декорированы жемчужником.

    На правой створке представлен Иоанн Предтеча как Ангел Пустыни. Он – в препоясанной милоти из верблюжьей шерсти, за спиной его развернутые крылья. В левой руке он придерживает свиток с надписью "Се Агнец Божий…" и чашу, в которой лежит жертвенный Младенец. Правой рукой Иоанн указывает на него. Основой символики крылатого Предтечи явились слова Евангелия: "Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою" (Марк,1,1-2). Его самого, Предтечи, мученическая смерть (обезглавливание) предзнаменует искупительную жертву Христа.

    Иконография Иоанна с Агнцем рождается очень рано – в первые века христианства. Чаша с изображением Младенца Христа указывает на Его искупительную жертву. Детали крыльев Иоанна, его волосы, меховая милоть проработаны с редкой детальностью и подробностью путем тщательной прочеканки форм рельефа.

    На обороте левой створки – Голгофский крест в круге, обрамленном густым цветочным орнаментом. За крестом – стены и башни Иерусалима. Круг с Голгофой оформлен подобием лаврового венка.

    Данная композиция – стилизованный в духе времени вариант оборотных сторон створчатых складней XVIII в. с мотивами старопечатного и старообрядческого книжного орнаментов.

    Старообрядцы очень дорожили литыми иконами. Несмотря на преследования, они всегда сопровождали их – дома, в пути, в работе на приисках и военных походах.

Марина КАЗАКОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №34(264) от 29.09.2016; №37(267) от 20.10.2016

 

Главная страница