Как учила тетя Груша

    В июне 2013 года все художники, искусствоведы, мастера подносного промысла и те, кому не безразлична судьба знаменитой уральской лаковой росписи по металлу, отмечают вековой юбилей мастерицы, возродившей тагильскую маховую роспись. 19 июня 2013 года Агриппине Васильевне Афанасьевой исполнилось бы сто лет.

    К этой дате в Нижнем Тагиле открылось несколько выставок, рассказывающих о творчестве самой мастерицы и о достижениях ее учеников.

    Агриппина Васильевна Афанасьева, или тетя Груша, - так ласково называли художники подносного цеха свою наставницу и замечательную мастерицу, сумевшую пронести через всю свою жизнь любовь к подносному промыслу.

М. Антипова, поднос "А. В. Афанасьева".

М. Антипова, поднос "А. В. Афанасьева".

Розаны тети Груши

    Оной из самых больших и значимых стала выставка "Розаны тети Груши" в залах музея-заповедника.

    В музейных витринах представлены не только подносы, но и фотографии, документы мастерицы, ее удостоверение ударника коммунистического труда и удостоверение к бронзовой медали ВДНХ, полученной в 1978 году. Есть здесь и наглядные пособия для занятий с детьми, и знаменитая балалайка тети Груши, и приказ Нижнетагильского завода эмалированной посуды от 15 октября 1979 года, по которому "художников по росписи московским цветком" переводили "на освоение уральской росписи подносов" под руководством А. В. Афанасьевой.

Балалайка тети Груши.

Балалайка тети Груши.

    В двух из трех залов представлены не только произведения современных мастеров, но своеобразная ретроспектива работ учеников Агриппины Васильевны, с помощью которой можно проследить, как с каждым годом рос уровень их мастерства. 60 художников представили на выставку более 130 своих творений.

    Очень редко талантливые мастера могут стать талантливыми учителями, но Агриппина Васильевна была уникальна, ей удалось воспитать поколение художников по росписи подносов, которыми теперь гордится Нижний Тагил.

    Ученики Афанасьевой с радостью делились воспоминаниями с гостями. Например, Геннадий Бабин рассказал о том, как в 70-х пришел в цех, где приветствовалась лишь жостовская роспись, а уже через несколько лет мастера перешли на уральскую. По его словам, Агриппина Васильевна не только учила других, но и сама постоянно училась, совершенствовала свое мастерство. Светлана Парышева отметила, что тетя Груша удивляла молодых художников трепетным отношением ко всем мелочам, например, к правильной обработке кистей, которой нынче многие пренебрегают. А еще, когда у нее стало плохо со зрением, она безошибочно узнавала всех по голосу.

    Вера Полева на всю жизнь запомнила первое впечатление от встречи с мастерицей – маленькая женщина с тихим голосом и добрым взглядом. Молодежь веселилась, иногда хулиганила, но Афанасьева никогда не кричала и не обижалась, только отшучивалась. Ее любимой присказкой была: "Так, так, так – перетакивать не будем", а перед работой она всегда совершала определенный ритуал – долго оглаживала поднос и уносилась мыслями куда-то очень далеко. Наверное, поэтому все ее букеты разные и, как отметили художники, при кажущейся простоте повторить их невозможно, нет той теплоты и душевности.

    Знаменитая мастерица любила играть на балалайке, петь частушки.

Вспоминая прошлое

    В Нижнетагильском музее изобразительных искусств открылась выставка "Вспоминая прошлое"

    Весьма органично в состав экспозиции вошла выставка работ Агриппины Афанасьевой, стоявшей у истоков возрождения тагильской росписи в 1970-1980-х годах. Произведения народной мастерицы собраны из коллекций Нижнетагильского и Екатеринбургского музеев изобразительных искусств, Свердловского областного краеведческого музея, из частных собраний. Зал Афанасьевой наполнен красочной феерией букетных композиций, выполненных тонко положенными двухцветными мазками на различных цветных фонах. Основу цветочных композиций составляют розы, собранные в букет по три, пять и шесть розанов, расположенных почти попарно и уменьшающихся по размеру в верхней части. Работы отличаются простотой, ясностью и свободой исполнения, чистотой и свежестью красок, раскрывающих все особенности кистевого махового письма.

Табурет, стульчик и чайный столик "Очарование" О. Береговых

Табурет, стульчик и чайный столик "Очарование" О. Береговых

    Нынешняя выставка - самая полная и многочисленная как по количеству представленных произведений, так и по числу мастеров. 40 художников приняли в ней участие и специально написали около 90 работ. Творчество Афанасьевой вдохновило современных тагильских мастеров на создание произведений по мотивам ее букетов из роз, таковы работы Татьяны Бинас, Веры Полевой, Алевтины Сидоровой, Елены Вардугиной. Ряд мастеров представили вольные копии произведений Агриппины Васильевны, в которых, придерживаясь ее композиционных схем и цветовых решений, ставших первоклассными образцами тагильской росписи, создали собственные интерпретации цветочных букетов – Ирина Решетова, Нэлли Кошкина, Жанна Овчинникова.

"Тагильский букет А. Афанасьевой.

"Тагильский букет А. Афанасьевой.

    Поднос "Как учила тетя Груша" Веры Полевой, одной из учениц Афанасьевой, демонстрирует излюбленную композицию – букет и совершенство технических приемов, которым учила народная мастерица: на подмалевок наносить столько краски, сколько потребуется на весь цветок, написанный быстро, виртуозно и без поправок.

"Вид на улицу Александровскую", Е. Новокшонова.

"Вид на улицу Александровскую", Е. Новокшонова.

    Известная мастерица Ольга Матукова исполнила работу "Бабушкин сундук", в которой прямоугольное зеркало подноса поделено на сложные по форме сектора с яркой декоративной окраской в духе народной праздничной росписи. А Надежда Шабалина пишет ягодные мотивы – калину и рябину. В работе "Сентябрь" она стремится придать мотиву уральской рябинки особую торжественность и нарядность, обрамляя огненно светящиеся грозди золотым узором в овальной раме, которая, подобно драгоценной оправе, удачно дополняет образ золотой осени. Не останутся без внимания и произведения талантливого мастера Ирины Решетовой "Цветы и фрукты", "Маки" с узорами золотного орнамента, выполненные по старинным образцам трафаретного искусства и поражающие высоким исполнительским мастерством.

    Наряду с работами, выполненными маховым письмом, художники создали произведения и в технике многослойной живописи. Современные мастера не забыли и традиции практики копийной работы на подносах, ведущей свое начало от демидовской школы, отдав предпочтение сюжетным картинам известных тагильских художников Худояровых. Таковы работы Любови Никитиной "Медный рудник", Надежды Петуховой "Гулянье на Лисьей горе", Жанны Овчинниковой и Алевтины Сидоровой "Листобойный цех". Интересен опыт в воспроизведении на зеркале подноса старинных видов Нижнего Тагила, выполненных по мотивам фотографий XIX века (Евгения Новокшонова и Марина Пальцева). В произведении "Вид на улицу Александровскую" Е. Новокшонова удачно соединяет архитектурный пейзаж с широкой полосой золотисто-серебряного трафаретного орнамента в виде пышной цветочной гирлянды из крупных розанов с листьями, в которую органично включены изображения соболей, являющихся символом качественного демидовского металла.

    Впервые в проекте представлена не только нижнетагильская лаковая живопись по металлу, появившаяся почти 270 лет назад, но и ее источник – урало-сибирская маховая роспись. В ее традициях выполнены декоративные панно Натальи Крупиной и Ксении Майоровой.

    Одни мастера точно следуют традициям народного искусства Урала, другие соединяют композиционные приемы урало-сибирской росписи с нижнетагильской лаковой живописью. Таковы расписные туеса, прялки, чайный столик художниц Ольги Береговых и Светланы Парышевой.

Людмила ПОГОДИНА,
Лидия ХАЙДУКОВА, старший научный сотрудник НТМИИ, искусствовед.

    Фото Николая Антонова, Сергея Казанцева

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 19.06.2013; 03.07.2013.

 

Главная страница