Приложения к статье О.К. Лапиной "Мои предки – старообрядцы"

Приложение № 1

    Пермское Получено

    Губернское В Пермское Горное

    Правление Правление

    14 марта 15 марта № 38

    Господин Пермский Гражданский Губернатор 9 февраля предложил Губернскому Правлению, что Пермская палата уголовного суда взнесла к нему губернатору на утверждение приговор ей постановленный по делу о крепостном Нижнетагильского г. Демидова завода крестьянина Максима Толстова заключающееся в отступлении из православия в Поморскую Секту и в произношении хулы на Священную церковь и таинства оной, которым заключено: Подсудимого Толстова оставить в сильном подозрении и как он пять лет тому назад поступил в поморскую секту, то удаляя его из среды подобных раскольников для лучшего обращения на путь истинный из своего селения отослать в монастырь, предоставить духовному начальству учинить отеческое распоряжение и буде он не обратится на путь истинный тогда уже сослать в Сибирь на поселение. Соглашаясь с таковым решением уголовной палаты он г. Губернатор представлял вообще с делом на основании циркулярного предписания Управляющего Министерством внутренних дел от 28 июля 1823 года на рассмотрение Его превосходительству Василию Сергеевичу и получил в ответ предписание от 14 минувшего января, что по означенному донесению его г. Губернатора входил он с представлением в комитет г.г. Министров, который журналом 31 декабря высочайшего утверждения положил приговор Уголовной палаты утвердить. Почему он возвратил к нему г. Губернатору подменное дело предписал привесть оное в исполнение. Вследствие чего г. Губернатор дело сие с приговором Уголовной палаты препроводил для приведения высочайше утвержденного Положения в исполнение. В следствие чего из губернаторского правления сообщаю в Пермскую Духовную консисторию дабы благоволила о назначении означенному Толстову о монастыре сделать свое распоряжение.

    Вследствие чего духовная консистория уведомляет, что крестьянину Толстову назначила она находиться в Далматовском монастыре под собственным наблюдением попечителя оного игумена Григория, которому предписано дабы как о поступлении в монастырь того Толстова, так и об успехе наставлений и увещаний рапортовал здешнему Преосвященному благовременно. О присылке которого Толстова в монастырь сообщить в Губернское правление. Определено: с препровождением означенного решительного определения для должного через кого следует исполнения сообщить в Пермское Горное Правление по I Департаменту.

    ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 441.

    (Документ расположен

    среди датированных 1827 годом документов,

    дата и подпись отсутствуют)

     

Приложение №2

     

Старообрядцы

    [ЕЕВ № 7 за 1903г.]

    Из Демидовских заводов часто и на продолжительное время приезжает на Шарташ поп Петр Иванович Красноперов.

    Его поймали в 1764 г. в Черноисточинске, представили в Нижний Тагил в Духовное правление. Заказчик его протопоп Мухин, под присмотром своего товарища, священника Михаила Флоровского, препроводил Красноперова в Екатеринбург, в канцелярию Главного заводов правления.

    От Невьянска повезли его Невьянские священники: Иоанн Конюхов и Михаил Дерябин.

    Отъехав от старого завода версты 3, они встретили Нижнетагильского старообрядца КАЛМЫКОВА, в санях сидела какая-то черничка.

    Петр Иванович Красноперов, 86 лет, родился в Казанской епархии, Свияжеской провинции, Сарапульской волости, в селе Кибаеве, где отец служил священником. В 1706г. рукоположен в священника того же села Казанским митрополитом Тихоном.

    По зову Невьянского старообрядца Андрея Черепанова приехал в Невьянск в дом Лебедева, 4 года никаких треб не исполнял, за тем, что все делали старообрядческие старцы: Максим из калмыков, Авраамий, Иона, Паисий, Нил.

    4 года назад они в доме Акинфия Федоровича Масленникова приказали мне, Петру, крестить, венчать, молитвить, панихиды, молитвы исправлять. Одежду священническую дали. \Мирро увез из церкви, когда бежал из села Кибаева, подбавлял к нему елей. Иногда жил в Н. Тагиле куда привез его старообрядец Ипполитов. Затем в Черноисточинском заводе в доме Никиты Кадникова, где был пойман посланными из заводской конторы.

    Красноперова отправляют в Тобольск под конвоем, чтобы в дороге не был отбит, как в том же 1764 году отбили Макария.

    Макария Протасова Н.Тагильская заводская контора представила в Главную контору Екатеринбурга 26 июля 1762г. Его, старообрядческого монаха Макария (Матвея Яковлевича Протасова из Тюменских посадских людей) поймали в Черноисточинске.

    29 июня 1763г. бежал из Тобольской тюрьмы. Шел до Екатеринбурга большою столбовою дорогою. Пришел в леса Черноисточинского завода и здесь жил, плел лапти, продавал их и тем кормился. За хлебом пришел в Черноисточинск и был схвачен. Вновь был отправлен в Тобольск и вновь отбит. Был ли пойман вновь из дела не видно.

    [ЕЕВ № 21 за 1903 год]

    " Мое пребывание в расколе" (из воспоминаний Д.С. Колегова)

    Как известно, у безпоповцев в каждом заводе управляет духовными делами какая-нибудь старая дева. Так в Черноисточинском заводе такою управительницей была Федосья Михайловна Шабалина, старая дева.

    Один раз общественники порешили убрать наставника от службы. Он прибегает к Федосье и говорит: " Что я буду делать, ведь меня старики отставляют?" Она ему говорит: " Зная меня и ничего из рук не выпущай, - и ничего не поделают". Так и вышло.

    [ПЕВ № 21 за 1874г.]

    Против уклонившихся в раскол владыка настоял на производстве строжайших следствий светскими лицами при посредстве лиц с духовной стороны, которые иногда кончались так: " раскольников поморской секты, Нижнетагильского г. Демидова завода крестьян, как главнейших распространителей ереси: Захара Печатальщикова, Петра Подгорнова, Пантелея Солодова и Осипа Шулаева комитет министров полагает отправить, по усмотрению духовного начальства. В самые строгие сибирские монастыри, для употребления там в работы, прочих же, менее виновных в сем, отдать в военную службу, если окажутся к ней годными, в противном же случае сослать в восточную Сибирь на поселение". На такое мнение Государь Император соизволил в 1826 году в июне месяце.

    * [ ЕЕВ № 15 за 1901 г.]

    Желание иметь своих угодников и свои мощи не чуждо, кажется, и нашим Уральским раскольникам. Доказательство того мы находим в летописи Нижнетагильской единоверческой церкви. Летопись эта, между прочим, повествует следующее:

    В ноябре месяце 1835 года Преосвященный Архиепископ Пермский Аркадий донес Св.Синоду, что раскольники Нижнетагильского завода с давнего времени почитают за праведника умершего беглого попа их Иова, который погребен на Тагильском раскольничьем кладбище. Память его они совершают 29 мая, собираясь на могилу его из окрестных мест во множестве и служа панихиды; некоторые берут с могилы его землю и пьют ее с водою, в чаянии от того получить укрепление здоровья и исцеление от недугов, разглашая, что Иов исцеляет недужных, приходящих к нему с верою на поклонение. Одновременно с сообщением Св.Синоду, Преосвященный сообщил об этом также и начальнику Пермской губернии для зависящих со стороны последнего распоряжений.

    Святой Синод, заслушав сообщение Преосвященного Аркадия, предписал от 3 января 1836 года разведать секретным образом: о происхождении попа Иова, о его образе жизни и смерти, о месте его погребения, о том, не устроено ли над его могилою чего либо, когда и кем; с какого времени особенно началось на могилу его стечение народа и насколько многочисленно бывает такое стечение. Гражданский губернатор, со своей стороны, уведомил Преосвященного, что он отношение его препроводил Главному Начальнику Уральских горных заводов, а этот последний, находя, что раскольники по 46 ст. 14 т. св. закона не преследуются за мнения их о вере и за принятые ими обряды, полагает не подвергать их никакой ответственности за то, что они отдают почести умершему попу своему, как праведнику, в особенности, если делают сие без публичного доказательства, чего из сообщения Преосвященного будто бы не видно. Этот ответ губернатора в феврале месяце был тоже сообщен Святому синоду. Наконец, в апреле месяце были представлены в Синод и затребованные им сведения о попе Иове, сведения были собраны Нижнетагильским протоиереем Кирилловым. Иов был из черных раскольничьих попов, а единоверцами признается за священноинока. Родом он был великоросс из Московской губернии, если не из самой Москвы. Какое было его мирское имя и фамилия? Когда был рукоположен, правильно ли или по-раскольнически пострижен в монашество и из какого именно места бежал в Нижнетагильский завод. Сведений о том собрать оказалось невозможным. Только по некоторым указаниям можно было предположить, что он умер в 1740-х годах и жил в Тагиле более 10 лет, так что время его побега с вероятностью может быть отнесено к 1730-м или 1720-м годам. Из обстоятельств его переселения в Тагил протоиерей Кириллов, между прочим, сообщал, что вместе с ним переселился какой-то Петр из жителей московской же губернии, который служил при нем за дьячка и выдавал себя за учителя в прежнем месте своего жительства. Но жить в Тагиле этому Петру почему-то не понравилось и лет через семь он возвратился на родину, а его место при Иове занял некто Павел Богатырев из числа его же единоземцев, от которого, по предположениям протоиерея Кириллова, вели свой род известные в то время раскольнические старшины Богатыревы, жившие в Невьянском заводе. Иов, по видимому, был первым раскольническим попом на заводах: Выйском, Нижнетагильском и Черноисточинском, так как старожилы не сохранили памяти о каком либо попе до него. Жил Иов за заводским селением при раскольническом, так называемом, большом кладбище, в устроенных для него кельях, при которых была моленная, здесь он служил вечерню, утреню и часы и исправлял для раскольников христианские требы. 6 января и 1 августа из этой моленной он совершал крестный ход на речку Рудянка для водоосвящения; раскольникам он умел угождать, жизнь вел, как гласит предание, постническую, любил нищих, в особенности детей, к которым был ласков и щедр. Погребен он был на вышеуказанном большом кладбище в нескольких саженях от перенесенной из завода единоверческой часовни. Около него впоследствии погребены еще три раскольнические попа, как такие, коих память тоже в почитании у раскольников. Двое из них носили имя Петра, а третий был Архип. Над могилами, как Иова, так и прочих попов были устроены деревянные "голбчики" с прикрепленными к восточным их концам на брусках деревянными крестами, на коих написано распятие, и киотиками, вмещающими по несколько икон; к западному концу голбчика у могила Иова приделан еще аналой. Верх этого голбчика в прежние годы не был закрыт досками с той целью будто бы, чтобы почитателям погребенного под ним можно было брать с могилы его часть земли и уносить в свои дома, как святыню, врачующую от болезней. Впоследствии раскольники почему-то сочли за лучшее верх этого голбчика закрыть и заколотить. Над прочими же могилами голбчики остаются открытыми. Все четыре голбчика находились внутри деревянной часовни, имевшей в длину и ширину около 4 сажень. Внутри часовни в середине восточной стены ее против самого голбчика Иовлева на приличной высоте находилась средней величины икона с изображением распятия. Часовня эта была построена, по преданию, лет за 30 до того времени, когда собирались сведения. Стечение народа на могилу Иова началось со времен незапамятных и едва ли не с первых годов после его смерти; оно увеличивалось постепенно, по мере умножения поселявшихся здесь раскольников. Главное стечение народа бывает ежегодно 29 мая, в день, который раскольники по преимуществу посвящают памяти Иова и в который в прежние годы попы их совершали из главной их часовни (Свято-Троицкой) на могилу Иова крестный ход и служили здесь панихиду. Во время собирания сведений раскольники в день 29 мая с утра до вечера толпа за толпою стекались к часовне Иовлевой для моления; а грамотные из них обоего пола, с книжками в руках, каждый сам по себе, пели в полголоса заупокойный по Иове канон. Таким образом, в течение одного этого дня на могиле его посетителей бывало не менее 3000 человек, полагая в том числе не одних Нижнетагильских, но и смежного Выйского завода раскольников, свободных от постоянных заводских работ, особенно женщин, а также приезжающих и приходящих на праздник этот во множестве из всех окрестных и даже Екатеринбургских заводов. Такое стечение раскольников не ограничивалось одним этим днем, но начиналось дня за два до сего числа и продолжалось несколько дней и после, хотя и в меньшей степени. К могиле Иова, как в этот день, так и во всякое другое время привозили раскольники своих больных, в надежде испросить им свыше, чрез ходатайство Иова, исцеление, хотя и не скоро. Кроме того во время летней засухи или других общественных бедствий раскольнические попы совершали на могиле Иова крестные ходы и служили на ней молебны. Поминовение по Иове совершалось еще 4 сентября, но немногими и уже не с такою торжественностью. Что же касается главного поминовения в 29 число месяца мая, когда Церковью совершается память Иоанна юродивого, Устюжского чудотворца, то основание для такого поминовения, по сохранившемуся между раскольниками преданию, заключается в мирском имени Иова.

    Заслушав это сообщение Преосвященного и усмотрев в действиях раскольников воспрещенное законом внешнее оказательство их раскольнических убеждений, Святой Синод просил Министра Внутренних Дел обратить на действие раскольников начальственное внимание и о распоряжениях, какие последуют с его стороны, сообщить Святому синоду.

    Между тем, как происходили все эти сношения, случилось обстоятельство, которое положило предел равнодушию местного начальства и вынудило его обратить внимание на действия раскольников. В ночь на 23 октября 1836 года могила Иова была кем-то разрыта и снова зарыта, о чем донесли главной конторе Нижнетагильских заводов мирской староста Евфим Ушков и частный смотритель Иван Малоземов, узнавшие об этом от одного из местных жителей (Ивана Елисеева) и самолично видевшие у могилы Иова груду свежей вырытой земли. Получив такое донесение, Главная контора немедленно сообщила о том Исправнику Нижнетагильских заводов и просила его произвести о случившемся надлежащее расследование. Исправник немедленно освидетельствовал могилу и нашел, что могила действительно была разрыта, а потом снова засыпана землею, но взят ли из земли прах Иова, узнать не удалось. Поэтому, приставив к могиле строгий караул, исправник донес о своих распоряжениях Главному Начальнику заводов Уральского хребта, испрашивая его разрешения на то, чтобы разрыть могилу Иова для удостоверения в целости его праха. Вместе с этим он затребовал у конторы Нижнетагильских заводов следующих сведений: в каком году умер Иов, под чьим присмотром находится кладбище, на котором похоронен Иов, и в каком году и с чьего разрешения построена на кладбище часовня. Кроме того, исправник просил контору приставить к могиле Иова благонадежный караул и командировать заслуживающих доверия людей, не из раскольников, по всему заводскому округу для производства розыска, не окажется ли где-нибудь по всем заводским дачам свежих могил. А так как дело о предположенном разрытии могилы Иова требовало депутата со стороны духовного ведомства, то одновременно со всем этим исправник о назначении такового депутата сообщил Верхотурскому Духовному Правлению, которое назначило для исполнения этих обязанностей Благочинного Священника Алексея Карпинского.

    Главная контора Н.Тагильских заводов не замедлила ответить, и ответ ее был таков:

    1) раскольнический поп Иов, как показал раскольнический старшина Савва Красильников, умер около 100 лет тому назад; 2) кладбище, на котором похоронено тело Иова, находилось под присмотром раскольнических старшин, крепостных крестьян Нижнетагильского завода: Саввы Красильникова, Родиона Сыроедина и Кушвинского купца, проживающего в Н.Тагиле, Петра Чеусова; 3) относительно того, когда и с какого разрешения на кладбище построена часовня, контора ответить не может, так как никто из старожилов этого, по давности времени, не помнит, но контора полагает, что часовня построена в давнее время на общественную сумму раскольников; 4) розыскание относительно свежих могил учинено старательно, но таковых не оказалось; 5) благонадежный караул на могиле Иова приставлен.

    Главный Начальник Горных заводов на запрос исправника ответил (от 30 октября 1836 года за № 341), что если есть основательное подозрение в совершении какого-либо преступления над прахом Иова, то могилу Иова необходимо разрыть. Но так как в течение месяца со стороны исправника не последовало донесения о разрытии могилы, то и. д. Главного Начальника, от 31 декабря за № 378, затребовал у исправника немедленного донесения о том, что оказалось по разрытии могилы: найден ли прах Иова на месте и если не найден, то кем похищен и куда перемещен. В силу этого требования исправник донес (от 13 января 1837 г. за № 8 ), что разрытие могилы Иова сначала замедлилось вследствие отъезда депутата с духовной стороны, священника Карпинского в г. Верхотурье, а затем и совсем не состоялось, так как исправник не решился на таковое разрытие ввиду волнений среди раскольников и ропота, начавшихся при одном предположении об этом разрытии. Ввиду такового донесения и.д. Главного Начальника вступил по этому делу в сношения с Пермским Гражданским Губернатором, в результате этих сношений явилось новое предписание исправнику со стороны Главного Начальника заводов от 8 апреля 1837 года за №64 о том, что могилу Иова разрывать нет никакой надобности, а следует только исполнить то, что ему, исправнику, предписано Главным Начальником от 30 января за № 15. А в сем последнем отношении исправнику было предписано:

    1) немедленно объявить с подпискою всем старообрядческим старшинам, что Правительство запрещает собираться на могилу Иова толпами к явному соблазну других;

    2) потом перед 29 мая и 4 сентября, когда совершаются общие поминовения, вновь подтвердить им это запрещение с приличными увещеваниями; 3) всевозможно затруднять стечение народа при содействии управляющих заводами, например, командировкою некоторых из Тагильского завода, безостановочным исполнением работ, требованиями по делам полиции и т.п.; 4) какой же успех будут иметь все эти меры, о том донести.

    В силу этого предписания исправник объявил раскольническим старшинам всех окрестных заводов (Н.Тагильского, Выйского, Н.Салдинского, Черноисточинского, Висимо-Шайтанского, Лайского) о воспрещении им правительством стекаться толпами на могилу Иова, причем большинство старшин в слушании этого объявления дали подписки, а другие подписаться отказались, заявив, что они и без подписки собираться на могилу Иова не будут. О своих распоряжениях исправник донес Главному Начальнику заводов с представлением подписок раскольнических старшин, а главный начальник от 3 мая снова подтвердил ему наблюдать, чтобы раскольники не собирались на могилу Иова толпами. В ответ на это предписание исправник от 31 мая донес, что в текущем (1837) году 29 мая стечение раскольников на старообрядческом кладбище, где похоронен поп их Иов, в сравнении с предыдущими годами было весьма незначительно и немноголюдно. В течение этого дня перебывало здесь не более 500 чел. Большею частью женщин. К могиле Иова посетители не допускались приставленными к ней полицейскими служителями; равным образом земли с могилы Иова им не давалось, хотя многие о том просили. Ввиду таких мероприятий раскольники, прочитавши над могилами своих родственников и знакомых заупокойные каноны, расходились спокойно по домам.

    Заключением официального производства по этому делу было сообщение Главного Начальника заводов Уральского хребта исправнику Тетюеву от 2 июня 1837 года за № 130 о том, что по докладу Министра Внутренних Дел Его Величеству о мерах к прекращению стечения раскольников на могилу Иова, Его Величество повелел соизволить ограничиться только этими мерами, не делая из этого обстоятельства особо важного дела и наблюдая только общие правила полиции, без всяких дальнейших исследований.

    Впоследствии, по мере умножения числа единоверцев и уменьшения числа раскольников в Нижнетагильских заводах, собрание тех и других вместе на могилу Иова в 29 мая, хотя и продолжалось, но было не так значительно. Единоверцы, наслышавшись от своих предков, что Иов был постник и муж добродетельный, питали к нему уважение в полной уверенности, что если бы при Иове было учреждено единоверие, он по свойству его духа и образа жизни, непременно был бы единоверческим священником, а другие тоже, по преданию, полагают, что Иов, исправляя у раскольников требы, делал это только по сожалению и снисходительности к их немощам духовным, что они не утратили совсем того чувства, которое напоминало им о гибельности их положения вне церкви. Потому Иов, исправляя у них требы, внушал будто бы им, что Церковь и священство для всех необходимы и что, рано или поздно, раскольникам нужно быть в Церкви. Уважая в Иове эти чувства, единоверцы чтут его память. На первых порах по открытии единоверия, из Н.Тагильской единоверческой церкви совершались крестные ходы на кладбище, где был похоронен Иов. Впоследствии единоверцы, приглашая священников на могилы своих родственников для служения панихид, включали в свои помянники и имя Иова. Бывали случаи, что единоверческие священники по просьбе своих прихожан в день 29 мая совершали панихиды и при могиле Иова. В этом случае раскольники, обычно уклоняющиеся от созерцания единоверческого служения, наравне с единоверцами слушали панихиды и, следя со вниманием за службою, которая совершалась по тем же книгам, какие приняты у них. Уносили в своей душе доброе впечатление, а некоторые даже присоединялись к православной церкви на правилах единоверия.

    Существует и другое предание о личности Иова. По этому преданию, он был православный священноинок, удалившийся в виде странника из какого-то московского монастыря по склонности к уединенной жизни. Жил он в лесах, а так как Н.Тагил был окружен лесами, то достигнув этой местности, он окончательно поселился поблизости к Тагилу, где и окончилась жизнь в посте и молитве. Раскольники, которые еще не утратили сознания необходимости благодати в деле спасения, привлекаемые строгой пустынной жизнью Иова, стали обращаться к нему с требами. И он принимал их: крестил детей, исповедывал больных. Но сам не напрашивался, а делал все это только по крайней нужде приходящих к нему и из снисхождения к ним, чтобы они и совсем не забыли своего христианского долга. За эти сношения с раскольниками он, вероятно, и прослыл раскольническим беглым попом. Но все это сохранилось, как устное предание.

    Между тем стечение раскольников на могилу Иова в дни 27, 28, 29 мая продолжается и доселе, да и внешнее убранство могилы остается то же. Число богомольцев не менее 2000 человек. Безпоповщинские наставники со своими певцами по-прежнему поют здесь заупокойные каноны. И нужно сказать, что для попечителей, старост и наставников Н.Тагильских часовен богослужение на могиле Иова составляет очень доходную статью, так как всякий приходящий считает своею непременною обязанностью спустить в кружку посильную лепту, а также купить свечку и поставить на могилу Иова "бурачок" с водою, по окончании службы берет с могилы щепоть земли, кладет в "бурачок" и затем пьет эту, якобы святую, воду с землею во исцеление своих душевных и телесных недугов.

    Это продолжающееся поклонение могиле Иова проливает некоторый свет на совершившееся некогда разрытие могилы. Значит, что прах Иова не взят. С какой же целью разрывалась могила? Едва ли мы будем чрезмерно смелы, если скажем, что разрытие могилы совершилось под влиянием нетерпеливого желания иметь новые мощи.

    С.Г.У.

    [ ЕЕВ № 21 за 1901 год] В области Уральского раскола

    В газете "Урал" было напечатано письмо о сектах "Климовщина", "Лаврентиевщина" и "Порфировщина". По содержанию сего письма мы получили следующие сведения. Основатель секты " Климовщина" безпоповщинский монах Климент проживает в скиту, построенном в глухом лесу в 25 верстах от Висимо-Шайтанского завода и в 30 верстах от Верхнее-Тагильского завода вблизи деревни Галашек Верхотурского уезда. Учение Климента и его последователей изложено в статье, напечатанной в Епархиальных ведомостях за текущий год (стр. 811-812). Вместе с Климентом в одном скиту проживал крестьянин Верхнее-Тагильского завода белец Лаврентий. В текущем году между Климентом и Лаврентием на религиозной почве возникла ссора, последствием чего было то, что Лаврентий отделился от Климента и основал свой скит недалеко от Климентова. Учение Лаврентия ничем не отличается от учения Климента. В текущем же году в скит Климента поселился Екатеринбургский безпоповец Григорий Владимирович Блохин. Последователей Климента и Лаврентия весьма мало.

    "Порфириевщина" основана 25 лет тому назад крестьянином Троицко-Александровской волости Нижнетагильского завода Порфирием Мелентьевым Решетниковым, который родился от православных родителей, был крещен и венчан в православной церкви. П.Решетников человек малограмотный и от природы ленивый; потому определенных занятий не имел, иногда занимался охотой на рябчиков и белок, а жена его Анисья Епифанова сбывала добычу жителям Н.Тагильского завода. Живя большую часть года в лесу, Решетников привык к уединенной жизни и познакомился со скитником Иваном Яковлевым, крестьянином Ижевского завода. Яковлев в то время жил в лесу под Елевой горой в келье в 20 верстах от Н.Тагильского завода. Хотя он был безпоповец часовенного толка, но с мирскими старообрядцами не имел общения ни в молитве, ни в пище. Познакомившись с сим скитником и другими наставниками и вожаками раскола и начитавшись раскольнических цветников, П.Решетников уклонился в раскол к безпоповцам часовенного толка, совратив вместе с собой и свою жену. Не находя себе покоя в секте часовенных, Решетников начал знакомиться с поморцами и странниками-бегунами. Последние говорили Решетникову, что, если он желает быть истинным христианином, то ему необходимо креститься снова, так как он крещен был во младенчестве в православной церкви, а крещение это по их учению – еретическое. Еретическое же крещение, по словам св. Василия Великого "несть крещение, а паче осквернение". Решетников решил снова креститься, но только не от поморцев и странников, а просил пустынника Ивана Яковлева совершить над ним крещение. Яковлев долго не соглашался, говоря, что он никогда никого не крестил и боится взяться за это дело. Наконец, Решетников упросил его, и вот в один летний день Яковлев крестил его в речке Выйке. А так как Иван Яковлев и сам был во младенчестве крещен православным священником, то после крещения Решетникова и сам крестился от него. Таким образом, выходит, что Решетников и Яковлев крестили друг друга. И только после этого Решетников возомнил себя истинным христианином, и начал проповедывать в Н.Тагильском и других заводах Урала свое лже - учение о перекрещивании. В одной беседе часовенные безпоповщинские наставники спросили Решетникова: для чего он снова крестился. Решетников ответил: "Я крещен был в никонианской церкви еретиком, поэтому мне нужно было снова креститься от истинного христианина". Старообрядцы еще спросили: "А кем был крещен в православной церкви твой креститель Иван Яковлев?" Решетников, когда вспомнил, что Иван Яковлев был крещен таким же еретиком, каким и он, и не зная, что ответить безпоповцам, ушел с беседы. После этого он решился сам себя крестить, и крестился в той же речке Выйке, а не из-под желоба, как неверно напечатано в газете "Урал". После такого "самокрещения" он оставил мир и поселился на жительство в глухом лесу, под Елевой горой, близ речки Шумички, а затем через несколько годов переселился из-под Елевой под Карасеву гору. Перекрестив свою жену, Анисью Епифановну, и построив для нее несколько келий, основал женский скит в одной версте от своего мужского скита. Учение Решетникова заключалось в следующем: со времени Патриарха Никона в мире царствует антихрист. В православной церкви стоит мерзость запустения. Троеперстное сложение есть печать антихриста. В православной церкви нет ни одной тайны церковной, нет и крещения. Поэтому Решетников всех, даже из других раскольнических сект переходящих в его секту, снова крестит. Кто пьет чай, тот от Бога отчаян, кто пьет кофе, тот строит ков на Христа. Есть картофель - великий грех. Носить одежду можно только из черной и белой материи, а пеструю одежду носить -непростительный грех. Кушать из одной посуды с православными и других сект раскольниками Решетников строго запрещал своим последователям, поэтому и сам он ел из особой своей чашки. Так как, по учению Решетникова, в мире спастись невозможно, то всем своим последователям он завещал жить в лесу; если же кто по житейским расчетам не хотел оставить мира, то Решетников разрешал это с одним условием, чтобы перед смертью такой человек все-таки удалился в лес. Хотя учение Решетникова почти во всем сходится с учением странников-бегунов, однако Решетников с ними ничего общего не имел. Последователей у Решетникова было мало. В Н.Тагиле в секту уклонились крестьянин Тимофей Иванович Гагарин и его семья, в деревне Горбуновой - братья Федюнины и их семьи, в деревне Бобровке (Елисаветинской) - Яков Романович Кузнецов и его семья, и в Невьянском заводе - две сестры-девицы Серебрянниковы. Последние, продавши все свое имущество, вырученные деньги вручили Решетникову и поселились в скиту, где и до сих пор продолжают жить. Остальные, уклонившиеся в "порфириевщину" лица, хотя и крестились от Решетникова, однако проживают пока в мире и только, если кому из них придется заболеть, тогда тотчас же больного стараются увезти в скит, чтобы, по словам сектантов, не мог умереть в мире и через то лишиться царствия небесного. Желая как можно больше иметь последователей, Решетников ездил с проповедью не только по заводам, селам и деревням Урала, но и весьма далеко за пределы Пермской губернии по реке Каме. Он часто бывал в Чистополе и Чебоксарах. В одном из этих городов Решетников совратил в свою секту богатую купеческую семью. Купчиха, вопреки желания своего мужа, забравши порядочную сумму денег, удалилась в скит к Решетникову. Сколько ни старался муж уговорить жену возвратиться домой, но она была непреклонна и осталась в скиту под именем сестры Евфимии, впрочем, это не прошло даром.Через несколько времени Решетников отправился навестить мужа сестры Евфимии. Погостив у них у них довольно и не подозревая ничего, Решетников поздно ночью отправился в путь-дорогу. Едва он успел отъехать от селения за версту, как был настигнут несколькими мужиками, подкупленными мужем Евфимии, которые так избили Решетникова, что, пролежав целую ночь без чувств и только на следующий день был поднят попутчиками и кое-как добрался до своего скита. Он не мог совсем оправиться от нанесенных побоев и через месяц умер, оплакиваемый своими скитницами-сестрами и подругами, которых у него было не менее 20 человек. (Умер примерно лет 5 назад).

    Единоверец

    303 [ ЕЕВ № 8 за 1902 год.] А. СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТОЛКИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

    I. П о п о в ц ы

    1. приемлющие австрийское священство - окружники (1120 душ)

    2. бывшие беглопоповцы, управляемые наставниками и уставщиками:

    а) часовенные или стариковцы ( 37 833 душ)

    б) климентовцы – 5 душ

    в) порфирьевцы – 8 душ

    II. Безпоповцы

    1. Поморцы, приемлющие браки – 1318 душ

    2. Федосеевцы ( безбрачники) – 58 душ

    3. Филипповцы (линовцы) – 270 душ

    4. Матвеева вера

    5. Странники, они же бегуны, лучинковцы, лучинники, пахтеи, Христово согласие, Божьи люди ( братцы и сестрицы), душители – 274 душ.

    6. Нетовцы:

    а) глухая нетовщина или спасово согласие – 562 души

    б) новоспасовцы - 21 душ

    в) никудышники – 5 душ

    7. Средники – 6 душ

    Б. СЕКТЫ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ

    1. Немоляки – 257 душ

    2. Иеговисты – 450 душ

    3. Скопцы

    [ ЕЕВ № 15 за 1902 год.]

    СТРАННИКИ есть в Висимо-Уткинских дебрях, в небольшом количестве есть и в Нижнем Тагиле. Кроме общего названия, называются еще и БЕГУНАМИ, ЛУЧИНКОВЦАМИ, так как собираются в подпольях, освещаемых лучиной. В Каслинском заводе их называют ПАХТЕЯМИ, по имени первого основателя странничества в этом районе.

    [ЕЕВ № 23 за 1909 год.]

    В 1864 году был арестован австрийский "архимандрит Викентий" (Василий Михайлович Носов, крестьянин княгини Волконской, Нижегородской губернии) в церкви, устроенной во флигеле при доме купца Василия Петровича Чеусова.

    [ЕЕВ № 11 за 1915 г.]

    Спустя 130 лет после отделения от православной церкви старообрядцев, в 1784 году, скрывавшийся среди безпоповцев беглый солдат Евфимий (из Переяславля) начал утверждать, что со времени Петра I царствует на земле антихрист в видимом образе Государей Императоров, поэтому Евфимий запрещал записываться в посемейные списки: брать паспорта, платить царю подати, нести воинскую повинность, вообще, иметь какое-либо общение с правительством. Евфимий велел бежать в горы и вертепы, странствовать с места на место.

    Поэтому этот толк получил название "странники" или "бегуны". В Екатеринбургской епархии их еще зовут "лучинковцами" или "пахтеями".

 

 

Главная страница