Из архивов И.А. Орлова

Мосты в Нижнем Тагиле

    У завода имени Куйбышева – "Зелёный" (по цвету краски, которой были выкрашены перила в 1837 году, когда на завод приезжал престолонаследник, будущий император Александр II).

    На территории завода им. Куйбышева – "Чугунный"

    Рядом с "Чугунным" - мост через речку Рудянка.

    Ниже "Зелёного моста", через Остров – Горбатый мост (в том виде, в котором существует ныне - построен в ноябре 1944 года рабочими завода имени Куйбышева).

    По улице Фрунзе был старый "Маральский мост". Теперь вместо него бетонный (трнаспортно-пешеходный).

    Ниже Маральского моста – мост " Новый" по улице Красноармейской, пешеходный (был деревянный, в конце ХХ века на его месте построен новый – "Новый мост").

    С улицы Космонавтов на Красный Камень – трамвайный мост без названия.

    В конце улицы Ермака, на Красный Камень – Вогульский мост. 198

    По улице Лебяжинской было 2 моста : "Киприн " и "Сизов". Строил их подрядчик Киприян Сизов из улицы Больше – Вогульской, сейчас улица Ермака. В настоящее время мост без названия.

    Через реку Выя по улице Красноармейской – "Королёв мост".

    На устье реки Выя через плотину – толчеи.

    В Тагиле было три волостных правления, включающих в себя 5 сельских правлений:

    Первочастное волостное правление - угол улиц Александровской (проспект Ленина) и Огаркова ( здание не сохранилось, осталось только на фотографии);

    Троицко-Александровское правление, включает третье и четвёртое сельские правления – это Ключи и Гальянка. Волостное правление находилось по улице Большерудянская (сейчас Кирова);

    Выйско-Никольское волостное правление включает второе и пятое сельские. Волостное правление находилось по улице Тагильский криуль (ныне улица Черных), сельские правления – по улице Раздельная ( пятая часть) и Липовому тракту ( вторая часть).

     

Церкви

    Входо-Иерусалимский собор (взорван в 1930 году). На его месте торговый техникум.

    Никольская церковь. Фамильная церковь Демидовых, в подвальной части была их усыпальница. .На месте церкви стоит Дворец культуры "Юбилейный".

    Введенская церковь по улице Шамина – Карла Маркса. Небольшая, но богатая церковь. Снесена в 1930-е годы. Находилась напротив ( современного здания) музыкального училища. ( в 1957 году на её месте построен жилой дом).

    Все три перечисленные церкви были православными.

    У медного рудника – единоверческая Троицкая церковь (сейчас Свято-Троицкое Архиерейское подворье Екатеринбургской епархии). 23 апреля 1991 года после многих лет разрухи загорелась лампада перед алтарём. 1950-е годы в полуразрушенном здании церкви находился гараж Высокогорского железного рудника, в 1970-е – мелкооптовый склад.

    В центре Гальянки – Александровская, церковь Александра Невского, православная (в послевоенные годы использовалась под склад ядохимиката – дуста, в начале 1990-х годов – восстановлена, ныне действующая).

    Выйская церковь Казанской Божьей Матери – Казанская, единоверческая, одна из старейших действующих.

    Беспрестольная – по улице Больше-Вогульской , сейчас улица Ермака, находилась в бывшей Вогульской деревне. Переосвящена из старообрядческой часовни в единоверческую.Была прикреплена к приходу Выйской Казанской церкви. Разрущена.

    Часовня Пантелеймона – целителя - на Патраковском православном кладбище. Приписана к Никольской церкви. Построена по обету в 1915 году. Снесена. Кладбище переведено за Рогожино болото – Центральное.

    Кладбищенская церковь на кладбище "Сухой Лог" по бывшему Салдинскому тракту. Православная, Снесена при строительсве Ново-Тагильского металлургическогоьзавода.

    Старообрядческая часовня в начале улицы Старобазарная. (ныне – Носова). Снесена при расширении завода имени Куйбышева.

    Старообрядческая часовня на старообрядческом кладбище и речке Рудянка за медным рудником. Стояла на могиле высокопочитаемого старообрядческого священника – отца Иова. К его могиле молиться приходили издалека, молебствия 199

    проходили с "кликушами".Иов считался исцеляющим от "кликушества" - вид психического заболевания.

    На правом берегу Выйского пруда, между речками Кедровка и Черемшанка (территория Уральского леспромхоза на Нижней Черемшанке, среди старожилов до сих пор именуемого "Колун") находилась могила высокопочитаемого старообрядческого подвижника отца Гурия. Многолюдные моления проходили там без часовни, на открытом поле.

    На правом берегу реки Малая Кушва был женский монастырь "Скорбященской Божьей Матери". В ведении монастыря находилось много лесных и земельных наделов не только в окрестностях Тагила, но и даже под Алапаевском.

    Было две церкви, старая и новая, Корпус общежитий – келий и священнослужителей находился вне монастыря через дорогу.

    В районе Корабельного мыса были кирпичные ( сараи).По реке Ольховка – большое молочное хозяйство, покосы, пасека.

    Монастырь славился мастерицами рукоделия художественной вышивки и кружевного плетения.

    При монастыре существовала школа для девочек из малообеспеченных семей и сирот, а также богадельня для одиноких бедных старушек. Была и обычная начальная церковноприходская школа.

    При всех церквях Тагила действовали церковноприходские школы и богадельни с небольшим количеством живших в них престарелых людей. Уход за больными в богадельнях был взаимный, "Ради Христа".

    По улице Уральской во дворе дома купца Аксёнова находилась "астрийская , белокриницкая" старообрядческая часовня. Была и богадельня на 2-х -3-х стариков этого толка в одном из его домов по Уральской улице в полуподвальном этаже.

    У многих зажиточных старообрядцев-беспоповцев были свои домашние моленные с иконостасами из медных, не писанных икон и распятий. Общих больших моленных этого толка не помню. Такие старообрядцы преследовались православной церковью даже с привлечением полиции. Особенно преследовались старообрядцы "поморцы- странники".

    О старообрядческих скитах и ските на горе Елевая я написал и сдал в фонды краеведческого музея.

    15. Магометанская мечеть была в конце улицы Ветохиной, переименованной в Комсомольскую, в Татарской слободе. В 1930-х годах была закрыта, а здание передано под квартиру рабочему – углепомолу Александру Серебрякову.

    Мусульманское кладбище находилось отдельно по Кушвинскому тракту на Патраковой горе, через дорогу, напротив православного. Территория застроена, а кладбище, как и православное, переведено на Центральное.

    В Тагиле проживало много евреев, но где были их синагога и кладбище не знаю.

1980 – е годы.

И.А. Орлов

Главная страница