Нормандия – Неман: полет через века

    Все мы родом из детства… Этот афоризм становится с годами мне все более понятным и близким, когда я, уже обремененная многими знаниями и жизненным опытом, оглядываюсь в такие уже далекие школьные годы… Хорошо помню то острое и волнующее чувство любопытства, которое охватывало нас, третьеклашек, когда со своего первого "начального" этажа мы забегали на второй – мир таких взрослых ребят среднего звена. Особенно интриговал своей необычностью кабинет № 26: широкой кафедрой, проигрывателем и тем, что из него периодически доносились звуки иностранной речи, завораживающий голос Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Мирей Матье. То был кабинет французского языка…

    И еще был один таинственный класс – уже на нашем, первом, этаже, куда частенько заходили "взрослые" старшеклассники, которые обычно игнорировали этаж "мелких". И поэтому эта дверь, на которой скоро появилась красная вывеска "Музей боевого пути полка "Нормандия-Неман", тоже притягивала и манила нас.

    Но пришло время, мы перешли на более высокие этажи, в буквальном и переносном смысле, эти манящие кабинеты распахнули для нас двери, и мы получили возможность стать причастными к работе необычного музея нашей школа № 58.

    Музей полка "Нормандия-Неман" был создан к 30-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, в 1975 году, по инициативе учителя французского языка Любови Михайловны Хмельниковой и завуча нашей школы, преподавателя электротехники, Александра Борисовича Хмельникова. Вот как об этом рассказывает один из его основателей, выпускник 1975 года Сергей Сахно: "Все началось с уроков французского языка. Наш учитель Любовь Михайловна Хмельникова хотела, чтобы ее ученики как можно больше узнали о стране изучаемого языка. Было решено создать клуб старшеклассников. Мы находили и осваивали материалы о французских художниках, писателях, ученых. Разучивали французские песни. И вот, познавая дружеские связи между нашими странами, мы не смогли пройти мимо такой замечательной страницы в истории, как совместная борьба против фашизма в годы Второй мировой войны. Но где найти материалы об этом? Помогла газета "Нувель де Моску", где была напечатана фотография бывшего инженера полка Сергея Давидовича Агавельяна. Мы написали ему, и Сергей Давидович не замедлил с ответом. От него мы получили первые материалы о полке "Нормандия-Неман" и диафильм. Сейчас, когда я постоянно сталкиваюсь с проблемами обучения в школе своих собственных детей, я могу оценить тот огромный профессионализм, педагогический энтузиазм, заинтересованность этой педагогической супружеской пары, которая, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем, проводила с учениками многие часы.."

    Музей был создан поколением ребят выпуска 1975 года. В этой работе участвовало более 100 ребят, было создано несколько групп различных направлений. Ребята, наиболее заинтересованные изучением французского языка, стали переводчиками. Среди них был и автор воспоминаний. Сергей закончил факультет иностранных языков Московского педагогического института, преподавал в Нижнетагильском государственном педагогическом институте, а сейчас он работает во Франции.

    В ходе поисковой работы были получены 6 томов журнала "Икар", издаваемого в Париже. В этих журналах был собран весь материал о "Нормандии-Неман" от истоков возникновения до информации о послевоенных судьбах летчиков полка. И вот переводом этих оригинальных французских текстов занимались ребята-старшеклассники. Учащиеся, более склонные к техническим дисциплинам, составили группы электриков, столяров. Их руками был создан макет самолета "Як-3", на котором воевали французские летчики. Работала также группа фотографов и оформителей. Музей был создан по всем музееведческим и исторически канонам. Много позже я узнала, что Александр Борисович по первому своему образованию – историк. Музей имел два раздела. Первый - "Боевой путь полка "Нормандия-Неман", а второй рассказывал о работе клубов интернациональной дружбы. В нашей школе музейная работа тоже была организована в рамках клуба интернациональной дружбы (КИД).

    Так что, мы, восьмиклассники, стали следующим поколением кидовцев, принявшим уже готовый музей на свое попечение. Но, несмотря на то, что основная экспозиция была уже создана, но работа продолжалась благодаря творческому и неутомимому поиску Любови Михайловны и Александра Борисовича. Перед нами открывались немалые перспективы. Но самым первым шагом каждого из нас в "Нормандию-Неман" было освоение экскурсии по музею.

    Давно это было, но сейчас, когда пишу эти строки, представляю себя у первой витрины с французскими монетами с изображением галльского петуха, и слова экскурсии невольно всплывают в памяти, и спустя тридцать лет четко вспоминаются даты и имена.

    В боях против гитлеровских оккупантов в годы Великой Отечественной войны принимала участие французская истребительная эскадрилья "Нормандия", названная так в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от фашисткой оккупации. Это название предложил летчик Лефевр Марсель, родившейся в этой провинции. Второе слово в названии "Неман" возникло позднее, в 1944 году, когда эскадрилья успешно прикрывала сухопутные войска, форсировавшие важную водную преграду – реку Неман. Эскадрилья была создана по соглашению между правительством СССР и патриотической организацией "Сражающаяся Франция". Французским летчикам были предоставлены советские самолеты "Як" (затем "Як-3") и опытные механики. Тренировочные полеты проходили с аэродрома на севере Иваново. 22 марта 1942 года на полевом аэродроме около поселка Полотняный завод, в 30 - ти километрах от Калуги, сели 14 советских истребителей ЯК с красными звездами. Между винтом и кабиной летчика были нанесены краской три цветные полосы – синяя, белая, красная – цвета французского государственного флага. За штурвалом каждого самолета сидел французский летчик. Командовал эскадрильей майор французских военно-воздушных сил Жан Луи Тюлян. Встречал французскую эскадрилью генерал-лейтенант авиации С.А.Худяков, командовавший в то время 1-й воздушной армией. В апреле эскадрилья приняла первый бой. Эскадрилья входила в состав 303-й истребительной авиадивизии, которой командовал Г.Н.Захаров.

    В июле развернулось наступление под Козельском и Сухиничами на орловском и брянском направлениях. Во время прорыва вражеской обороны юго-западнее Козельска эскадрилья "Нормандия" провела 45 воздушных боев, сбила 22 самолета противника и потеряла 6 своих. В последующие два месяца в ходе Спас-Деменской, Ельненской и Рославльской наступательных операций советских войск, эскадрилья базировалась в Спас-Деменском и Куйбышевском районах. За это время она провела 30 воздушных боев, сбила 46 фашистских самолетов.

    Мы знали летчиков эскадрильи буквально поименно, у каждого был свой, если можно так выразиться, любимец. Один из них Жак Андре родился 25 февраля 1919 года и был сыном известного французского авиатора. В 1940 году он принимал участие в боях в небе Франции. Жан Андрэ прибыл в "Нормандию" в декабре 1944 года и очень быстро вписался в коллектив. В 1944 году был назначен командиром звена. Росло число сбитых им самолетов. 16 октября 1944 года был один из самых удачных дней, когда французскими летчиками в воздушных боях было уничтожено 29 самолетов.

    За время пребывания на фронте Жак Андре совершил 130 боевых вылетов и 4 июня 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

    Огромное впечатление производил рассказ о ярком проявлении дружбы народов – трагической гибели французского летчика маркиза Мориса де Сейна и его механика – уроженца села Покровское Днепропетровской области Владимира Белозуба. На одном из перелетов в каждом истребителе помимо летчика сидел механик. На самолете де Сейна был пробит бензобак. Стал течь бензин. Летчик попытался посадить свой Як, но пары горючего лишили его зрения. Командир полка отдал распоряжение летчику немедленно покинуть самолет. Но у механика не было парашюта, а француз не смог обречь на смерть своего друга. Они погибли вместе – Морис де Сейн и Владимир Белозуб.

    Экскурсионный рассказ не был голословным и базировался на различных экспонатах: фотографиях, журналах. Фотографии Мориса де Сейна и Владимира Белозуба, памятная доска с именами погибших летчиков экспонировались посетителям музея. Звучала траурная музыка со словами "Помните!…". Это производило неизгладимое эмоциональное впечатление на слушателей. Да и сами экскурсоводы, у которых число экскурсий достигало многих десятков, порой не могли удержаться от слез.

    В Советском Союзе было немало клубов интернациональной дружбы. Но большинство из них находились на территориях, где проходил боевой путь полка и далеко не каждый КИД имел музей. Многие из них ограничивались перепиской между собой и ребятами из других стран, что несомненно было интересно и полезно. Однако такие контакты порой были кратковременными. Основой же деятельности нашего КИДа "Красная гвоздика" стал именно музей. Любой музей в силу своего социального предназначения является хранителем, и его главная задача – собрать и сохранить материалы на долгие годы. Это придавало особую значимость нашей деятельности, воспитывало внимательное и уважительное отношение к письмам, фотографиям, предметам, способствовало умению увидеть в них большее, чем сиюминутную информацию.

    Не менее важный аспект работы музея – просветительский, тоже играл немалую роль. В музее полка "Нормандия-Неман" практически каждую неделю проводилось по 2-3 экскурсии для различных аудиторий. В основном это были, конечно, тагильские школьники, но бывали и очень авторитетные группы - работников образования, учителей – участников различных семинаров, конференций, комиссий, гостей, выпускников школы и т.д. "Высшим пилотажем" было освоить экскурсию по музею на французском языке. Прежде, чем выйти на работу с аудиторией, ученик осваивал экскурсию, сдавал ее авторитетной комиссии. Звание экскурсовода в школьном музее было очень престижным. Настолько, что для проведения заказанной экскурсии учеников отпускали с уроков. И это повышало нашу ответственность, так как не выучить пропущенный урок, ссылаясь на экскурсии, мы себе позволить никак не могли. Электронная версия historyntagil.ru. И сейчас, спустя многие годы, профессионально занимаясь музейной и журналисткой деятельностью, я понимаю, что основы многих необходимых навыков – умение работать с аудиторией, логично и правильно выстраивать речь, анализировать и систематизировать фактический и вещественный материал – мы получили именно тогда, под чутким руководством наших замечательных преподавателей Л.М. и А.Б.Хмельниковых.

    Было и еще одно направление работы клуба интернациональной дружбы – это участие в общесоюзных слетах КИДов, изучающих истории полка "Нормандия-Неман", поездки по местам боев. Такие путешествия становились событиями в жизни школы и ребят. Это не были пассивные экскурсии в другой город. К каждому слету проводилась большая подготовка: ребята изучали историю города и местности, куда направлялись, чем она знаменита и интересна. Готовили отчет о деятельности своего КИДа и музея – это были альбомы, планшеты с текстами и фотографиями. Запасались уральскими сувенирами для обмена со школьниками из других городов. Задачей каждой поездки было не только больше увидеть и узнать, но и обогатить экспозицию нашего музея. Поэтому учились работать с фотоаппаратом, магнитофоном, чтобы как можно больше всего зафиксировать. Все это было очень увлекательно и интересно. В СССР был создан совет ветеранов полка "Нормандия-Неман", который возглавлял С.Д.Агавельян, бывший старший инженер полка, проживающий в Москве. Он оказывал очень активную помощь школьным КИДам.

    Январь 1975 года – город Орел.

    Состав делегации: учащиеся 9-10 классов Ирина Едовина, Ирина Кудрявцева, Саша Абрамов, Таня Березина, Люба Башенева, Таня Жирова и Ирина Алфимова.

    Город Орел – родина великих русских писателей И.С.Тургенева, Н.С.Лескова. Орел, в небе которого вместе с советскими летчиками против фашистов отважно сражались французские летчики эскадрильи "Нормандия-Неман". Есть в Орле и память о Тагиле – на пьедестале в сквере танкистов стоит танк Т-34. Здесь на орловской земле начал свой боевой путь Уральский добровольческий танковый корпус.

    На областной детской станции Орла работает музей полка "Нормандия-Неман", созданный руками ребят в 1960 году. Орловские ребята под руководством Г.В.Малюченко нашли место гибели первого командира эскадрильи Жана Луи Тюляна, могилу Ноэля Костелена и еще 6-ти французских летчиков.

    На слете состоялась встреча с участником французского Сопротивления В.Ф.Саломатиным, командовавшим отрядом имени Парижской Коммуны в департаменте Верхняя Сена.

    В рамках этой самой первой поездки ставилась задача посетить не только Орел, но и Москву. Вторым, важнейшим пунктом была встреча в Москве с С.Д.Агавельяном, договоренность о которой была достигнута в предварительной переписке. Сергей Давидович организовал беседу с бывшим начальником радиостанции полка И.И.Луничковым, бывшим механиком экипажа Героя Советского Союза Ролана де ля Пуапа А.А.Капраловым.

    В Москве ребята посетили могилы французских летчиков на Введенском кладбище и здание Военной Миссии Франции, где находится мемориальная доска, посвященная французским летчикам, погибшим в боях против фашизма.

    Эта первая поездка очень вдохновила ребят и дала мощный импульс их дальнейшей работе. По результатам ее был снят первый фильм "По боевому пути полка "Нормандия-Неман".

    Март 1975 года, г. Москва – VI Всесоюзный слет КИДов, изучающих историю полка "Нормандия-Неман".

    Состав делегации – Игорь Вахрушев, Таня Горбунова, Ирина Неделько, Ирина Жукова.

    Ребята, занимавшиеся в таких КИДах, и у нас в школе, и в стране назывались "нормандцами".

    Организатором VI слета "нормандцев" стала школа № 712 Москвы. На слете присутствовало 25 делегаций из пяти союзных республик. В состав президиума слета входили легендарные личности – Герой Советского Союза, генерал авиации, командир 303 истребительной авиадивизии Георгий Нефедович Захаров, председатель Совета ветеранов, старший инженер полка С.Д.Агавельян, переводчик полка Колчин, механики полка А.А.Капралов, А.А.Власевский, З.В.Колчева – единственная женщина-механик полка, специалист по кислородным приборам.

    Каждая делегация выступала с отчетом о проделанной работе.

    Июнь 1977 года – Калужская область – VIII Всесоюзный слет "нормандцев", в котором посчастливилось участвовать и мне.

    Состав делегации - Ходырев Сергей, Бирюкова Оля, Слюсарь Елена, Кускова Оля, Бердяева Марина. Слет проходил в июне, когда мы должны были сдавать экзамены за 8-й класс. Для того, чтобы поехать, потребовалось разрешение городского отдела образования сдавать экзамен по геометрии позже всего класса, по приезду со слета. Руководителем нашей группы был А.Б.Хмельников. Планировалось снять еще одну серию фильма "По боевому пути полка "Нормандия-Неман".

    3 июня мы приехали в Калугу. Калуга – колыбель космонавтики. Мы посетили Государственный музей космонавтики имени К.Э.Циолковского. Побывали мы и в городе Козельске, в краеведческом музее которого собрано много материалов о героическом прошлом этого города.

    Сам слет проходил в Подборской школе-интернате. Его открыл Герой Советского Союза генерал - лейтенант Анатолий Емельянович Голубов. Генерал Голубов во время войны командовал 18-м Гвардейским авиаполком, часто вылетавшим с "Нормандией" на боевые задания.

    Мы посетили места базирования "Нормандии-Неман" на Калужской земле, аэродром, на который не вернулся Жан Луи Тюлян, первый командир полка. Участниками слета был открыт Памятный знак в честь дружбы французских летчиков с русскими механиками. Мы привезли со слета очень много материалов, адреса ветеранов и школ, фотографии, несколько сот метров отснятой кинопленки, магнитофонные записи бесед с ветеранами полка.

    По материалам этой поездки был снят фильм "На земле Калужской"

    Работа над фильмом – это отдельная история. Как и во всем другом, подход к этой работе у Л.М. и А.Б.Хмельниковых был очень серьезным и профессиональным. Во всех видах работ принимали участие школьники. Съемки производились кинокамерой, потом пленки проявлялись, просматривались под руководством Александра Борисовича, в то же время мы писали сценарий, потом фильм монтировался и озвучивался на магнитофонную пленку, которая шла параллельно изображению. Вся работа была трудоемкой, но очень интересной. В процессе проявки и промывания пленки помогала Оля Кускова. Вместе с остальными участниками слета мы писали сценарий. Очень труден оказался процесс монтажа и озвучивания. В фильм были вставлены подлинные кадры военной хроники, запечатлевшие летчиков полка, военные бои. Боевой путь иллюстрировался картами, на которых движение линии фронта и полка показывались стрелками. Это сейчас с помощью компьютерной техники все выполняется быстро и легко. Тогда же мы все делали "вручную". Электронная версия historyntagil.ru. Так же и озвучивали. Нам не хотелось, чтобы был только поясняющий текст. Звучащая музыка военных песен, песни "Нормандия-Неман", "Журавли", "День Победы", многократно усиливали эмоциональное восприятие фильма, поэтому все шло поэтапно: запись музыки, потом текста. Текст озвучивали я и Оля Кускова. Это сопровождалось многократными тренировками и репетициями, потому что самым сложным было синхронизировать текст и изображение. А как страшно было говорить в микрофон! Как водится, в самые ответственные минуты начинал сипеть голос и нападало заикание!

    Торжественный миг наконец наступал – фильм "На земле Калужской" отснят! Его премьера состоялась осенью 1977 года на вечере, посвященном 35-летию полка "Нормандия-Неман".

    В марте 1980 года – в городе Риге состоялся XI слет юных интернационалистов.

    Это был один из самых насыщенных слетов, на него прибыло 220 делегатов из 37 мест нашей страны: литовцы, белорусы, украинцы, азербайджанцы, молдаване, москвичи, ленинградцы. Для ребят из Нижнего Тагила было очень увлекательно познакомиться с Ригой. Их поразили узкие улочки, дома причудливых форм, Домский собор.

    На концерте, организованном участниками слета, наши ребята пели советскую песню на французском языке – "В небесах мы летали одних…", Оксана Коробицына танцевала.

    Огромное впечатление произвело на школьников посещение Саласпилса – лагеря смерти, в котором погибло 100 тысяч человек.

    В марте 1983 года состоялся XIV слет клубов интернациональной дружбы, город Орел.

    На слете каждый КИД – участник отчитывался о своей работе, делился опытом. Была совершена поездка в Спасское-Лутовиново, имение И.С.Тургенева. Завершило слет торжественное закрытие, где были вручены грамоты, капсулы с орловской землей и памятные подарки.

    Как я уже отмечала, работа в КИДе и музее шла по самым разным направлением. Одним из интереснейшим было поисковое. Казалось бы, наш город Нижний Тагил был очень далек от линии фронта, от мест боев. И что в Тагиле невозможно найти "ниточки", связывающие его с французским авиаполком? Однако, это не так.

    В нашем городе мы нашли Анатолия Михайловича Захарова, который находился в Иваново, когда туда прибыла французская эскадрилья "Нормандия" и Дору Зиновьевну Повар, которая в годы войны работала в московском госпитале, в котором проходил лечение французский летчик Жан Эмоне, сбитый под Кенигсбергом. Их рассказы тоже были зафиксированы на магнитофонную пленку.

    Необходимо помнить, что школьный клуб интернациональной дружбы – это очень подвижный организм. Ведь входили туда, в основном, старшеклассники, по мере приближения к выпуску их задачи все усложнялись, надо было совмещать учебу, подготовку к поступлению в ВУЗы с работой в музее и массу еще разных увлечений. Любовь Михайловна всегда учитывала в своей работе эту особенность школьного музея, поэтому подготовка смены – нового поколения "нормандцев", всегда начиналась вовремя, чтобы опыт, традиции, воспоминания передавались "из в рук в руки", в соответствующей обстановке и с соответствующей атрибутикой.

    Чтобы стать "нормандцем", надо было сдать довольно сложный экзамен по истории полка. Кандидаты из числа семиклассников разбивались на группы, с которыми занимались старшие. На экзаменах волновались и сами кандидаты, и их наставники.

    Как я уже говорила, в нашем КИДе состояло много самых разных ребят. Одних привлекала возможность глубже изучать французский язык, других - историю и культуру Франции, практически всех – возможность самореализоваться, попробовать себя в качестве экскурсовода, конструктора, фотографа и т.д. Особо ценима была ребятами та неповторимая атмосфера дружбы и понимания единого дела, которую могла создать Любовь Михайловна.

    Наше поколение "нормандцев" окончило школу в 1979 году. Большинство учеников поступило в высшие образовательные учреждения, стали специалистами высокого класса.

    Сейчас один-два раза в год мы собираемся на встречу одноклассников, и очень часто вспоминаем наш КИД и наш музей. По-прежнему замирает душа при звуках французской речи и песен, по-прежнему всегда близко под рукой книги французских классиков.

    Много прошло лет с тех пор, много событий произошло, и живем мы уже совсем не в той стране, в которой учились. Но уроки патриотизма, интернационализма, любви к своему делу, ответственности и профессионализма, преподанные нам Любовью Михайловной и Александром Борисовичем Хмельниковым мы не забудем никогда!

Апрель – май 2005 г.

О.В. Халяева.

Главная страница