Приложение к статье

"Искусство на трудовмм фронте: Нижний Тагил, военные годы"

ФЕЛЬДМАРШАЛ КУТУЗОВ [1]

    Новый театр в Тагиле – большое событие в культурной жизни города. Счастливое сочетание высокой театральной культуры, настоящего актерского мастерства с пламенем творческих исканий, отличающим всякое подлинное искусство, делают Новый театр желанным гостем в Тагиле – городе смелой технической мысли и новаторства.

    Новый театр – коллектив еще сравнительно молодой. Созданный в Ленинграде за несколько лет до войны, под руководством заслуженного деятеля искусств Б.М.Сушкевича, он сразу же творчески выделился, как коллектив, ставящий себе задачей – продолжать лучшие из романтических традиций русского театра. Его работа окружалась большим вниманием и неизменно вызывала живейший интерес в театральной общественности. Поездка на дальний Восток значительно увеличила творческий диапазон театра, столкнув его с широкими массами зрителя. Театр получил жизненную закалку, обогатил репертуар и приехал на Урал зрелым, творчески однородным коллективом.

    Выбор "Фельдмаршала Кутузова" для первой встречи с новым зрителем, несомненно,удачен. Историческая хроника Вл.Соловьева, правдиво рисующая патриотический порыв, сокрушивший казавшееся непреодолимым могущество наполеоновских полчищ и воссоздающая мужественный образ одного из великих русских полководцев, вдохновляющих сегодня советский народ на борьбу с фашизмом, в постановке Сушкевича глубоко патриотический, рождающий волнующие ассоциации спектакль. Он выдержан в том едином приподнятом романтическом ключе, который характерен для творческого облика театра. Кроме того, этот спектакль знакомит зрителя с Б.М.Сушкевичем, как артистом в одной из лучших ролей его репертуара.

    Сушкевич создает замечательный образ великого полководца, в чьем лице сосредоточены лучшие черты героев первой Отечественной войны. Его Кутузов – олицетворение интересов народа, его чаяний, стремлений и борьбы. Весь облик этого человека – мудрость, скрытая под маской сонливой старческой вялости, осторожность и глубокий юмор воссоздают истинно народный характер фельдмаршала. У Сушкевича Кутузов не пассивное орудие истории, это – принципиальный политик, внешняя дряхлость которого служит лишь панцирем, под которым он прячет свои настоящие решения. Сцена совета в Филях и монолог Кутузова, раскрывающий идею всей пьесы, когда оставшись наедине с собой, он предстает во всем величии своей государственной мудрости и трагизма своего одиночества – кульминационное место спектакля.

    Интересное разрешение образа Наполеона дает артист-орденоносец Кузнецов. В пьесе Соловьева Наполеон противопоставлен Кутузову. Если Кутузов – олицетворение народа и его вождь, то для Наполеона – народ лишь средство достижения цели, предмет недоверия и страха. Перед актером стояла нелегкая задача. С одной стороны надо было освободить образ Бонапарта от хрестоматийной шелухи Наполеоновской легенды, сорвать с него "треугольную шляпу и серый походный сюртук"; с другой стороны была опасность лишить образ его исторического колорита, превратив в карикатурную фигуру незадачливого завоевателя. Артист счастливо избежал обеих крайностей. Его Наполеон – государственный деятель крупного масштаба, прославленный полководец, но порвав связь с народом, он был обречен историей. Точно, мало-помалу, как бы изнутри. Кузнецов развенчивает Наполеона.

    Тепло, очень искренне играет актер Рубин роль Рембо – гренадера той легендарной наполеоновской гвардии, которая нашла бесславный конец в холодных снегах России, верного слуги, дошедшего до понимания трагического финала когда-то великой армии.

    Жаль, что из спектакля выпал глубоко исторический образ "поэта и гусара" Дениса Давыдова, роль которого играл срочно введенный в спектакль новый исполнитель. Хорошо, очень своеобразно играет Багратиона артист Лебедев. Однако надо отметить некоторую напряженность его в последней сцене.

    В пьесе Соловьева, как это обычно для жанра исторической хроники, большое количество действующих лиц, из которых многие, хотя и появляются на протяжении всей пьесы, очерчены довольно эскизно, как исторические фигуры, создающие фон спектакля. Это обстоятельство лишает нас возможности останавливаться на всех участниках спектакля, но надо отметить, что он проведен ровно всем коллективом исполнителей. Особенно хорошо играли артисты Таскин (Дарю), Легков (Бенигсен) и Третьяков (Мюрат).

    Вообще спектакль в целом отмечен печатью большой театральной культуры: он хорошо передает исторический аромат эпохи. Необходимо отметить умение владеть стихотворной речью у всего актерского коллектива.

А. АНДРЕС.

 

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ[2]

    "Мария Стюарт" - не случайный рядовой спектакль в репертуаре Нового театра. Созданный в Ленинграде, еще в 1938 году, в период творческого становления театра, он носил тогда своеобразный программный характер и явился предметом горячих обсуждений в литературно-театральных кругах Москвы и Ленинграда. Само появление имени Шиллера на советской сцене рассматривалось, как возрождение того подлинно романтического пафоса, который по мнению А.М.Горького всегда придавал особую силу русской литературе и должен был стать неотъемлемой чертой героического искусства эпохи социализма. В плане освоения романтического наследия и была подготовлена "Мария Стюарт".

    Но не только в этом заключается значимость спектакля. Острая интересная режиссерская трактовка заслуженной артистки республики Бромлей и прекрасное актерское мастерство основных исполнителей делают его ярким произведением театрального искусства, сохраняющим на протяжении уже ряда лет неизменно волнующее звучание.

    Надо ясно представить себе всю внутреннюю противоречивость этой трагедии Шиллера, чтобы по-настоящему оценить то большое искусство, с которым достигнуто гармоническое сочетание романтической тональности с реалистическим рисунком спектакля. Театру прежде всего надо было найти какую-то равнодействующую между шиллеровским исследованием истории и конкретными историческими фактами. То реальное соотношение исторических сил, согласно которому борьба Елизаветы против католичества, ставленницей которого была Мария Стюарт, было явлением исторически-прогрессивным, и выражало собой волю народных масс, Шиллером поэтически искажено. Электронная версия historyntagil.ru. История Марии Стюарт у Шиллера есть предмет философской трагедии. Признавая единственным содержанием трагического непреодолимый разрыв между желанием человека и его долгом. Шиллер акцентирует неумолимость рока, послушным орудием которого являются основные герои трагедии. Судьба Марии решена заранее, она – жертва каких-то неумолимых законов и все симпатии Шиллера на её стороне. Он романтизирует "шотландскую мятежницу, возлагает на неё ореол мученичества, создает глубоко трогательный и поэтический образ.

    Именно творческое переосмысление образа Марии Стюарт является тем звеном, вытянув которое, театр отнюдь не фальсифицируя величайшего произведения мировой литературы. Как бы переносит трагедию из плана философского в плоскость раскрытия реальных исторических характеров. Очень умно и тонко преодолевает артистка Будрейко традиционные начертания образа Марии. Она снимает с ней ореол мученичества, лишает пассивности. Это прежде всего страстный политик, глубоко убежденный в своем праве на престол. Лишенная возможности действовать, она держится с достоинством, её внешняя покорность и сдержанность – отнюдь не христианское смирение, это форма сопротивления, желание сделать хотя бы свою личную судьбу средством политической демонстрации. Мужество, страстность и решительность Марии в воплощении Будрейко делают этот образ ставленницы католической реакции обаятельным и привлекают к нему симпатии зрителя.

    Совершенно иные творческие краски нашла артистка Куракина, играющая Елизавету. Вопреки Шиллеру, который считал её мнимым орудием народной воли, Елизавета в изображении Куракиной – правительница большой политической дальновидности и государственного ума. Куракина подымает образ Марии, ставит её рядом с ней, психологически противопоставляет как бы воплощая общественные противоречия глубоко противоречивой эпохи. Елизавета твердо верит в правильность своей политической линии, но оказываясь исторически победительницей, она не в силах преодолеть окружающего её одиночества. Куракина превосходно передает этот трагизм одиночества, вызывающий даже какую-то аналогию с мрачным одиночеством больших государственных деятелей типа Иоанна Грозного.

    Будрейко и Куракина являют собой пример замечательного творческого единства двух очень различных и взаимно дополняющих друг друга художников. Сцена встречи Елизаветы и Марии, где обе артистки в полной мере раскрывают свое большое мастерство - одна из лучших в спектакле. Будрейко играет Марию воплощением католической романтики, она двигается мягко и плавно, в голосе нё целая гамма интонационных красок от льстивой ласки до пафоса негодования. 162

    Куракина тяготеет к острому эксцентрическому рисунку. Её Елизавета с порывистыми движениями, резким голосом, неожиданными переходами – полная противоположность Марии. Трудно найти в всем спектакле более волнующее место, чем сцена подписания Елизаветой приговора.

    В плане спектакля образ преданного католичеству юного Мортимера (актер Лебедев). Запоминается прекрасная игра Таскина в роли графа Шрюзбери. Не очень убедительным показался нам Лейстер в исполнении артиста Ларионова. В данном случае трактовка шиллеровского образа пошла по линии превращения крупного интригана, человека больших страстей, в мелкого и подлого карьериста.

    Большую роль в эмоциональном восприятии спектакля играет музыка композитора Гладковского. Общее впечатление дополняется прекрасным оформлением спектакля художником Малобродским.

    Можно порадоваться, что приезд Нового театра в Тагил дает возможность широкому зрителю увидеть этот замечательный спектакль.

 

    [1] Андрес, А. Фельдмаршал Кутузов[Текст]/А. Андрес// Тагильский рабочий.– 1943.- 24 окт. – С.2.

    [2] Андрес, А. Замечательный спектакль [Текст]/А. Андрес// Тагильский рабочий.–1943.- 2 нояб.–С.2.

А. АНДРЕС.

Главная страница