Из моих воспоминаний о пребывании в Рабоче-Крестьянской Красной армии в период гражданской войны с 1920 года

    За дальностью времени и настоящего возраста многое уже позабылось, но, бывает, вспоминаются отдельные моменты – война с белополяками, польский фронт 1920-1921 гг.

    Военкомом в то время был Гончаров, говорили, будто бы он был убит из-за угла каким-то бандитом в ноябре 1921 г. А вот зам. военкома помню хорошо – это Калугин Александр Иванович со ст. Батраки из-под г. Сызрани. Его младший брат Михаил Калугин был со мною все время в одном вагоне до 1922 г.

    Я тогда был рядовым стрелком в 45 железнодорожном дивизионе.

    Командиром нашей роты с 1920 г. был Заручевский Николай Александрович, старшина – Владыко, имя его не помню. Начальник службы тяги – Марьин. Начальник парка (паркового имущества) – Половников Сергей Николаевич из Нижнего Тагила. Командиром дивизиона, помнится, был Орнацкий из г. Алатыря, будто бы бывший учитель.

    Но вот хорошо помню и не забуду товарищей, с которыми пришлось пережить все тяготы того времени: тиф, дизентерию, голод, разруху и прочие напасти первых лет Советской власти.

    Вот мои друзья-однополчане, сослуживцы рядового состава:

    1. Архипов Иван Лукьянович – электрик;

    2. Жолобов Григорий – машинист локомобиля;

    3. Марьчев Николай – машинист локомобиля;

    4. Ковалев Яков – помощник машиниста локомобиля;

    5. Карпов Владимир из Сызрани;

    6. Городков Федор.

    Все мы за это время сдружились, сжились, жили, как братья.

    Весь личный состав имел какую-либо железнодорожную специальность: машинист паровоза, помощник машиниста паровоза, кочегар, кондуктор, путеец, стрелочник и т.д. Меня причислили к электрикам подвижной электростанции. Я не имел никакой специальности, нес только караульную службу - охранял наш состав, водокачки, склады, водонапорные башни и пр.

    При наступлении на Польском фронте наша часть шла первым эшелоном по железной дороге Минск-Брест-Литовский (бывшей Александровской).

    Наша задача была – перешивка путей одной стороны железной дороги на наш габарит, восстановление разрушенных водокачек, телеграфа, блокировки, железнодорожных станций, охрана и обслуживание их, ремонт мостов.

    Иногда с нами шел бронепоезд. Дошли до Брест-Литовского, некоторые службы нашей части шли дальше (путейцы, телеграф, служба движения) за р. Буг. Я дальше не был. По пути к Бресту запомнились станции: Негорелая, Погорельцы, Столбцы. Помнится, где-то здесь был захвачен польский броневик "Пан Лисовский".

    После окончания войны с белополяками все составы нашей части поставили на ст. Коростень, что в 120 км западнее Киева. Здесь мы приняли воинскую присягу 1 мая 1921 г., начинающуюся словами: "Я, сын трудового народа ...".

    За отражение банд Тютюника на ст. Коростень наш 4 железнодорожный полк был награжден Красным знаменем (командир полка Степанов). Приказ этот позднее был написан на стене нашего клуба в Киеве. Одна из подписей приказа – член военсовета – Склянский.

    Из Коростеня нас перевели в Киев, разместили в одном из корпусов бывшего военного городка в хуторе Грушки по Брест-Литовскому шоссе.

    В конце августа 1922 г. мне дали отпуск "на побывку". По пути на ст. Киев я с товарищами, провожавшими меня, сфотографировался на память на "пятиминутке". Электронная версия historyntagil.ru. Эту фотографию я храню до сих пор. На ней Пузанков Павел из г. Кронштадта, я и третий, фамилию которого я позабыл.

    Поехал я не в Нижний Тагил – был голод, а к брату за Новосибирск (Новониколаевск), где он был тогда заведующим Горловскими каменноугольными копями (ст. Евсино).

    От Киева до Евсино ехал 18-19 суток, оголодал, обовшивел, заболел. Несколько дней пролежал в местной больнице. Отпуск мой подходил к концу, при снятии с учета в райвоенкомате г. Черепаново мой киевский литер заменили и направили служить в г. Томск. В санбате я прослужил до апреля 1924 г.

20 февраля 1989 г.

Из архивов И.А. Орлова

Главная страница