История создания и просветительская деятельность школы №1 Нижнего Тагила за 150 лет существования (с 1847 по 1997 гг.)

Часть I. ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ.

    На углу улиц Тагильской и Кирова – в старом здании, с давних времен и до 1978 года – находилась полная образцовая средняя школа № 1 им. Н.К. Крупской. Этой школе в 1997 году исполнилось 150 лет. Проходит время, вырастают дети, одно поколение сменяется другим, лишь учебные заведения, часть из которых - сверстники Тагила, не ведают забвения. История образования в Нижнем Тагиле насчитывает более 200 лет, за это время сменилось 15-20 поколений педагогов, и каждое из них вносило что-то новое в организацию развития просвещения.

    В 1847 голу в Нижнетагильском округе, по предписанию Главного Уполномоченного господ Демидовых А.И. Кожуховского в его первый приезд в Нижний Тагил, были открыты при женском Входо-Иерусалимском училище высшие классы для дочерей служащих. Однако в связи с перемещением училища с квартиры на квартиру, с сентября 1851 года преподавание прервалось, и в следующий приезд в 1853 году А.И. Кожуховский потребовал: "Входо-Иерусалимское училище преобразовать в особое учреждение для воспитания дочерей служащих, присвоив оному звание Анатольского, прилагаю устав и штат училища, утвержденного мною 18.02.1853 г."... и далее...

    "Предписываю заводскому управлению:

    1. Как 1-е женское училище в Нижнем Тагиле открыто было стараниями протоиерея Карпинского... Анатольское женское училище во внутреннем управлении должно быть также оставлено под ближайшим надзором и руководством Карпинского.

    2. Для расположения училища на первый раз нанять дом надзирателя Морозова, соседственный с домом протоиерея Карпинского.

    3. Располагая училище в доме Морозова, распространить классы в соседнем флигеле при доме Карпинского, проведя при этом переделки по проекту, составленному Карпинским вместе с архитектором Комаровым и мною одобренным.

    4. Распорядиться немедленно обзаведением для училища мебели, посуды, белья и прочего.

    Подлинно подписал Главноуполномоченный А. Кожуховский"

    "Устав Анатольского Женского училища"

    1. Анатольское женское училище предназначено для воспитания дочерей служащих Нижнетагильских заводов господ Демидовых. Оно преобразовано из прежнего Входо-Иерусалимского училища и подчиняется епархиальному начальству. В хозяйственном и административном отношениях училище еще находится под главным распоряжением управляющих заводами.

    2. Цель этого учреждения состоит в том, чтобы образование жен служащих соответствовало понятиям и положению их мужей.

    3. В Анатольском женском училище назначены следующие предметы:

    а) Закон Божий, чтение церковных книг с указанием значения всех слов, изучение молитв и церковного пения.

    б) Русский язык с изучением грамматических правил для правильного правописания и изложения всех мыслей.

    в) Арифметика – до тройного правила, исчисление на счетах, исчисление всех задач для заводской жизни.

    г) Общее начало географии и в особенности географии России.

    д) История России в сокращенном виде.

    е) Поучительные беседы в отношениях человека к Богу и ближнему. О главнейших предметах естественных наук, замечательных исторических событиях.

    ж) Чистописание с приучением к скорописи.

    4. При такой постановке умственного образования преподаватели и училищное начальство должны прилагать все заботы, чтобы утвердить воспитанниц в правилах веры и доброй нравственности, отстраняя от всякой наклонности к праздности и роскоши, направить их к добросовестному исправлению обязанности жены и матери и к содержанию на своих руках домашнего хозяйства.

    5. Для практического приучения воспитанниц к хозяйству и полезному труду они должны при училище заниматься следующими работами:

    а) Рукоделие, кройка и шитье гладью, строчение, вязание;

    б) Стирка и глажение белья;

    в) Занятия огородничеством.

    6. Воспитанницы должны сами содержать в исправности постель и все свои вещи, и убирать комнаты.

    7. Для обучения воспитанницы разделяются по классам, дням и числам на основании особой программы, составленной управляющим заводами и утвержденной епархиальным начальством.

    8. Курс учения 4 года и распределяется на 3 класса, полагая 1-й и 2-ые классы по одному году и на 3-й, старший, - по 2 года.

    9. В Анатольском училище полагается содержать 20 воспитанниц штатных на полном иждивении, прочие посещают классы на праве вольноприходящих.

    10. В штатные воспитанницы принимаются круглые сироты из штата служащих, а за неимением таких будут приниматься и те, кто имеет родителей, по особому вниманию и заслугам их... и только дети служащих заводских.

    11. Вольноприходящими могут быть дети всех служащих, как заводских, так и посторонних; дети священно-церковно-служителей Нижнетагильского округа; дочери постороннего купечества и проживающих здесь чиновников.

    12. Прием воспитанниц зависит от управляющего заводами.

    13. Прием в училище от 9 до 12 лет. Круглые сироты могут быть приняты и раньше.

    14. Для постоянного надзора за воспитанницами полагается надзиратель и, в помощь ей, 3 пепиньерки из воспитанниц, выпущенных ранее и живущих вместе с воспитанницами.

    15. Прислуга при училище самая ограниченная, так как основную работу будут выполнять сами воспитанницы.

    16. Анатольское женское училище содержится за счет заводов.

    17. Внутреннее управление хозяйственной частью поручается надзирательнице, которая предоставляет отчет заводскому управлению.

18\11\ 1853

Главноуполномоченный г. Демидовых

Антон Кожуховский

    Вот еще один документ о расписании уроков в неделю.

    "Закон Божий - 11 уроков. Арифметика, русский, грамматика - 11 уроков, церковное пение - 6 уроков, география и русская история - 8 уроков, чистописание и рисование - 12 уроков, рукоделие -12 уроков. Итого 66 уроков в неделю, т.е. по 22 урока в каждом классе.

    Оценки: хорошо, очень хорошо, изрядно, порядочно, посредственно, худо, нехорошо, не добропорядочно.

    Попечитель учебных и богоугодных заведений Л.А.Вейер"

    В обязанности надзирателя училища входило:

    1. Обращать внимание беспрестанно на главную и общую цель воспитания: сохранение хорошей нравственности.

    2. В свободное от занятий время быть при воспитанницах неотлучно.

    3. Чтобы воспитанницы во время молитвы стояли на своих местах благочинно.

    4. Не делали бы бесчинств.

    5. Приучать к опрятности.

    6. Чтобы воспитанницы воздавали почтение старшим.

    7. Строго следить, чтобы люди разного звания не приходили в училище без надобности и в нетрезвом виде.

    8. Чтобы комнаты, столовая, классы были в надлежащем порядке.

    Распорядок дня.

    Вставать в 6 ч. утра, молитва, завтрак. В 7 часов - приготовление уроков, в 8 часов - до 10 часов - занятия. 15 минут отдых и снова занятия. В 13 часов - обед. С 14 до 16 ч. - классные занятия. С 16 часов до 18 часов - отдых. С 19 до 20 часов -приготовление уроков. В 20 часов - ужин. В 21 час молитва и отход ко сну.

    В 1855 году в Нижнетагильском округе насчитывалось 8 православных и 3 единоверческих училища. Из православных в Нижнем Тагиле - мужское, на правах уездного училища (учеников 111), женское Анатольское (девиц 70), а в каждом заводе еще по одному приходскому. Единоверческих: в Тагиле - 2, в Нижней Салде - 1.

    Во всех училищах дети содержались наилучшим образом. Просвещение имело успех потому, что для преподавания Демидовыми были приглашены иностранцы и, кроме того, заводоуправление посылало молодых людей за границу, в Парижскую политехническую школу для обучения наукам, искусствам, медицине. Нравы тагильских жителей сделались утончённее, многие женились на иностранках. В Тагиле можно было слышать французскую, немецкую, итальянскую, английскую, польскую, шведскую речь. Штат заводских служащих насчитывал более 500 человек. Речь слушавших курс наук отличалась от приезжающих людей.

    В 1858 году Анатольское училище было передано Министерству просвещения. Курс наук был рассчитан на 6 лет. При училище находилось Павлушенское 4-х годичное подготовительное училище с пансионом по улице Нижней Ерзовке (ул. Папанина), где из 35 учениц обучалось 13 дочерей рабочих.

    Во всех переходных положениях и преобразованиях училищ Попечительский Совет и учебные заведения много обязаны Николаю Ивановичу Кларку, который по должности директора Реального и Горнозаводского училища находился в составе Попечительского Совета и был председателем Педагогического Совета при учебных заведениях с 1891 по 1911 гг. Николай Иванович Кларк являлся непосредственным начальником Павлушенского (Павловского) и Анатольского училищ.

    С 1894 года (в некоторых источниках 1899 г.) на базе этих учебных заведений была организована Павло-Анатольская прогимназия. В 1894 году для прогимназии стараниями Н.И.Кларка, при участии частных пожертвований, был приобретен новый деревянный дом на углу улиц Больше-Рудянской (М.-Сибиряка, Кирова) и Новой (Кооперативной, Семёнова), у Саламатова за 7500 рублей. Электронная версия historyntagil.ru. Кроме того, решено было сделать пристрой каменный к старому, тесному (по Тагильской 1), уступленному Демидовыми дому, т.к. число желающих дать детям образование увеличилось. В связи с этим в 1903 году была организована женская гимназия на 500 мест.

Часть II. ПРЕДДВЕРИЕ РЕВОЛЮЦИИ

    22 августа 1911 года в Тагиле широко отмечалось 25-летие педагогической и общественной деятельности уважаемого, большого просветителя города Николая Ивановича Кларка, а 24 декабря 1911 г. Н.И. Кларк скоропостижно скончался от рожистого воспаления ноги в расцвете лет и творческой деятельности. Его супруга Анна Александровна, урожденная Осинцева (была учительницей в Павлово-Анатольской женской гимназии), не выдержав горя, умерла следом за ним, оставив сиротами двух малолетних девочек без средств к существованию.

    В 1906 году в Павлово-Анатольской гимназии было введено 8-летнее обучение. Курс наук был облегченным по сравнению с программой мужских гимназий. Выпускницы 8-го класса имели право преподавать в начальной школе, т.е. выпускались с дипломом учителя начальных классов.

    В гимназии был заведен строгий порядок и дисциплина, и достаточное денежное обеспечение преподавателей. Некоторые преподаватели ездили летом на отдых за границу на свои средства.

    Все учительницы гимназии в обязательном порядке носили "форму", т.е. должны были быть в синих шерстяных платьях со шлейфом с любой белой отделкой. Ученицы одевались в коричневые платья с белым воротничком и с черным фартучком. Перед началом занятий все обязательно читали и пели молитвы в актовом зале, и лишь потом шли в класс. В перемены ученицы гуляли по коридору целыми вереницами друг за другом. В большую перемену родительский комитет организовывал завтраки -продавали мясные пироги.

    С 1905 года до Октябрьской революции начальницей гимназии была Людмила Михайловна Кларк. Она многое сделала для народного образования и за свои заслуги была награждена серебряной и золотой медалями от Министерства просвещения. Вопрос о каменном пристрое к зданию гимназии решался много лет, и к 1909 году стараниями Николая Ивановича Кларка было изыскано 20 тысяч рублей (10 тысяч от Попечительского Совета и 10 тысяч от земства), но недоставало до конца постройки 45 тысяч рублей. О них после смерти Н.И. Кларка хлопотала Л.М. Кларк, которая вплоть до 1913 года обращалась письменно к Министру Народного просвещения господину Кассо.

    Благодаря настойчивости и энергии Попечительского и Педагогического Советов пристрой был готов. К 1915 году гимназия получила новое здание: 10 прекрасных классов и рекреационный коридор. Число учениц гимназии достигло 700 человек.

Таблица 1

Статистические данные обучения с 1887 по 1915 гг.

Годы Число учениц ежегодно Годовое содержание ученицы Число окончивших
1887-1899 95 30 руб. 45 коп 70 учениц
1899-1905 498 20 руб. 46 коп 109 учениц
1905-1915 697 33 руб. 49 коп. 257 - в VII кл. 446 - в VIII кл.

    С началом 1-ой Мировой войны с 1914 года плата за обучение в приготовительном классе составляла 10 рублей в год, а в прогимназии – 20 рублей в год.

    В 1915 году ученицы гимназии по сословиям делились следующим образом: крестьян - 448 чел. - 64,4 %, мещан и цеховых - 148 чел. - 21 %, почетных граждан и купцов - 34 чел. - 4,8 %, дворян - 2 чел. - 0,3%, служащих - 29 чел. - 4,1 %, прочих – 14 чел. - 2 %.

    В 1916 году после Февральской революции в гимназии витали вольнодумные настроения - гимназистки читали прокламации, выступления членов временного правительства и т.п. Когда большевики свергли монархию и царя, то (по словам некоторых учениц) начальница гимназии объявила об этом со слезами на глазах.

    В 1914 году и в годы 1-ой Мировой войны ученицы на уроках рукоделия шили для раненых белье, кисеты, сумки для противогазов, собирали подарки. В преддверии революции девочки на уроках читали сентиментальные романы, в воскресные дни посещали театр. Выпускница гимназии 1918 года, окончившая курс с золотой медалью, впоследствии известная учительница, Шкабара Пелагея Павловна вспоминала, что весть о свершении революции и свержении самодержавия вызвала в гимназии стихийный митинг, все с восторгом пели "Интернационал".

Часть III. ШКОЛА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 1920-1934 гг.

    В 1920-х годах, в начале Советского периода, гимназия стала именоваться единой трудовой школой, возглавлял ее Борис Васильевич Пигулевский. Позднее он был арестован, "как чуждый элемент", и погиб. Затем в системе народного образования произошло изменение, и школа №1 стала называться ФЗО - школа фабрично-заводского обучения. Имела вывеску: "Школа №1 - ФЗС (фабрично-заводская семилетка), хотя сразу же, среди школ II ступени (семилеток) школа №1 была единственной в городе девятилеткой. Уже тогда 9-й класс имел специализацию - готовил работников дошкольного и школьного образования и работников для политпросвета. Эта школа явилась центром образования, куда со всех концов округа съезжались ученики. В 192526 гг. в школе было введено 10-ти классное обучение, первый выпуск десятиклассников был в 1935 году. В 1923 году (в других источниках - в 1927 г.) школе было присвоено имя Н.К.Крупской. В ней обучались и мальчики, и девочки. Директором школы в эти годы была Ольга Георгиевна Потоскуева, которую любили, уважали и боялись все ученики.

    В эти, двадцатые-тридцатые годы, в школе преподавали в старших классах высокообразованные, интеллигентные (остатки старой трудовой интеллигенции), талантливые учителя, беззаветно преданные своему делу, стремившиеся дать знания, привить культуру детям рабочих и крестьян, и в этом они преуспели. Эти преподаватели были приглашены работать по совместительству из Нижнетагильского горно-металлургического техникума. Ими были преподаватели: русского языка -Словцов Александр Николаевич; химии - Хлопотов Иван Кириллович; немецкого языка - Штэрба Иосиф Иванович; физики - Иванов Александр Иванович; литературы -Виноградов Александр Павлович; технических дисциплин - Смольников; военного дела - Ябловский, Кантарев; рисования - Найнерт Ян Владиславович; обществоведения - Попов.

    В годы репрессий 1934-38 гг. были арестованы Словцов А.Н., Найнерт Я.В., Хлопотов И.К., Пикулевский Б.В., Яблонский, Штэрба И.И. и все они были расстреляны, кроме Штэрбы И.И.

    В начальных классах уроки вели опытные, квалифицированные, грамотные, эрудированные учителя, впоследствии широко известные в городе, признанные большими авторитетами, такие как Паницына Анисья Владимировна, Хлопотова Кира Сергеевна (1927-32 гг., 1950-54 гг.), Рябова Лидия Николаевна, Маркин Алексей Владимирович (1935-36 гг.), которые заслужили благодарность и признание своих учеников, оставив в их душе яркий, незабываемый след детства.

    Одно время обучение в школе велось по "Дальтон - плану". Это - звену или "бригаде", т.е. группе школьников, давалось задание: они самостоятельно "проходили" тему, а потом сдавали изученное учителю, который выставлял оценки. Или: "бригада" школьников сидит вместе за одним столом, им дают вопросы на уроке, они их обсуждают, а затем один "бригадир" отвечает. Классы-кабинеты по химии, физике были хорошо оборудованы, уроки велись с проведением опытов и лабораторных работ. В классе зоологии и биологии был уголок "живой природы". После уроков ученики часто ходили на завод им. Куйбышева, там занимались с неграмотными, выпускали стенгазету в цехах. Электронная версия historyntagil.ru. А в школе после уроков кипела активная "общественная жизнь": также выпускались стенгазеты, пионеры занимались с октябрятами, писали плакаты, был организован первый в школе струнный оркестр. Старшеклассники создали "живую газету", где юмористически представляли события страны, города, школы. Все были в разных костюмах, они декламировали и пели. Аккомпанировала на рояле Ольга Георгиевна Потоскуева.

    В эти годы из стен школы вышли известные впоследствии люди города, будущие врачи: Бенедиктова, Карманова, Шалаева В.В., Косач Е.В., Волченкова Е.М., учителя Шкабара П.П., Шляпникова Е.М., Дубинина B.C., физкультурники - супруги Шамины Павел Степанович и Зинаида Григорьевна, инженеры Ахаимовы А.А. и В.А., Крюков В.М., Шалаевы П.В., В.В., С.В., Рябков К.А., журналист Зубрицкая Т.П. и многие другие. С глубокой благодарностью первые ученики вспоминают своих первых наставников.

Часть IV. ПРЕДВОЕННЫЕ И ВОЕННЫЕ ГОДЫ

    С 1934 по 1944 я училась в школе № 1. В предвоенные годы школа достигла своего расцвета. Школа была элитной. Многие старались устроить детей в эту школу. Учились в школе все дети из семей, например - Пастуховы - 4 чел., Ломовы - 4 чел.. Черноголовы - 4 чел., Железковы - 4 чел., Шептаевы - 5 чел., Марченко - 4 чел., Хлопотовы - 3 чел., Рябковы - 3 чел., Просвиряковы - 3 чел., Дьячковы - 3 чел. и т.д., и т. п. В школу многие ходили издалека, пешком, с улиц Передовой, Фрунзе, Старобазарной, Комсомольской, Ломоносова, из центра города.

    Это была лучшая школа города, она так и называлась "Н.Тагильская средняя полная образцовая школа № 1 им. Н.К.Крупской". В это время преподаватели техникума уже не вели уроки в школе, а в школе сложился постоянный педагогический коллектив. Здесь преподавали лучшие педагоги города: математику - Антонина Васильевна Яльцева; химию - Алексей Ефремович Чепайкин (завуч); немецкий - Ольга Георгиевна Потоскуева (директор), а также Петр Михайлович Кабаровский; географию - Александра Степановна Орехова; зоологию - Ольга Павловна Левашова; физику -Анна Архиповна Бердникова; историю - Екатерина Михайловна Дорохина; физкультуру - Зинаида Григорьевна Шамина. Замечательный человек, умный руководитель, директор школы О.Г.Потоскуева вместе со своим коллективом смогла создать душевную обстановку в школе и превратить ее во второй родной дом. Высокая дисциплина и строгие требования к знаниям способствовали становлению личностей и давали путевку в жизнь.

    Каждый класс в школе был разбит на звенья. У каждого класса был свой пионервожатый из старшеклассников. Когда я училась в 5-ом классе (1938-1939 гг.), пионервожатой у нас была ученица 9-го класса Клара Мстиславцева, а я была вожатой во 2-м классе. В каждом звене всем коллективом выбирался звеньевой. Все вожатые и звеньевые вели дневники, которые висели на стене, где учитывались успеваемость звена пофамильно, внеклассная общественная работа, санитарное состояние учеников и класса. В младших классах перед уроками "санитары", выбранные в звеньях, проверяли чистоту рук, одежды. Обязательной была вторая обувь и мешочек для вешалки под первую обувь. На переменах мы, когда были поменьше, взявшись за руки и образуя круг, прыгали и пели: "Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, пирожок нашла. Села, да поела, да опять пошла. Баба стала на носок, а мужик на пятку, стали русскую плясать, а потом вприсядку!!!".

    Мальчики бегали по коридорам, но на втором этаже, заложив руки за спину, расхаживал завуч А.Е. Чепайкин, а на первом этаже прогуливалась О.Г. Потоскуева, так что не очень-то побегаешь. Когда мы стали постарше, то в перемену делились друг с другом своими секретами, почему-то под лестницей, что вела на 2-ой этаж каменного пристроя.

    В школе было паровое отопление с котельной в подвале, поэтому в школе было всегда тепло, но когда трубы и батареи начинали "стрелять" - мальчиков это почему-то всегда радовало.

    Ученики, кроме портфелей с книгами-учебниками, тетрадями и пеналами, в которых лежали карандаши и ручка, носили с собой чернильницу-непроливашку, которая все-таки часто проливалась. Ручки были тонкие, как карандаш, круглые, деревянные, на одном конце с железным наконечником, в который вставлялось перышко. Перья были стальные, разной формы, но детям разрешалось писать только пером № 86, а "рондо" и другие запрещались, это делалось для того, чтобы ученики имели каллиграфический почерк. Пеналы были прямоугольные, с отделениями для ручки, карандаша, перьев и резинки, которую носить в школу и пользоваться ей строго запрещалось. Форму в то время уже не носили, ходили в любом платье, у кого что было. Все, примерно, обеспечены были одинаково, то есть ничего ни у кого и не было.

    С соответствие с политикой того времени школа жила напряженной жизнью. Знания давались обширные и требования к их закреплению были строгие. Трудовое воспитание начиналось с первых классов. С 1928 по 1936 гг. в столярной мастерской, что находилась в одноэтажном здании на углу Б.Рудянской и Кооперативной, под руководством Вячеслава Михайловича Просвирякова (знаменитого краснодеревщика Н. Тагила) и девочки, и мальчики обучались слесарному и столярному делу. Я с 1-го класса строгала рубанком доски и долбила что-то стамеской. Но, примерно, с 1936-37 гг. мастерская была почему-то закрыта. В старших классах обучали основам электротехники и работе на станках. Преподавалось и военное дело, изучали строение винтовки, пистолета, противогаза, боевые отравляющие вещества.

    В школе не было ни одного двоечника, а с отстающими учениками занимались после уроков лучшие ученики класса. До 1940 года ученицы старших классов были прикреплены к рабочим заводам им. Куйбышева, где они в цехах обучали неграмотных и малограмотных, а также проводили культурно-массовые мероприятия, - их называли "культармейцы". После уроков активисты классов выпускали стенгазеты, фотомонтажи, писали плакаты на немецком языке для беглого чтения.

    Школа была образцовой не только по успеваемости и дисциплине, но и по внеклассной, спортивной работе и по художественной самодеятельности. Особенно авторитетны были военные кружки. Обязательно нужно было сдать нормы на значки БГТО (будь готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), ПВХО (готов к противохимической обороне), "готов к обороне", "юный Ворошиловский стрелок", "Ворошиловский стрелок" и другие.

    В коридоре первого этажа был оборудован стрелковый тир, и после уроков с одного конца коридора на другой (там стояли мишени) раздавались выстрелы. Это стреляли старшеклассники, а мы, младшие, стояли, смотрели и завидовали им. Полученные значки ученики носили с гордостью!

    Работал библиотечный кружок, руководила им бывшая классная дама гимназии и преподаватель математики Мария Каэтановна Садовская. Всегда в строгом темном платье с белым воротничком, не имея своей семьи, она все своё время отдавала чужим детям. Подбирала и рекомендовала книги для каждого читателя, а потом спрашивала их содержание, и что в них понравилось. К каждой знаменательной дате в библиотеке была выставка.

    Я помню, в 1937 году меня поразил портрет Аллы Тарасовой в роли Анны Карениной, и с тех пор только этот образ Карениной запечатлелся в моей душе. Мальчики в 4-м классе (1938 г.) зачитывались "Цусимой", а мы, девочки, - Диккенсом, Майн Ридом, Фенимором Купером, Жюль Верном и др. Вместе с героями мы в фургонах пересекали прерии, жили в подземельях таинственного острова, плавали с пиратами по морям, переживали за маленького оборвыша и Оливера Твиста. Работал фотокружок и ярым фотолюбителем был старшеклассник Илья Гольдштейн, в первые дни ВОВ погибший на фронте. Юные радиотехники Костя Рябков и Коля Бутаков "собирали" радиолы и ходили в ДТС (детская техническая станция), что располагалась на углу улиц Ленина и Первомайской. Огромной любовью и успехом пользовался физкультурный кружок, руководимый замечательной Зинаидой Григорьевной Шаминой. Упражнения на спортивных снарядах, гимнастика и красивые пирамиды вызывали восторг зрителей. Хор и струнный оркестр (руководитель - учитель пения Скорев Владимир Дмитриевич) радовал всех ребят. А как наш хор пел в 1939 году "Катюшу", "Дан приказ ему на запад", "За далекою Нарвской заставой парень идет молодой". Это не забывалось!

    Единственный в городе, и только в нашей школе, танцевальный кружок был гордостью школы. Уроки пластики и балета вел специально приглашенный учитель танцев "дядя Фисель", т.е. Фисель Самойлович Тульский. На сцене появлялись девочки то в народных танцах (молдавский, венгерский, лезгинка, узбекский, испанский и т.п.), то в польке, мазурке, вальсе, то во фрагментах из классических балетов.

    В 1936 году, мы четверо: Иза Потоскуева, Люся Колесникова, Надя и Люся Хлопотовы танцевали "Лунный вальс" Дунаевского. Мы, четыре девочки, ученицы 2 и 3-го классов, кружились на сцене в белоснежных пачках, выделывая различные балетные па, а в центре стояла в чёрном платье ученица 10-го класса Нина Вольская и пела чарующую музыку Дунаевского. Это было чудесно! А вальс из оперы Гуно "Фауст", а танец с лентой в исполнении Изы Потоскуевой, а полька-бабочка в исполнении Нади и Люси Хлопотовых, а лезгинка - это всё незабываемо!

    В 1937 году к 100-летию со дня дуэли А.С. Пушкина был поставлен танец "Русалки" из оперы Даргомыжского "Русалка". Костюмы для танцев нам шили наши мамы из марли или старых дореволюционных вещей. На вечере, посвящённом памяти Пушкина, ученики старших классов представляли "Бал у Лариных", где "дядя Фисель" - мосье Трике пел: "Ви роза, ви роза, ви роза бель Тати-ана!", а мы, младшие, смотрели, слушали и восторгались. А какие были ёлки! Игрушки делали мы сами в классах, после уроков. Огнём горели наши глаза на первых ёлках, после отмены их запрета. На елках очень и очень многие бывали в костюмах. В довоенном 1941 году на одном из костюмированных балов почти все школьники были в костюмах очень оригинальных и красочных. Так, Валерий Челпанов был одет разноцветным петухом со шпорами и шпагой, и всё врывался к нам, девочкам, в класс, где мы переодевались, что ему и удалось, и тогда он упал на колени, приложил руку к сердцу и сказал: "Надин, Вы прекрасны!". Прошло 55 лет, а это шуточка запомнилась.

    На олимпиадах, районных и городских, проходивших в клубах Горького, ВЖР, металлургов наша школа занимала всегда только первое место. Мы даже ездили в Свердловск на областные олимпиады, что было в те времена редкостью, а для нас праздником.

    Как большой праздник проходили и первые выборы в Верховный Совет, и на всех избирательных участках мы пели и танцевали.

    В школе проводились интересные "костры" - тематические вечера, на которых зал был набит битком. Были встречи с А.П. Бондиным, а в день похорон вся школа провожала его от клуба металлургов до городского парка, где до сих пор сохранились могила и памятник.

    Активно работали комсомольская и пионерская организации. Торжественно проходил приём в пионеры, всегда в актовом зале - на линейке, с клятвой и поднятием руки: "Будь готов - всегда готов!". Из строя каждый вызывался отдельно, по алфавиту. В пионерской комнате хранились вымпелы, горн, знамена, а также драгоценное Красное знамя, бывшее реликвией. А в библиотеке хранилась книга Н.К. Крупской "Переписка с пионерами", с её дарственной надписью, как подарок школе на письмо, что мы, первоклассники, написали ей в 1934 году.

    Много воды утекло с тех пор! "Взять бы в руки тетради вновь и, как раньше, бежать на уроки. К школе в нас не погаснет любовь, хоть давно разошлись все дороги!"

    Но наше детство и юность были нарушены чёрным небом и грохотом орудий! 22 июня 1941 года! Наши мальчики, только что окончившие 10 классов, пошли на фронт, а наших мальчиков, окончивших 7 классов (я окончила 7 классов в 1941 году) на фронт не брали, они пошли работать на заводы, рудники, учиться в техникумы, в ремесленные училища. Но наиболее упорные рвались на фронт - осаждали военкоматы, убегали, их ловили и возвращали в школу. Один из таких - Новожилов Валерий. Летом 1941 года, начиная с 6-го класса, нас на всё лето и осень стали посылать на сельхозработы в колхозы. Учёба начиналась с 1-ого октября. Но ещё до этого, в июле 1941-го года, мы освобождали школу под госпиталь и переносили, и перевозили её на улицу Челюскинцев в школу № 31. В решётках переносили богатую библиотеку, на тачках переносили наглядные пособия, на лошади - парты. Электронная версия historyntagil.ru. А потом похоронили и Ольгу Георгиевну Потоскуеву, и Марию Каэтановну Садовскую. В нашей родной школе на улице Тагильской 1 разместился госпиталь № 2550. Занятия же проводились в школе №31, во 2-ю и 3-ю смены. В выходные дни и после учёбы нас часто направляли на завод №63 сколачивать ящики; на завод Куйбышева - сортировать металл; корчевать пни, копать целину, валить тонкий лес. А в холодные зимние вечера, мы, голодные, шли агитаторами в дома, за каждым был закреплён определённый участок. У меня был квартал по улице Передовой, за баней. Но, несмотря на холод и голод, мы все были охвачены великим патриотизмом и верой в Победу!

    Были введены продовольственные карточки, их мы сдавали в столовую, что была на Гальянке, очень далеко, по тракту, напротив нынешней школы 90, туда мы ходили один раз в день обедать. А потом шли на учёбу во 2-ю или в 3-ю смену.

    За годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 150 учащихся школы ушли на фронт, из них погиб 41 человек. Три Героя Советского Союза вышли из нашей школы, это - Дерябин Ю.И. (выпускник 1937 г.), Епимахов Н.М. (выпускник 1937 г.) и Шмаков А.И. От руки предателя родины погиб участник подпольной организации журналист Занадворов Герман; погибли: братья Киневы - Юрий и Роберт, Овчинников Валентин, Копчинский Валентин, Оплетин Борис, Рыков Юрий, Бердникова Клава -дочь учительницы физики, Шадрин Петр и другие.

    У Константина Ваншенкина есть стихи:

    "Поразительно переплелись

    На изломах двадцатого века

    Человечества долгая жизнь

    И короткая жизнь человека.

    Наше детство! Мороз и тепло.

    Наша школа. Доска и макеты.

    Как стремительно время прошло

    От свистящей пращи до ракеты!

    Как легко становилась видна

    Дань времен золотого закала,

    И как долго тянулась война,

    Что с единственной жизнью совпала".

    Героев не забывают! Их память чтят все воспитанники школы.

    "Им выпала, двадцатилетним,

    Броне чужой наперерез,

    Шагнуть на рубеже последнем

    С винтовками наперевес.

    И приняла в себя могила

    Разверзшаяся тяжело,

    Все, что на свете с ними было,

    И все, что быть еще могло".

    Вечная слава им, нашим мальчикам и девочкам, отдавшим жизнь за Родину!

    "У синего неба, у синего моря

    Собрались все звезды и встали в дозоре.

    И ... скорбью горят,

    Наливаются горем!

    Здесь павшие стали

    И небом, и морем.

    Кто - в год сорок первый,

    Кто - в год сорок пятый.

    У них на могилах не высечешь даты!

    Водою соленой навеки укрыты,

    Безоблачной синью их души увиты

    И звезд караул - дань любви и почета!

    Ребятам-пилотам, ребятам Морфлота!

(Микола Лукин)

Часть V. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

    С окончанием Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) школа вновь вернулась в свои стены. В 1945 (1944?) году все школы страны были переведены на раздельное обучение. Мальчиков отправили в школу № 23, а девочки остались на своем месте, но через несколько лет, с очередной школьной реформой, вновь перешли на совместное обучение. Но школа №1 уже утратила свое былое величие, свои традиции. С 1945 года за 15-18 лет в школе сменилось несколько директоров, что, естественно, отражалось на системе обучения. Слава школы ушла в былое! И только в 1963 году директором была назначена Зоя Сергеевна Короткова, отличный организатор и общественник, имеющая опыт педагогической и комсомольско-партийной работы, где она и проработала до 1978 года. В школе начали возрождаться утраченные традиции, возобновилась борьба за дисциплину, опять занялись внеклассной работой, появилась и художественная самодеятельность, долгие годы в школе работал КЮМ (клуб юных медиков), руководителем была Хлопотова (Гаева) Лидия Еремеевна. Проводилась большая туристско-спортивная работа, слеты, сборы на природе, соревнования "Зарница", "Орленок", где занимали 1-ое место, руководили этими мероприятиями физруки Гагель Р.Л., Лузина Л.Б., Кузнецова Т.В. К 100-летию Н.К.Крупской учащиеся изучали ее наследие, а в 1976 году ездили в Москву на Всесоюзное совещание поисковых отрядов им. Крупской. Большая работа проводилась по озеленению района (улица Кооперативная, Тагильская, Кирова), а также школьного участка.

    В ремонте школы, в профориентации, оформлении кабинетов очень много помогали работники завода им. Куйбышева, бывшие ученики школы: Нефедов, Черноголов Георгий Константинович, Хлопотов Сергей Иванович, Смирнов Е. Каждые пять лет проводились встречи с выпускниками с 20-х до 70-х гг. В школе работал дружный сплоченный коллектив учителей: Бибик Г.П., Губайловская Т.И., Хлопотова (Гаева) Л.Е., Куликова Л.И, Макарова, Худоярова, врач Белохохлова Н.А. Из выпускников этих лет вышли: Ковандо Н.В., директор железнодорожной школы; Боровых Т.О. - зам. главврача III гор. Больницы; Гневышев Ю. - певец, лауреат Московского конкурса артистов эстрады; братья Хлопотовы Сергей и Дмитрий Сергеевичи - инженеры Коксохимического производства; Издиберских Л.Ф. - завуч индустриально-педагогического техникума и другие.

    В 1978 году Гороно и администрация города приняли решение о переводе школы в новое современное здание на Вые, ул. Оплетина, 11 а. В старых учебных стенах обосновался учебно-производственный комбинат. И, конечно, было непростительной ошибкой присвоить чужому зданию номер старейшей школы города, а также лишить большой жилой район учебного заведения, безнаказанно разрушить дома на старинных улицах, ликвидировать часть улиц, а на этом месте строить гаражи и другие здания, убрать все магазины, а исторический район заводских служащих и мастеров, где сейчас живут (прозябают) их потомки, превратить в руины.

    Этому зданию и учебному заведению уже более 150 лет. Мы учились в этих стенах, эти классы, эти коридоры затрагивают наши души, это наш Родной дом! Память о прошлом продолжает жить в наших сердцах!

    "Здесь на зрелость наш первый экзамен,

    Мы отсюда ушли навсегда.

    В вышине загорелась над нами,

    Путеводная наша звезда!"

    Здесь прошло наше детство, наша юность! Отсюда ушли на защиту Родины ученики. Сюда, в это здание, приходят очень пожилые люди вспомнить счастливые юные годы, здесь мы вспоминаем своих любимых учителей и товарищей.

    "И давно уж звонок не звенит,

    Раньше был он такой веселый.

    Все, что знаем мы, чем горды, мы обязаны нашей школе!"

    Константин Ваншенкин сказал:

    "Да, нас осталось мало.

    Но еще и нынче вас не счесть.

    Как нас не крутило, ни ломало,

    Но на свете все-таки мы есть!"

    И вот поэтому хочется оставить в памяти след тех людей, которые честно, самоотверженно, после школы, прошли трудовую жизнь, отдавали себя работе, многое сделали для города, для завода, личность которых являла собой образец верного бескорыстного служения долгу. И вот, потому мы, зам. директора УПК Ольга Александровна Бастрикова и я, инженер- металлург, бывший начальник Центральной заводской лаборатории ВМЗ Хлопотова Надежда Ивановна, выпускница 10-го класса этой школы, решили организовать музейный уголок здания и школы. Хлопотовой Н.И. были охвачены более 50 бывших учеников школы, собраны фотоматериалы, воспоминания, а затем в течение 1996 и 1997 годов с Бастриковой О.А. созданы и оформлены 7 стендов, раскрывающих историю здания и образования в школе по улице Тагильской № 1. Кроме этого создан большой альбом династий, - тех, чьи родители, прародители, дети, внуки учились или работали в этом здании, в этой школе.

    Мы гордимся своей школой № 1. Окончившие школу много лет назад, в предвоенные и военные годы, - те, кто отстоял мир, - те, кто стали большими и малыми руководителями производства, инженеры и техники, врачи и учителя, честные рабочие и труженики до сих пор должны служить примером для "перестроечного" подрастающего поколения. Это: контр-адмирал Сергиенко Б.И., генерал-лейтенант Климов М.П., это журналисты, участники ВОВ Занадворов Г. Л., Зубрицкая Т.П.; это инженеры: руководитель лаборатории Ломова (Спиридонова) Н.И., начальник ПШУ-1 Чистяков Н.А., начальник Центральной лаборатории ВМЗ Хлопотова Н.И., начальник службы электросетей Марченко Е.Д., заместитель начальника государственной технической инспекции Челпанов В.Я.; бывший переводчик на фронте Ломов Ю.И.; гвардии инженер-майор Колеватов С.Н.; начальник газового хозяйства завода им. Куйбышева, ныне директор музея-завода Хлопотов С.И.; начальник группы электропривода Жалобина О.А.; это преподаватели: Гаевы Нина Еремеевна, Галина Еремеевна, Лидия Еремеевна (Хлопотова) и Фаина Еремеевна, Хлопотова (Колесникова) Л.И., это врачи: Зенкова (Малахова) З.В., Горбунова Е.В., доктор медицинских наук Силина Э.М. и многие другие.

Нижне - Тагильская полная средняя образцовая школа № 1 им. Н.К.Крупской. 1930 год.

Нижне - Тагильская полная средняя образцовая школа № 1 им. Н.К.Крупской. 1930 год.

Н.И.Хлопотова

    06.12.1997.

Главная страница