О первых кинотеатрах в Н. Тагиле

    "Живые картины" в первый раз я смотрел лет шести, когда один из моих старших братьев учился в земской школе. Их показывали после уроков в коридоре. Ребята были из всех трех классов, тесновато. Все сидели на полу. Показывали нам тогда две картины. Они так мне понравились, запечатлелись, что я до сих пор помню их ясно. На первой извозчик гонял на лошади вокруг фонарного столба, а седок колотил его в спину. На второй – подслеповатая старушка вдевала нитку в иголку. Мы, зрители, хохотали, визжали, катались со смеха. Восторгу не было конца.

    Кинолента длиной около двух метров склеивалась по концам, поэтому в ней не было ни начала, ни конца. В зависимости от скорости вращения ручки аппарата движения на экране или ускорялись, или замедлялись, не были однообразными, это оживляло картину.

    Кажется, в году 1910-11, точно не помню, учился я в третьем классе начальной школы. Наша учительница Левицкая Эмилия Дмитриевна привозила иногда в школу такой киноаппарат и в большую перемену в коридоре показывала эти "живые картины". Мы рассаживались обычно на полу. Содержание их я уже не помню. Аппарат и пленка наверно были ее собственные.

    Кроме "живых картин" были тогда еще "туманные картины" – диапозитивы. Проекционный фонарь мы называли почему-то "волшебным". Эти картины были более распространенными.

    Из настоящих, стационарных кинотеатров, первый, мне кажется, был открыт в летнем театре "господского сада" (Парк им. Бондина). Театр был летним, дощатым, довольно вместительным. Для аппарата была пристроена кирпичная будка. Экран был навесным на месте занавеса. Вход был непосредственно снаружи, никакого фойе не было. – Было три входных двери со стороны парка и три – с противоположной, – запасные. Просторная сцена электроосвещение. Сдавался театр заводоуправлением приезжим антрепренерам. Кто был хозяином кино,- не знаю. В этом кино я был довольно часто. Сын садовника был моим большим другом, одноклассником. Вот с ним я и ходил, но не в зрительный зал, – там был нужен билет, а у нас его не было, – мы проходили отдельным входом за кулисы. Здесь зачастую кроме нас никого не было. Экран просвечивал, все было ясно видно, но все наоборот, – это для нас было неважно, что все делалось не правой, а левой рукой, и все надписи надо было читать справа налево. И это нас не смущало, – бесплатно ведь. Так вот этот, сезонный кинотеатр, почему-то кажется мне, был первым в Тагиле. Доказать нечем.

Кинотеатр "Иллюзия"

    Кинотеатр Хлопотова Вукола Карповича, купца-мучника, оптовика был открыт в 1910-11 гг. (?) в доме обанкротившегося купца. Место для кинотеатра оказалось самым удобным, выгодным. На широкой главной улице – Александровской (проспект Ленина), среди купеческого торгового центра Тагила Дом этот выделялся и размерами, и архитектурой, и, наверное, давал немалый доход Хлопотовым.

    На первом этаже дома он открыл кинотеатр "Иллюзия", во втором – гостиницу "Александровская". Сюда вечером собирались "толстосумы", картежники и шулера – поиграть в карты.

    Для всего этого большого хозяйства Хлопотов построил свою электростанцию от двигателя внутреннего сгорания во дворе своего дома, т.к. электроосвещения от тагильского завода еще не было. Здание и внутри, и снаружи было ярко освещено. На карнизе переднего фасада – решетка с периодическим переключением красного и белого цветов, – ярко горело слово "ТЕАТРЪ". Решетка стоит и сейчас. Вход в зрительный зал был слева от экрана где, кроме контролера первое время стоял швейцар в кафтане с золотым позументом, картузе с золотым околышком. Левее входа угол был отделан в виде старинной крепостной башни, там стояло пианино. Внизу была комнатка для одежды и отдыха работающих. Тапершей была Смирнова Мария Владимировна, родная тетка моего друга, поэтому мы довольно часто приходили к ней смотреть кино, но, конечно, бесплатно.

    В конце большого зрительного зала было несколько лож по 5-6 мест в каждой. Перед экраном – яма для музыкантов. Иногда здесь был небольшой духовой оркестр. Во время батальных сцен, в момент взрыва на экране, ударяли в большой барабан, имитируя звук взрыва Во время выступления артистов эстрады, – иногда были такие, – яма эта накрывалась площадкой.

    В фойе было большое трюмо, на столике лежала стопка программ с кратким описанием содержания картины. Перед началом сеанса зрители знакомились по ним с картиной, – кино было немым, неозвученным, программки способствовали пониманию содержания. Программки были бесплатными, правда, они были только в первый год работы кино, потом их не стало, как не стало швейцара. С переделкой фойе сбоку зрительного зала бывал оркестр народных инструментов и симфонический. Играли в продолжение сеанса в зрительном зале, чтобы публика не скучала. Обычно в сеанс входили три картины: первая – драматического содержания, вторая – видовая, третья – комическая. При смене картин сеанс не прерывался. Из всех виденных в то время картин во мне особенно глубоко запечатлелись – про Ермака Тимофеевича и его дочь Алену, которая тайно от отца была в его дружине, отличалась храбростью, и "Камо грядеши" – на евангельскую тему. В комических больше нравился Макс Линдер – вечно холостой и Прэнс-венчо женатый. Оба большие комики.

    Году в 1916-1917 Хлопотов свою "Иллюзию" передал в аренду какому-то дельцу. Работа кино стала хуже, а тут революция, и порядки, и требования к кино переменились.

    Теперь этот кинотеатр с некоторыми переделками стал кинотеатром "Искра".

Кинотеатр "Волшебные грезы"

    Как только провели электросеть по Александровской улице от тагильского завода, торговец Капустин Андрей Иванович в своем двухэтажном каменном доме по Высоковской (Первомайской) – третий дом от угла Александровской – открыл свой кинематограф и назвал его "Волшебные грезы". Фойе было внизу, а зрительный зал на втором этаже, куда вели широкие лестницы, одна была для входа в зрительный зал, другая выходила на улицу. Фойе было большое, свободное, хорошо обставлено мебелью, двумя трюмо и комнатными цветами. Электронная версия historyntagil.ru. Скорее походило на гостиную. У Капустина в фойе не было никакого оркестра, а стоял красивый большой электромузыкальный шкаф. Стоило опустить пятикопеечную монету, как он автоматически включался. Звуки его были довольно громкими, приятными, походили на струнную музыку. После каждого проигрывания также автоматически менялся рулон с другой музыкой и ждал следующего пятака

    О начале спектакля сообщал электрический звонок-колокольчик, который держался в клюве беркута с распростертыми крыльями, над дверью входа на лестницу. Во время звона колокольчика глаза беркута освещались изнутри. Было красиво. Это фойе было богаче хлопотовского.

    Зрительный зал, как и у Хлопотова, был просторным, высоким, с большим экраном и площадкой перед ним для каких-нибудь аттракционов, выступлений. Слева от экрана за занавесками, стояло пианино для музыкального сопровождения картины. Неудобством этого кино были его лестницы и местонахождение не на большой людной улице. Может быть поэтому здесь было не так много народу, как в "Иллюзии", но зрительный зал был полон. По каким-то причинам Капустин свое кино ежегодно как-то перестраивал и называл его каждый раз иначе: "Волшебные грезы" переименовал в "Буфф", "Одеон", "Одеон-кафе".

    Продолжительность сеанса была такая же, как в "Иллюзии", и также с тремя картинами, но больше комедийного характера, были и с фарсом, на которые детей и учащихся не допускали. Временами перед началом сеанса выступали артисты, иллюзионисты и как-то – гипнотизер.

    С началом революции этот кинематограф был закрыт. Здесь стали проходить разные собрания, митинги и другие массовые мероприятия.

    В конце 20-х годов выходная лестница была убрана, и открыт ресторан. Что потом здесь было, – не помню. В пятидесятых годах здание это снесено. Сейчас на этом месте магазин "Книжный мир".

Кинотеатр "Заря"

    Примерно в 1912-1913 гг. по ул. Александровской, в бывшем магазине, открыли "компанейский" кинотеатр "Заря". Дешевенький, простенький, бедненький, с небольшим фойе и зрительным залом. В фойе, как у Капустина, стоял небольшой электромузыкальный шкаф, который также за пятачок автоматически включался. Зрителей обычно было немного. Просуществовала "Заря" недолго, с год, что-ли. Конкурировать с Хлопотовым и Капустиным было плохо. Закрыли. В шутку говорили: "Заря хозяев разорила". Во время НЭПа несколько времени здесь был пивной зал.

    Сейчас на этом месте между магазином "Молоко" и "Детской обувью. Канцтоварами" – остатки разобранного здания.

    В начале войны с Германией в "Иллюзионе" шел мультипликационный кукольный фильм "Как немецкий генерал с чертом договор писал". С субтитрами.

    "За горами, за долами

    За широкими морями

    Грозный воин проживал

    Гоголь-Мигель генерал.

    Страсть любил он говорить

    Речи длинные твердить

    А устанет как болтать,

    Начинает он писать,

    То указы, то приказы,

    То стихи, а то рассказы.

    Раз в воинственном азарте водит пальцем он по карте

    И его сердитый взгляд привлекает некий град

    (На карте показан Петроград)

    "Напишу-ко ультиматум, дам работу я солдатам".

    Живо ноту написал и посла к себе позвал.

    Долго ль было, коротко ли, но с бумагою посол

    Прямо к граду подошел.

    В граде ноту прочитали, ждать недолго заставляли

    Вот на ноту наш ответ (Кукиш)

    И напутственный привет (пинок в зад)..." – Дальше позабыл.

Кинотеатр "Свобода"

    Вскоре после Октябрьской революции в бывшем складе купца Уткина Ильи Федоровича железнодорожники станции Н.Тагил (учпрофсож) открыли свой кинотеатр под названием "Свобода". Кино с небольшим фойе и большим, просторным зрительным залом. – Простое, скорей, казенного типа. После освобождения Тагила от белых кинотеатр был переименован в "Горн".

    В 30-х гг. между сеансами выступал ансамбль скрипачей, иногда с певцом. Ансамбль этот играл и в "Искре", и в "Горне", переходя из одного в другой.

    В 20-х гг. над кино, на втором этаже, был МОПР (международное общество помощи революционерам), а потом рабфак.

    1987 г.

И.А. Орлов

Главная страница