Выступления с конференции

Русская Православная церковь во времена Великой Отечественной войны

    К 1941 году в Русской Православной церкви (РПЦ) сложилась очень тяжелая ситуация. С 1925 года в ней не было патриарха. С 1936 года перестал функционировать Священный Синод из-за невозможности пополнить его, т.к. большое число священников и архиереев было репрессировано.

    Политика наступления на церковь продолжалась и в первые месяцы войны. Например, 24 июля 1941 года закрыта церковь в селе Покровское, 6 августа в селе Балакино, 20 августа в селе Н-Павловское. Когда война со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании русского народа, существовании государства, в политике советского руководства произошел настоящий переворот, возвращается патриотическая символика, терминология.

    Начало войны с Германией обнаружило и духовное состояние самого русского народа: он в основе своей оставался религиозным. Об этом свидетельствует резкое увеличение числа верующих с началом войны. Укреплению позицией русской православной церкви в сознании народа способствовало несколько причин. Это - трудности военного времени, потери близких и лишения. Это - патриотизм руководства Русской Православной церкви и основной массы духовенства, патриотическая деятельность завоевала уважение даже у атеистов.

    Наконец, 4 сентября 1943 года на совещании сталинского руководства было решено официально пересмотреть государственную политику по отношению к церкви и религии. В тот же день в Кремле Сталин принял специально доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших православных иерархов. Результаты этой беседы превзошли все ожидания. Все вопросы, которые были поставлены иерархами, были решены положительно и принципиально изменили положение православной церкви в советском обществе. Были приняты решения о созыве архиерейского собора и выборах патриарха, договорились и о возобновлении деятельности Священного Синода.

    8 сентября 1943 года состоялся Собор епископов русской православной церкви, на нем были резко осуждены предатели Родины, как противники Креста Господня и всякий православный человек, перешедший на сторону фашистов, отлучался от церкви, а священнослужитель лишался сана.

    На Соборе были решены и две важнейшие внутрицерковные проблемы, прошли выборы патриарха, им стал митрополит Сергий. Распавшаяся в начале 20-х годов на несколько враждовавших групп и объединений церковь вновь стала единой с Патриархом Московским и всея Руси великой во главе.

    Итоги резкой "перемены курса" советской власти стали поистине ошеломляющими. Если к началу войны на территории СССР оставалось по разным данным от 150 до 400 действующих приходов, то в 1943-45 гг. были открыты тысячи храмов, а количество православных общин доведено по некоторым сведениям до 22 тысяч. Аналогичные процессы происходили и в Нижнем Тагиле. 28 декабря 1943 года церковный совет Казанской церкви аргументировал свое ходатайство об открытии в городе еще двух храмов тем, что "верующих у нас не тысячи, а десятки тысяч и проводить богослужения, особенно в праздники, очень и очень сложно".

    Но в отличие от общесоюзной тенденции, тагильские власти не шли навстречу духовенству, пользуясь тем, что постановление СНК СССР от 28.11.1943 г. "О порядке открытия церквей" разрешало местной советской власти отклонять ходатайство об открытии церквей без каких-либо объяснений. Всего же к концу войны в нижнетагильском районе работало четыре церкви: Казанская – в городе, Николо-Павловская, Покровская в Балакино, Марии Магдалены в Лае.

    Многогранна была благотворительная деятельность русской православной церкви. Богослужители сражались в действующей армии, в партизанских отрядах, поддерживали моральный дух зтружеников тыла. Вместе с жителями Ленинграда всю тяжесть блокады стойко переносил митрополит ленинградский Алексий.

    Была и еще одна область патриотического служения России. К февралю 1943 года верующие и духовенство собрали 6 млн. рублей и большое количество золотых и серебряных вещей на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего в годы войны было собрано несколько сот миллионов рублей. На деньги верующих была построена и авиационная эскадрилья имени Александра Невского.

    Активное участие в благотворительной деятельности русской православной церкви принимали верующие и духовенство Тагильского района.

    4 мая 1944 года в связи с выпуском 3-го Государственного военного займа Президиум церковного Совета Казанской церкви произвел подписку на реализацию этого займа в сумме 75 тысяч рублей. Из них 65 тысяч, от духовенства и 10 тысяч от прихожан.

    5 июля 1944 года церковный Совет духовенства и верующих православной общины казанской церкви постановил: приобрести на собственные деньги самолет стоимостью 100 тысяч рублей, назвав его именем Александра невского и вручить этот самолет герою-летчику.

    Всего же к 16 ноября 1944 года церкви и приходы Нижнетагильского района собрали в фонд обороны 233 тыс. 926 рублей.

* * *

    Доклад с конференции, посвященной 50-летию Победы, которая проходила в мае 1995 года в музее-заповеднике и была организована совместно с НТГПИ.

А.В. Чудинова

 

 

Главная страница