Неопубликованные материалы из музея Уралвагонзавода

Т-34 - путь к победе!

    На Уралвагонзавод пришло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 16 августа 1941 года о военно-хозяйственном плане на IV-й квартал 1941 года и 1942 год по районам Поволжья, Урала, западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. В нем содержалась директива: "для дальнейшего развертывания производственной базы" в указанных районах и "для обеспечения выполнения утвержденного военно-хозяйственного плана" перевести на восток промышленные предприятия ряда наркоматов "с передачей им соответствующих помещений". У руководства завода уже было постановление №1 созданного в начале войны Государственного комитета Обороны "об увеличении производства танков". Таким образом на завод возлагалась задача увеличение плана и принятие на свою территорию эвакуированных заводов.

    В повестку дня партийных собраний был поставлен вопрос о переводе всего завода на выпуск военной продукции: танков.

    На завод стали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми из Харькова, завод № 183. Эвакуация завода проходила под бомбежкой фашистской авиации, наспех демонтировали и грузили оборудование в железнодорожные вагоны.

    Первоначально эвакуированные расположились в центральном клубе, в зрительном зале шумели примусы, здесь готовилась пища, здесь же на дорожных чемоданах и обедали. В клуб приходили местные жители и забирали эвакуированных к себе. В одной комнате устраивались по две-три семьи, квартиры были переполнены, а люди все прибывали и прибывали и тогда решили строить землянки. Недалеко от поселка в тайге вырубали вековые сосны, копали котлованы, стены и потолки обшивали досками, сверху насыпали толстый слой земли, прорубали окна на уровне земли, устанавливали внутри железную печку – и жилище готово. В каждой землянке четыре секции, в каждой секции – четыре комнаты. Еще только роется котлован, поставлен первый столб, а на нем дощечка с надписью: "Все комнаты заняты". В одной землянке стремились поселиться сблизившиеся за долгую дорогу люди. Так легче переносить трудности. Жилица строили в основном женщины, мужчины целыми сутками находились в цехах, устанавливая оборудование. Дорога была каждая минута. Фронт требовал.

    В цехе, где шел монтаж оборудования, все время находилось начальство, даже сам нарком танковой промышленности В.А. Малышев частенько наведывался, а его заместитель И.М. Зальцман, директор завода Ю.Е. Максарев, главный инженер Л.И. Кордунер целыми днями не выходили из цеха. На партийном собрании коммунист Корнеев предложил установить 12-часовую смену. Его поддержали. В постановлении записали:

    "1. С 11-12-часовым рабочим днем согласиться. Считать целесообразным вводить новый график работы на отдельных участках по мере надобности.

    2. Поручить начальникам мартеновского и печного цехов составить схему взаимозаменяемости инженерно-технических работников, а также схему взаимозаменяемости профессий, план замены мужчин женщинами и обучения их."

    Фактически работали больше. Часто по 16-18 часов, многие спали тут же, в цехе. По нескольку дней не бывали дома. К тому же рано грянули морозы. В цехах – адский холод. Разжигали костры, погреешь руки - и снова за дело.

    Людей словно подхлестывали появившиеся в цехах лозунги: "Фронту - уральские танки!". Это к уральцам обратились с призывом бойцы и командиры 3-й гвардейской стрелковой дивизии.

    1 декабря в цехах завода зачитывается приказ №52 наркома танковой промышленности. "Корпусно-сборочный цех завода, - говорилось в приказе, - благодаря быстрому монтажу оборудования и освоению сборки корпусов и башен начал первым выполнять график по сдаче корпусов и башен на сборку машин."

    В содружестве с коллективом других заводов и организаций удалось досрочно завершить перестройку завода на производство танков.

    8 декабря, в самый разгар контрнаступления советских войск под Москвой, первый танк сошел с конвейера. Его обступили. Несмотря на усталость, лица у людей светятся радостью. Водитель Ф.В. Захарченко влезает в открытый люк, трогает рычаги. Взревел двигатель, машина резко срывается с места, мчится в противоположный конец цеха, разворачивается, пробегает по живому коридору и под радостные возгласы "Ура!" выскакивает из цеха, мчится по заводскому двору, вырывается из ворот, устремляется по главной улице поселка, люди останавливались на тротуарах, восторженно приветствовали рожденную на заводе боевую машину.

    20 декабря первый эшелон с 20 тагильскими "тридцатьчетверками" ушел на фронт.

    26 мая 1945 года с конвейера завода сошел танк. Он ничем не отличался от других. И тем не менее это была особенная боевая машина – юбилейная тридцатипятитысячная.

    Как олицетворение трудового подвига стоит на постаменте у заводской проходной Уралвагонзавода величественный и гордый танк "Т-34".

Байсов Павел Харитонович

Байсов Павел Харитонович

    Фронтовик, в 1942 г. на заводе получал такой танк, 259 отдельный танковый полк, принимал участие в боевых действиях – Курской битве, дважды горел в танке и войну закончил в Берлине.

 

 

Главная страница