От Читы до Дрездена

    В воскресенье 22 июня 1941 года Уралвагонзавод работал на полную мощность, так как до войны завод отдыхал по субботам, был скользящий график работы уральских предприятий в связи с экономией электроэнергии. Я в то время работал заместителем начальника складского хозяйства завода по комплектованию деталями всех главных конвейеров завода, цеха гондол, платформ, цеха крытых вагонов и механосборочных цехов. Примерно около полудня звонит мне диспетчер Заводов Ф.А. и говорит, что Германия вероломно напала на нашу страну, когда рабочие узнали об этом, то работа не пошла на ум, все заговорили, что надо быть готовым к отпору врага.

    23 июня я получил повестку явиться в военкомат и направили в клуб металлургов, где начала работать военная комиссия, созданные там команды направляли в клуб ВЖР, оттуда на третий день нас вывели и мершем отправили на товарный двор станции Тагил, все улицы были заполнены народом. Подошел состав и нас повезли, не на запад, а на Свердловск. Здесь нас пропустили через санпропускник и повезли дальше на Тюмень и тут стало ясно, что нас везут на восток, все были в недоумении, но потом нам разъяснили, что гитлеровская Германия связан осью Берлин-Рим-Токио, поэтому нужно иметь войска и на востоке. Мы ехали на восток, а нам навстречу с востока двигались воинские эшелоны с кадровыми частями на фронт, на запад в полном боевом порядке.

    5 августа 1941 года наша рота была сформирована - 486-я телеграфно- строительная, и весь яичный состав в торжественной обстановке, в лесу, под Читой приняли боевую присягу. Почти на 70% личный состав оказался из уральцев, в основном, тагильчан, 30% из забайкальцев. Находясь на востоке, наша рота выполняла задание командования по строительству телеграфно-телефонных линий. Каждый взвод нашей роты получал разные задания: одни строили новые линии, другие ремонтировали старые линии связи Москва-Хабаровск, Чита-Дорасун-Карымская, Бурято-Монголия. Все бойцы, как младшие, так и старшие командира нашей части, роптали, что засиделись на востоке и без них война кончится.

    В апреле 1943 года наша рота связи прибыла на фронт в расположение Воронежского фронта. Для управления наступавшими на широком фронте войсками требовалась устойчивая, бесперебойная связь, дать ее должны были телеграфисты-связисты. Находясь в выступе Курской дуги с 20 мая 1943 г. рота выполняла боевые задания командования по строительству телеграфно-телефонных линий в районе Белгорода, Зоринских Дворов, Яковлевки, Алексеевки и др.

    5 июля 1943 г. рано утром фашистская армия из района Белгорода и Орла перешла в наступление. Главный удар гитлеровцы наносили из района Белгорода на Обоянь-Курск, ширина прорыва по фронту 25 км, его ударная группа 300 тыс. солдат, 2500 орудий, 1500 танков (тигры и пантеры), самоходные орудия фердинанды и более 1000 самолетов. Разгорелась битва, под сильным огнем противника, нам, связистам пришлось прокладывать кабель, устранять повреждения, обеспечивать бесперебойную связь с командованием.

    Серьезный экзамен рота держала в Курской битве, шли тяжелые кровопролитные бои, вражеские танки прорывали нашу оборону и тогда телеграфисты-связисты вступали в схватку с ними. В одном из таких поединков командир взвода лейтенант Агеев Александр Иванович, бывший инструктор по физкультуре г. Тагила забросал противотанковыми гранатами немецкие танки, остановил путь к продвижению, а сам пал смертью храбрых.

    Пожалуй, никто не видел такого количества вражеских танков, командующие гитлеровской армии генерал Гот ставил на кон все, против наших 10 действовало 30-40 танков. Наша артиллерия, танки и бронебойники, зарытые в землю, с расстояния 300-400 метров прямой наводкой вели огонь по немецким танкам, перемалывая их боевую технику. Потери же наши были не столько от танков, сколько от авиации, в небе властвовали немецкие пикирующие бомбардировщики, они летали друг за другом, как по замкнутому кругу, вереницей, поочередно пикируя и сбрасывая бомбы на наши позиции. Так продолжалось с 5 по 9 июля. На этом участке фронта неоценимую помощь нам оказала наша авиация. В воздухе стоял сплошной гул и рев моторов наших истребителей, шли воздушные непрерывные схватки, штурмовики громили вражеские боевые порядки.

    9 июля 1943 г. гитлеровское командование изменило направление танковых дивизий в обход Обояни в сторону Прохоровки, где разгорелось единственное в истории танковое сражение. В этом сражении 12 июля участвовало с обеих сторон более полутора тысяч танков, были такие схватки, где наши танкисты тли на таран. Не выдержали нашего удара немцы и стали переходить к обороне, но наши войска от обороны перешли в контрнаступление и только 23 июля достигли тех рубежей, с которых гитлеровская армия 5 июля начала наступление. Готовились к новому удару на немцев.

    Рано утром 3 августа началась артподготовка из 6 тыс. орудий и минометов, в течение трех часов вели уничтожающий огонь по укреплениям противника, в 8 утра по общему сигналу огонь был перенесен на глубину боевых порядков противника, к 12 часам наша пехота продвинулась на 4 км. Командующий фронта в сражение ввел 1-ю и 5-ю гвардейские танковые армии, танкисты завершили прорыв, громя тылы и резервы врага, к исходу дня продвинулись на 36 км, освободив районные центры Тамаровку, Борисовку и стали двигаться на Казачью-Лопань и Грайворон, немцы упорно сопротивлялись, подтягивали свои резервные дивизии и в районе Ахтырки укрепились по реке Ворскла, заняв выгодные позиции. Когда юго-западнее Ахтырки шли ожесточенные бои, днем нельзя было поднять головы, а ночью, нам, связистам было приказано вынести с поля боя всех раненых. Я под покровом ночи вынес 18 человек, когда несешь раненого солдата с перебитой рукой или ногой, берешь его как маленького ребенка, он держится тебе за шею. Спрашиваем, откуда, кто из Свердловской области, Перми, Челябинска, конечно, больше всего с Урала. С поля вынесено было более ста человек, погрузили в машины и отправили в полевой госпиталь.

    В Курской битве показали себя смелыми, бесстрашными воинами земляки-тагильчане командир взвода ст.лейтенант Алешкин Григорий Александрович, лейтенант Норкин Василий Петрович, ст.сержанты Сергеев Василий Григорьевич, Бурашников Василий Терентьевич, Горохов Анатолий Николаевич, Денисенко Федор Яковлевич, Алтурьев Михаил Андреевич, Вернигоров Василий Афанасьевич, старшина Бочкарев Иван Федорович, Банных Андрей Иванович, Маханек Павел Егорович, ст.сержант Овчинников из Южакова, рядовой Семечков из Сарапулки, Казанцев из Мокроуски, Орлов из Башкарки. Ягодин, Капитов, Китаев с Тагилстроя.

    Погибли смертью храбрых тагильчане ст.сержанты Бардюков, Земский, Гайдуков, Двойников, рядовой Шулепов, лейтенант Агеев Александр Иванович.

    После разгрома немецко-фашистских полчищ под Орлом и Курском наша армия начала продвигаться вперед на запад, к Днепру. Наша рота была придана к 3-й гвардейской танковой армии. Приближалась 26-я годовщина Великого Октября. Командование поставило задачу – отметить знаменательную дату взятием столицы Украины - г. Киев. Было известно, что данный участок фронта хорошо укреплен, насыщен инженерными сооружениями: траншеями, блиндажами, противотанковыми рвами, минными полями. Нашей части пришлось пройти краткие курсы минеров.

    3 ноября армия пошла в наступление на Киев, в 6 утра из района Новопретцы, Лютежского плацдарма началась мощная артподготовка, у нашей роты была задача обеспечивать бесперебойной связью командование армии и разминирование участков.

    Командующим танковой армией генералом П.С. Рыбалко был разработай план, провести еще неизвестную в истории войн ночную атаку танков с ярко включенными фарами, воющими сиренами.

Командующий танковой армией генерал П.С. Рыбалко.

Командующий танковой армией генерал П.С. Рыбалко.

    Ночная танковая атака оказала ошеломляющее действие на противника, и он дрогнул, к утру 5 ноября мы вышли в район Светошино, перерезав шоссе Киев-Житомир. Всю ночь 6 ноября в Киеве шли уличные бои, все горело, к утру столица Украины была полностью освобождена.

    Наша армия с боями продвигалась вперед , на запад, а вместе с ней и наша рота связистов. В Польше было захвачено много пленных, в том числе и власовцы, противник отступал с большими боями. Чтобы наладить связь, нашей роте было приказано форсировать реку Вислу, бойцам Марченко и Сапежинец дали приказ переправиться на другой берег, но они не выполнив задания возвратились, тогда командир роты капитан Нестеров приказал форсировать реку мне, старшему сержанту Лузину. Под обстрелом врага я поплыл, силы стали покидать меня, но сознание, что от меня зависело многое, придавало силу, необходимо установить связь и только мужество дало силу добраться до левого берега и установить связь, а обратно на глаза попала лодка и я держась за нее благополучно возвратился.

    Январь 1945 года наша рота была в Польше и мы обиспечивали бесперебойной связью командование 52-й Армии по управлению боями и за особую решительность, оперативность по обеспечению бесперебойной устойчивой связью командования 52-й Армии и фронта, мужество и отвагу всего личного состава по овладению опорными пунктами Радомска и Ченстохова Верховный Главнокомандующий наградил нашу 486-ю отд.телеграфно-строительную роту орденом "Красной Звезды".

    На территории Германии немецкая армия оказывала упорное сопротивление. На Одерском рубеже советские войска встретили мощные сооружения, фашистское командование сосредоточило здесь крупные силы. При подготовке к форсированию Одера была проведена большая политическая работа в частях, как это было ранее при форсировании Днепра и Вислы. Было объявлено, что все части соединения, воины которые первыми форсируют Одер, будут представлены к правительственным наградам.

    За подвиги и форсирование р. Одер приказом Верховного Главнокомандующего наша рота была награждена орденом "Александра Невского", а личный состав орденами и медалями.

    8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, День Победы – 9 мая 1945 года наша рота отметила в конечном пункте – Дрездене. На этом закончился мои боевой путь.

Г.Д. Лузин

Лузин Григорий Дмитриевич

Лузин Григорий Дмитриевич

    Ветеран партии с 1929 года, ветеран комсомола, ветеран 3-й Гвардейской танковой армии, ветеран Уралвагонзавода.

 

 

Главная страница