ИЗ ПОЧТЫ "ТАГИЛЬСКОГО КРАЕВЕДА"

    Автор предлагаемого читателям нашего журнала материала – известный уральский краевед Александр Иванович Брылин. Живет он в гор. Артемовском. Его исследования публиковались в местной, областной, центральной печати.

Александр Иванович Брылин

Александр Иванович Брылин

Он – соавтор книг "Наш город Артемовский" (1966 г.), "Артемовский" (из серии "Города нашего края", 1983 г.), "Книги памяти", посвященной землякам-артемовцам, погибшим на поле брани и замученным в годы репрессий (1991). А. И. Брылин – многократный участник "Бирюковских чтений". По своему характеру присланный для нашего журнала материал более всего подходит для рубрики "Исследования. Поиск и находки". Однако поступила рукопись к нам уже после того, как настоящий номер журнала был сверстан. Тем не менее редколлегия сочла возможным опубликовать ее именно теперь, не откладывая на будущее.

     

Н.Ф. БУНАКОВ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ

    В последнее время мы все чаще приходим к выводу, что многие беды нашей жизни происходят от пренебрежения к школе, к ее нуждам. Забыты многие заветы знаменитых российских учителей, составлявших когда-то ее славу. А между тем изучение наследия их чрезвычайно полезно.

    До революции имена просветителей К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, П.Ф. Каптерева были известны весьма широко. Это были не только блестящие учителя, но и активные общественные деятели.

    Одним из таких педагогов был Николай Федорович Бунаков (1837-1904). Демократ, последователь К.Д. Ушинского, теоретик и практик начального образования, он был широко известен как автор многократно переиздававшейся "Азбуки" и других книг по обучению грамоте. Он был "учителем учителей". Он провел десятки учительских съездов в разных губерниях России, переподготовив свыше 4000 учителей. На съездах он сочетал пропаганду своих методов обучения с практическим показом уроков и с "обсуждением заготовленных учителями и учительницами докладов по разным вопросам школы и школьного дела".

    Учительские съезды, проводимые Бунаковым, в особенности уральские (в Н. Тагиле, Ирбите, Шадринске), не ограничивались только учебным процессом, а превращались в "культурные праздники", проходившие под лозунгом процветания народного образования, занятий литературных кружков, встреч с передовыми людьми того времени. Такой съезд учителей Верхотурского уезда проходил на Нижнетагильском заводе 110 лет назад, в 1881 году.

    В дневниках, опубликованных уже после смерти, Николай Федорович вспоминал, как впервые попал на Урал, в губернскую Пермь (до нее добирался пароходом по Волге и Каме), а далее по железной дороге. "Нижнетагильский завод, принадлежащий Демидову, оказался целым городком с населением в 20 тысяч, с порядочными постройками, с театром, с монументами Демидову и Карамзину (сыну историка) на площади, с общественным садом на берегу озера (заводского пруда. А. Б.)"

    Вначале местом заседания был избран зал в доме заводского управителя, где провели открытие съезда, но позднее перешли в более удобное помещение театра, разместив на сцене временную школу из трех отделений – для практических занятий.

    "Надобно сказать, - писал в дневнике Бунаков, - что учительство Пермской губернии, собравшееся на Нижнетагильском съезде, представляло собой очень пеструю толпу: были молодые люди из духовной семинарии и гимназистки, прошедшие восемь классов, прогимназистки и ученики реального училища; но в общем это были мыслящие работники, много читающие и мыслившие, любящие учительское дело, школу и народ. Я близко и хорошо сошелся с ними и встретил в этой симпатичной среде чуть ли не больше, чем где-либо, душелюбия, сердечности, прямоты."

    Из верхотурских учителей больше всего Николаю Федоровичу пришелся по душе учитель из села Махнево А.И. Мартынов. Воспитанник шестидесятых годов, озаренных именем Чернышевского, А.И. Мартынов еще в юности выбрал путь служения народу и стал учителем, много сделав для развития образования в Ирбитском и Верхотурском уездах. Это был пытливый и грамотный человек, страстно любящий историю родного края, ставший одним из заметных краеведов конца века. Многие годы А.И. Мартынов являлся корреспондентом УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания). Им введено в оборот первое название краеведения - "родиноведение". Его книга "Краткий исторический очерк Пермской губернии и Верхотурского уезда" и стал первым учебником на Урале по родиноведению. А.И. Мартынов создал в Махнево одну из первых в уезде библиотек, он же организовал в 80-я годах краеведческую комиссию из учителей и земских деятелей, труды которой регулярно появлялись на страницах уральской печати.

    Здесь же на съезде Бунаков близко сошелся с членом училищного совета доктором П.В. Рудановским. Главный врач на Нижнетагильских заводах П.В. Рудановский имел степень доктора медицины, был избран членом Парижской академии наук и был автором ряда трудов, принесших ему общеевропейскую известность. П.В. Рудановский – один из главных инициаторов и учредителей УОЛЕ.

    Познакомился Николай Федорович и с горнозаводским Уралом. В его дневнике появилась запись: "... ездили в Верхне-Салдинский завод, где видели прокатку рельсов и бессемерование, т.е. приготовление стали непосредственно из чугуна посредством продувки воздухом и провели несколько приятных часов в семействе управляющего г. Поленова, человека высокообразованного и в высшей степени оригинального."

    К. П. Поленов, изобретатель русского бессемерования, задолго до изобретения Яблочкова создал электрический фонарь, а также весьма остроумный прибор для точной обрезки рельсов – фотометр. Наверняка при встрече с воронежским гостем были опробованы и другие изобретения уральца – мелодром (электромузыкальный инструмент) и проекционный фонарь, тем более что гость давно уже внедрял в школьную практику показ "туманных картинок".

    В Нижне-Салдинском заводе Бунаков побывал в доме управителя Н.А. Алексеева, "чрезвычайно милого и доброго человека".

    "Кроме массы личных наблюдений, - вспоминал позже Бунаков, -я вывез с Урала целую коллекцию минеральных богатств этого интересного края и несколько превосходных фотографий этой местности подаренных мне представителем земской управы Пермяковым и Н.А. Алексеевым."

    После окончания работы тагильская общественность устроила учителю торжественные проводы. С теплыми речами выступили представитель земской управы Пермяков, член училищного совета Рудановский, учитель Мартынов. Последний на память о съезде подарил Бунакову "красивое каменное пресс-папье местной работы (на яшмовой доске, с приличной надписью, ягоды и фрукты из разных камней, сердолика, селенита, орлеца и т. п. )".

    На проводы на вокзал собрались все слушатели курсов и новые друзья "учителя учителей". Состоялся дружеский обед. Николаю Федоровичу подарили много цветов, а когда он направился от вокзала в вагон, усыпали дорогу цветами, приветствуя его дружным "Ура!".

    Сто тридцать один учитель Верхотурекого уезда прошел, говоря современным языком, повышение квалификации на съезде, организованном Н.Ф. Бунаковым. Прогрессивные педагогические идеи "учителя учителей" падали, как семена в хорошо подготовленную почву, и способствовали развитию народного образования в крае.

Использованные источники:

    1. Н.Ф. Бунаков. Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. Спб. , 1909 г.

    2. А.Ф. Коровин. Верхотурский краевед А. И. Мартынов. Рукопись.

    3. "Уральский рабочий", 3 июля 1985 г.

    4. Календарь-справочник Свердловской обл. 1967, 1968, 1969 г. г.

    5. Советский энциклопедический словарь. См. Бунаков Н.Ф.

А.И. Брылин

Главная страница