Возвращаясь к нашим публикациям

Дом на Уральской

    В шестом номере "Тагильского краеведа" помещен материал Е.Н. Епанчинцевой "Из биографии старого дома" – о строении по улице Уральской,4, где сейчас располагаются мастерские Художественнго фонда РСФСР. Елена Никитична обнаружила в Нижнетагильском филиале Госархива документ, в котором утверждается, что дом этот планировался как общежитие для учащихся Нижнетагильского горнозаводского училища – детей служащих заводов тагильского округа. Строительство его продолжалось с 1903 по 1905 год.

    Несколько месяцев назад на чердаке одного из домов у Тагильского пруда были обнаружены старые снимки. Их передали в музей. Один из снимков показался особенно интересным. Публикуем его фотокопию в натуральную величину (см. следующую страницу).

Снимок был сломан и сильно выцвел. На нем запечатлен момент тожественной закладки какого-то здания. Не менее полутора сотни людей собрались на эту церемонию.

    Снимок был сломан и сильно выцвел. На нем запечатлен момент тожественной закладки какого-то здания. Не менее полутора сотни людей собрались на эту церемонию.

    И.А. Орлов высказал предположение, что на снимке запечатлено начало строительства Белокриницкой старообрядческой церкви в аксеновском подворье, на стыке улиц Уральской и Александровской (Ленина), во дворе здания, где нынче размещается горпромторг.

    Однако более детальное изучение снимка, определение точки съемки, проведенное сотрудником музея, хранителем коллекции кинофотофонодокументов И.Б. Коротковой и автором этих строк, показало, что снимок отражает момент закладки дома, о котором идет речь в документе Е.Н. Епанчинцевой.

    Рассмотрим снимок внимательно.

    Двухэтажное кирпичное здание справа – купеческий клуб. По воспоминаниям И.А. Орлоза, это был доходный дом Аксенова, где проводились маскарады, куда собирались поиграть в бильярд, карты.

    После революции, вплоть до середины 40-х годов, в этом здании располагался Первомайский клуб, а затем музей ИЗО. В 50-х – 60-х годах здание было реконструировано.

    Одноэтажный кирпичный дом слева сохранился почти без изменений.

    Слева на заднем плане – Входо-Иерусалимский собор.

    Большой интерес представляет группа людей в центре снимка. Кроме строителей, здесь священники, горнозаводское начальство, дамы с зонтиками, учащиеся. Интересно было определить, кто был здесь в качестве почетных гостей – ведь общежитие, согласно документу, предназначалось для детей заводской элиты. Рассмотрим увеличенный фрагмент центральной части снимка.

Увеличенный фрагмент центральной части снимка. Снимок был сломан и сильно выцвел. На нем запечатлен момент тожественной закладки какого-то здания. Не менее полутора сотни людей собрались на эту церемонию.

    В почетном ряду обращает на себя внимание высоким ростом и гордо поднятой головой А.О. Жонес-Спонвиль – в те годы управляющий всеми имениями наследников Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато. А в том, что это именно он, не сомневался ни один из экспертов (экспертизу проводили И.Б. Короткова, Е.Н. Епанчинцева, С.В. Бараев, И.Т. Коверда).

    Сергей Викторович Бараев, обладающий большой коллекцией фотоснимков, попытался определить других участников торжества. По его мнению, справа от Жонес-Спонвиля (в мундире, пальцы рук соединены) либо управляющий железным рудником горный инженер Соловьев, либо инспектор училищ, коллежский асессор Н.И. Кларк. Следующий – моложавый высоколобый человек с черной бородкой – торговец И.Ф. Уткин. Рядом с ним старик в белом пиджаке, держащий в руке шляпу – крупный торговец продтоварами А.О. Лошкарев (ему, между прочим, принадлежал дом по ул. Александровской (Ленина) рядом с кинотеатром "Искра", в котором до недавнего времени размещался Дом учителя). Правее Лошкарева черноволосый человек смотрит в объектив – бухгалтер Висимского завода Аркадий Ермилович Огибенин. Следующий лысый человек с черной бородой – А. Федоровский, крупный торговец железо-скобяными товарами.

    Соглашаясь в целом с определением присутствующих, у И.А. Орлова и автора этих строк имеются сомнения в том, что правильно идентифицирован И. Уткин. И.А. Орлов лично знал Илью Федоровича, знал его детей, и считает, что человек, изображенный на снимке, не Уткин. Мне же представляется, что на таком событии, как закладка здания для горнозаводских нужд, на событии, которое почтил своим присутствием сам Анатолий Октавович Жонес-Спонвиль, рядом с ним более соответствует находиться горно-заводскому начальству, чем торговым людям. Мне не приходилось видеть многих портретов И.Ф. Уткина. Но портреты Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло, талантливейшего инженера-металлурга, в то время управляющего Нижне-Салдинским заводом, на глаза попадались. Проверил себя, просмотрев его портреты в книгах "Повесть о трудолюбивом Груме" Ф. Вибе, "В.Е. Грум-Гржимайло" Н. Мезенина, в журнале "Урал" № 12, 1970 г. Такая же фигура, такой же высокий лоб, прическа, овал лица. Не он ли присутствует на торжестве?

    Конечно, это только мое предположение. Возможно, кто-либо из наших читателей поправит меня или дополнит список присутствующих. Да и трудно получить более качественное изображение со столь слабого снимка.

    Как бы то ни было, единовременное присутствие такой большой группы высокопоставленных гостей и горожан говорит о незаурядности события.

И. Коверда

 

 

Главная страница