Историко-бытовая экспедиция 1986 года в Выйском районе Нижнего Тагила

    В 1985-86 гг. комплексной экспедицией историко-революционного музея проводилось изучение Выйского района Н. Тагила. Общее руководство экспедицией осуществлялось археологом А.И. Рассадович. В этом районе находится комплекс улиц, сохранивших вогульскую топонимику, это древнейшая часть Выйского заводского поселка, возникшего в 1721-1722 гг. в период строительства Выйского железоделательного и медеплавильного завода.

    В связи с расширением жилищного строительства в городе происходит перепланировка улиц и снос старых домов.

    Объектом нашего исследования явилась та часть улиц вогульского комплекса, которая в ближайшем будущем подлежала сносу: Поперечно-Вогульская, Угловая, Короткая, а также ряд старых домов по улице Ермака.

    Историко-бытовая экспедиция работала в указанном районе с 1 по 15 июля 1986 г. Основная задача экспедиции: изучение русской деревни Вогульской XIX века и рабочего поселка XX века в этническом, социальном, историческом и этнографическом аспектах.

    Для экспедиции представляли интерес духовная жизнь, род занятий, трудовые традиции, рабочие династии, движение народонаселения, время возникновения улиц, являющихся объектом исследования, и история так называемой "Вогульской часовни".

    Исследование велось следующими способами:

    1. Анкетирование населения.

    2. Сбор экспонатов.

    3. Составление планов наиболее интересных с исторической точки зрения домов.

    4. Архивные поиски.

    В районе среднего течения р. Тагил и ее притока р. Выи топонимы "вогул", "вогульский" встречаются наиболее часто.

    До начала русской колонизации края на этой территории жили племена финно-угорского происхождения – манси или "вогулы", как называли их русские в XVII-XVIII вв.

    О мансийском поселении писали академик П.С. Паллас и краевед М.Я. Кривощеков. [1]

    Археолог О.Н. Бадер впервые определил возможное местоположение вогульского селения: [2]

    1. В районе ул. Большой и Малой Вогульских (сейчас улица Ермака и Вогульская) на левом берегу р. Тагил;

    2. На месте ул. Вогульской - Береговой (сейчас ул. Зерновая). Находки комплексной экспедиции историко-революционного музея, работавшей в 1985 г. в районе ул. Вогульской, Береговой-Вогульской, Поперечно-Вогульской и в устье р. Выи подтвердили версию О.Н. Бадера: археологические раскопки вскрыли наличие вогульских элементов (керамика, кость) в составе материальной культуры.

    В 20-40 гг. XVIII в. на левом берегу р. Тагил на месте нынешних так называемых "вогульских" улиц возник русский поселок, который стал называться "Вогульская деревня". Вероятно, в связи с близостью мансийского селения, топоним "вогульский" способом метонимии был перенесен на название русского поселка. [3]

    Вогульская деревня по Раздельному акту 1757 г. перешла к Н.А. Демидову вместе с Выйским заводов (ГАСО, Ф.59, оп.4, д.3399).

    С разделением Н. Тагильского поселка на "части" в 1825 г. Вогульская деревня (название это в 20-30 гг. XIX в. исчезает) вошла во II часть вместе с улицами Выйского заводского поселка. В конце XIX в. е связи с новым административным делением Тагила на 5 частей и 3 волости вогульские улицы вошли в состав II части Выйско-Никольской волости. (Гуськова Т.К. Материалы к исторической справке о "вогульском комплексе" в районе устья р. Выи и левого берега р. Тагил. Архив НТИРМ, с. 10).

    Район обследования включал в себя улицы: Угловую, короткую, Поперечную и Ермака.

    Улицы Поперечная и Ермака по времени застройки – один из самых старых в Выйском районе: в плане Выйского заводского поселка 60-х годов ХVIII в. в деревне Вогульской обозначена всего одна улица – будущая Большая Вогульская (ныне Ермака), ее пересекал переулок с двусторонней застройкой (в дальнейшем Поперечно-Вогульская, более позднее название Поперечная).

    Улица Угловая и Короткая образовались значительно позже. Улица Угловая стала застраиваться с 1949 г., улица Короткая – с начала 1950-х гг. Однако строительство домов №19 и 20 по ул. Короткой, по данным устного опроса, было начато еще в 1930 г.

    Застройка новых улиц велась на месте огородов жителей улиц Поперечной и Б. Вогульской.

    На улицы Угловую и Короткую переселились жители улиц Большой и Малой Вогульской, Липового Тракта. Существовала практика переноса домов: на ул. Угловую, дом № 5 был перенесен с ул. Липовый тракт, д.№8 - с ул. Вогульской. Вновь образованные улицы застраивались и приехавшими в Н. Тагил на рубеже 1940-х – 1950-х гг. жителями разных районов Урала.

    За время экспедиции обследовано 25 домов, опрошено около 40 человек (ул. Угловая, дд. 1-11, ул. Короткая, дд. 1, 7, 12, 16, 17, 18, 20, ул. Ермака, дд.6, 8, 10, 30; ул. Поперечная, дд.9, 10, 17).

    Сделаны выходы по адресам, сообщенным населением, и на улицы, расположенные рядом с районом обследования (ул. Ермака, д. 28, кв. 55; д. 47, кв. 1; ул. Садовая, д. 44, кв. 22; ул. Фрунзе, д. 28, кв. 6).

    В ходе обследования выяснено, что соотношение потомственных тагильчан и тагильчан первого поколения в районе обследования следующее: всего опрошено 25 семей, из них 9 – потомственные тагильчане, 12 – тагильчане первого поколения, 4 – смешанные семьи.

    Родословную потомственных тагильчан и круг их родства удалось проследить главным образом с середины XIX в.

    На основе устного опроса и архивных документов составлены две династии Челышевых, а также династии Опахниных, Лошкаревых, Анкудиновых, Мартыновых, Сыромятниковых, Балкусовых, Коренистовых. Приводим в качестве примера одну из них.

Династия Челышевых, Опахниных

Династия Челышевых, Опахниных

    В круг родства Лошкаревых входит династия потомственных железнодорожников Анкудиновых. Митрофан Иванович Анкудинов (1873-1917) работал слесарем в депо на станции Н. Тагил. Его сыновья Яков и Степан Анкудиновы – тоже железнодорожники. Яков Митрофанович Анкудинов имеет звание "Почетный железнодорожник", а его внучка Галина Сергеевна Анкудинова продолжила семейную традицию, сейчас работает инженером в Управлении Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги. (Данные выявлены в результате устного опроса).

    Челышевы – весьма распространенная фамилия жителей вогульских улиц Выйского завода.

    В 40-х годах XIX в. Григорий Челышев был сторожем вогульской старообрядческой часовни, находящейся на Поперечно-Вогульской улице. (ГАСО, ф.643, оп.1, д.766, л.5).

    В "Росписи о служащих Выйской заводской конторы с указанием их вероисповедания 1834 г." значится старообрядец Иван Челышев, угольный приемщик. (ГАСО, ф.643, оп.1, д.700, л.11 об.).

    Иван Челышев упоминается также и в следующем документе "Дело о миролюбивом разделе между братьями и сестрою: Александром, Игнатием, Евтихием, Нестером и Парасковьей Никифоровых Челышевых 1850 г" (ГАСО, ф.643, оп.1, д.968, л. 140-140 об.).

    У Никифора Лукоянова Челышева, умершего в 1839 г. было 3 брата: Семен, Иван и Матвей. По данным устного опроса Лесиной Надежда Семеновны и Белоусовой Веры Васильевны (потомков Челышевых) оказалось возможным проследить династию Челышевых с середины XIX в., начиная с Артемия Семеновича Челышева, рабочего Выйского медеплавильного завода. Сохранились семейные предания, что предки Челышевых были завезены из Тульской или Орловской губернии. К кругу родства Челышевых принадлежит династия Хлопотовых. Хлопотовых называли "ростовцевы" (вероятно намек на их происхождение), а предки Опахниных были выиграны в карты.

    Мы попытались сопоставить данные анкетирования и архивные документы и составить династию Челышевых с начала XIX в.

    Логично предположить, что Семен Лукоянов Челышев мог быть отцом Артемия Семеновича Челышева (1846-1923 г.). В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что в завещании упомянут "дом деревянного строения с принадлежащими службами и усадебного землею, состоящий в Выйском заводе в Вогульских улицах, называемая Поперечная на верхнем порядке, оставшийся "нераздельным" до достижения совершеннолетия всех детей Никифора Челышева. (ГАСО, ф.643, оп.1, д.968, л.141).

    По воспоминаниям краеведа Ивана Абрамовича Орлова, в начале XX в. на ул. Поперечной было три дома, принадлежавших Челышевым: самый старый из них – угловой дом, стоящий на Пересечении ул. Б. Вогульской (ныне Ермака) и ул. Поперечной. Вера Васильевна Белоусова, правнучка Артемия Семеновича Челышева, проживающая в этом доме, сообщила нам, что по семейным преданиям, дом был рублен на месте в ХVIII в. и здесь жили семь поколений Челышевых. Возможно, именно этот дом и упомянут в "Деле о миролюбивом разделе между братьями и сестрою Челышевыми".

    Фирст Челышев (1783-1860 г.), житель Выйского завода, был известен как кустарь-предприниматель, занимавшийся подносным промыслом в конце ХVIII-начале XIX в. [4] у него было 3 сына: Филипп (1816-1857), Иван (1830-?) и Хрисандр (1811-?)[5]. Пока у нас нет данных о том, занимались ли сыновья Фирста Челышева подносным промыслом или иным видом деятельности. Но сын Ивана Фирстова Челышева Гаврило Иванович Челышев (1852-?) имел столярную мастерскую по ул. Поперечной. Сын его Севастьян Гаврилович Челышев работал возчиком руды на Лебяжинском руднике. Старожили говорят, что на этой же улице у Челышевых был единоверческий "моленный дом". (Данные выявлены в результате устного опроса населения).

    Вера Васильевна Белоусова передала музею инструменты Александра Артемьевича Челышева (А.А.Челышев работал возчиком руды на Лебяжинском руднике, а в свободное от работы время занимался кузнечным делом) и часть обстановки дома Челышевых, а также сообщила адрес Надежды Семеновны Лесиной, внучки Артемия Семеновича Челышева. Мать Н.С. Лесиной Ирина Артемьевна Челышева вышла замуж за Семена Степановича Опахнина, потомственного рабочего Высокогорского железного рудника. До замужества Ирина Артемьевна жила на ул. Поперечной, и впоследствии ее муж дразнил таким образом: "Вас, вогул, оглоблей крестили". Отец Семена Степановича – Степан Федорович Опахнин, так же как и его дед, Федор Опахнин, работал на железном руднике. Через жену А.С. Челышева Устиныо Леонтьевну Колесникову Челышевы и Опахнины являются родственниками Хлопотовых. Пелагея Леонтьевна Хлопотова вышла замуж за Карпа Хлопотова. Их сын, Архип Карпович Хлопотов, открыл первый в Нижнетагильске кинематограф "Иллюзия" в 1911 г. Ульян Хлопотов имел пряничную фабрику.

    Надежда Семеновна Опахнина вышла замуж за Лесина Георгия Алексеевича. Его отец Лесин Алексей Александрович (1863-1921) окончил медицинский Факультет Казанского университета. В Нижнетагильске работал провизором, затем заведующим аптекой и в земской больнице. Старики помнят, что он был почетным гражданином Н. Тагильска.

    Надежда Семеновна Лесина передала в дар музею альбом Фотографий конца XIX-начала XX вв., в котором представлена коллекция фотографий семьи Левитских. Ряд фотографий имеет значение для исследования истории фотографии в Н. Тагиле. В альбоме Н.С. Лесиной представлены работы фотографов С. Александрова, П.А. Шестакова, А.А. Шестаковой. Альбом принадлежал Парасковье Ермиловне Левитской, жене детского врача Леонида Степановича Левитского. В альбоме – серия фотопортретов Александра Степановича Левитского – горного инженера, механика Сергиенско-Уфалейских заводов, управляющего Омутинским горным округом. [6]

    Александр Степанович вероятно окончил Горный институт в С. Петербурге. Основанием для подобного утверждения может служить ряд фотографий, на которых А.С. Левитский изображен, во-первых, в студенческой форме (на фотографии указан фирменный знак "Фотография К. Андерсон в С. Петербурге" и дата 1877 г.), во-вторых, в мундире горного инженера с академическим знаком.

    Отец братьев Левитских Степан Левитский был чертежником Н. Тагильского горного завода. (Козлов А.Г. Указ соч., с.66). В Н. Тагиле были известны несколько поколений Левитски, среди которых наиболее известна: протоиерей Входо-Иерусалимской церкви Григорий Дмитриевич Левитский, учитель Выйского народного училища Дмитрий Григорьевич Левитский, служащие уральских горных заводов Дмитрий Дмитриевич и Владимир Дмитриевич Левитские, учительница Эмилия Дмитриевна Левитская.[7]

    Пока не установлено, в какой родственной связи находятся потомки Степана Левитского и Григория Дмитриевича Левитского.

    Основной вид трудовой занятости для жителей вогульских улиц во II пол. XIX – начале XX вв. – это "вспомогательные работы": перевозка руды, заводских припасов. Например, Александр Артемьевич Челышев, Григорий Михайлович Балкусов, Никифор Маркелович Мартынов, Петр Тимофеевич Ситников имели своих лошадей и занимались перевозкой руды на Лебяжинском и Высокогорском рудниках.

    Этот вид деятельности был традиционным не только для мужчин, но также для женщин и подростков. Например, Анна Григорьевна Балкусова с 10 лет работала "гонщицей" на лошадях на Лебяжинском руднике.

    Среди населения вогульских улиц встречаются потомки рабочих Выйского медеплавильного и Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного заводов.

    Из кустарных промыслов были распространены: столярный, кузнечно-клепальный, кожевенный, маслобойный. На улице Поперечной находились: столярная мастерская Гаврила Ивановича Челышева и маслобойная фабрика, так же принадлежащая Челышевым. Согласно архивным данным в начале XIX в. на ул. Поперечной находилась маслобойная фабрика, помещение которой в 1815 г выйский житель Ефим Сиротин приспособил под старообрядческую часовню. (ГАСО, ф. 643, оп.1, д.766, л.5, 24, 25).

    Трофим Иванович Патокин имел кожевенный завод по ул. Б. Вогульской (ныне Ермака). Это было довольно крупное предприятие, на котором работало около 50 человек.

    Кузнечно-клепальным промыслом занимался Артемий Семенович Челышев (ул. Б. Вогульская). Аника Петрович Лошкарев "работал ковши", имел кузницу по ул. Новой (сейчас Семенова).

    Есть единичные Факты существования отходничества во II полугодии XIX века среди населения Выйского поселка. Например, Иван Калистратович Ситников, работавший поденщиком на перевозке руды и леса на Лебяжинском руднике, впоследствии стал старателем на золотых приисках Н. Тагильского округа. Но отходничество, по рассказам старожилов, было редким явлением в XIX веке в обследуемом районе.

    Изучая состав населения улиц Вогульского комплекса, удалось проследить, что в 1930-е годы происходит движение народонаселения в Н. Тагил: увеличивается приток неквалифицированной рабочей силы – крестьяне из близлежащих деревень и различных районов Урала. В 1930-е годы в Н. Тагиле разворачивалось большое промышленное строительство: почти одновременно строились Уралвагонзавод, мощный металлургический завод, коксохимический и огнеупорный заводы. На новостройки Н. Тагила приезжают рабочие-строители и специалисты. Так, отец Г.П. Мартынюка, ул. Угловая, 6 – Петр Ильич Мартынюк – инженер-строитель, в Н. Тагил приехал в 1935 г. с Украины на строительство Уралвагонзавода.

    Феодосья Лукояновна Капитонова (ул. Ермака, 47-1) приехала в Н. Тагил в начале 1930-х годов из деревни Сарапулка Петрокаменского района. Родилась Ф.Л. Капитонова в семье потомственных горщиков. Сохранились семейные предания, что ее дед Павел Семенин был выигран в карты и привезен в деревню Мостовая. Жители деревни Сарапулка издавна занимались добычей и огранкой драгоценных камней. Алексей Лукоянович Семенин, брат Ф.Л. Капитоновой, был известен на Урале, как искусный горщик. Сводный брат Ф.Л. Капитоновой – Павел Маркович Жданов имел станок для огранки самоцветов. Лукоян Павлович Семенин, отец Ф.Л. Капитоновой, занимался добычей самоцветов, был приказчиком на руднике Ватиха в 1890-1910 гг.

    Краевед И.Я. Кривощеков писал, что Ватиха – это копи для добычи самоцветных камней, расположена на правом берегу р. Нейвы к востоку от села Мурзинского в 5 веретах. Драгоценные камни добывались местными крестьянами вскрышными работами, а иногда шурфами.

    А.П. Семенин отвозил добитые самоцветы на продажу в С. Петербург. Лукоян Павлович хранил самоцветы в особой кожаной сумке, с которой он изображен на фотографии, сделанной в конце XIX в. в С. Петербурге.

    Кроме Фотографий Ф.Л. Капитонова передала в музей обрядовую одежду – косоклинный сарафан с позументом и женскую рубашку, украшенную строчкой. Сарафан отделан медными пуговицами со вставкой небольшого размера (предположительно из хрусталя).

    В деревне Сарапулке гранили в основном мелкие камни, которые называли "сыпь". Возможно, эти мелкие камни использовались для украшения пуговиц.

    Во время экспедиции удалось собрать более полусотни различных экспонатов. Это и старинные монеты и иконы, фотографии, предметы быта и культуры, образцы одежды, личные документы.

    Фотоснимки части экспонатов приводятся в данной публикации.

 Монета "деньга" 1793 года с изображением Георгия Победоносца и вензелем Екатерины II. Колывансккй монетный двор

Монета "деньга" 1793 года с изображением Георгия Победоносца и вензелем Екатерины II. Колывансккй монетный двор

Монета "2 копейки" 1799 года с вензелем Павла I. Екатеринбургский монетный двор.

Монета "2 копейки" 1799 года с вензелем Павла I. Екатеринбургский монетный двор.

Икона старообрядческая "Николай Чудотворец со святыми". Латунь, литье. I половина XIX века.

Икона старообрядческая "Николай Чудотворец со святыми". Латунь, литье. I половина XIX века.

Групповой снимок семьи Опахниных. Конец XIX века

Групповой снимок семьи Опахниных. Конец XIX века

Сарафан старообрядческий косоклинный с позументом.

Сарафан старообрядческий косоклинный с позументом.

    В ходе обследования удалось установить, что сведения о вогулах, о вогульских обычаях практически не сохранились.

    Некоторые из опрашиваемых, преимущественно пожилого возраста, считают, что топоним "вогул" – это синоним старообрядца, кержака, "вогулы" – это жители вогульских улиц, утверждают другие.

    Явно под влиянием позднейшей информации из исторической литературы отдельные жители обследуемого района сообщают, что "вогулы" – это народ, первый заселивший эту местность.

    Принадлежность к тому или иному вероисповеданию определить трудно, т.к. опрашиваемые часто не знают различий между старообрядчеством и единоверческой церковью, а население более молодого розраста вообще не имеет представления о религии своих предков.

    По данным устного опроса из предков потомственных тагильчан и круга их родства, в конце XIX-начале XX вв. к единоверческой церкви принадлежали Челышевы, Фомичевы, Лошкаревы; к старообрядчеству – Черняевы, Балкусовы. Большинство семей было православного вероисповедания: это Сыромятниковы, Мартыновы, Швецовы, Ситниковы, Плешковы, Кузнецовы, Чудновы, Стариковы.

    Смена вероисповедания происходила по разным причинам. Артемий Семенович Челышев, старообрядец, перешел в единоверчество, женившись "убегом" в 1860 г. на Устинье Леонтьевне Колесниковой. Иногда возможны были смешанные браки между единоверцами и старообрядцами и православными. Елизавета Даниловна Фомичева из семьи прихожан единоверческой Троицкой церкви вышла замуж за старообрядца Черняева Александра Александровича. Жительница Кушвинского завода Евдокия Нефедовна Лавкова, старообрядческой секты, перекрестилась в православную веру, выйдя замуж за Ивана Саватеевича Панкова, православного.

    Как известно, в ХVIII – начале XIX вв. основной состав деревни Вогульской – старообрядцы ("кержаки"). Это были приписные крестьяне, занимавшиеся вспомогательными заводскими работами, переселенные на Выйский завод.[8]

    На Нижнетагильских заводах, как и по всей России со второй четверти XIX века "запечатывались" раскольнические часовни, наиболее "ожесточенных" раскольников исключали из штат служащих, подвергали наказаниям. Начавшаяся кампания фактически насильственного обращения старообрядцев в единоверие, в значительной степени изменила соотношение религиозной принадлежности жителей деревни Вогульская.

    В 1838 г. в Вогульской деревне числилось единоверцев 42 души обоего пола, принадлежащих к новоотдельному приходу единоверческого священника Иоанна Пырьева. В 1843 г. "из состоящих при Вогульской раскольнической часовне прихожан присоединилось к единоверцам 294 души обоего пола". (ГАСО, ф.643, оп.1, д.766, 35).

    Число единоверцев Вогульской деревни за 5 лет (с 1838 по 1843 гг.) увеличилось более, чем в 6 раз, но при этом в 1843 г. число раскольников было вдвое больше, чем единоверцев: 706 раскольников и 294 единоверцев обоего пола.

    В результате устного опроса населения удалось установить, что в начале улицы Поперечно-Вогульской находилась сначала старообрядческая, а затем единоверческая часовня, помещение которой в 1930 г. использовалось под магазин. Археологическая разведка, проведенная экспедицией историко-революционного музея в 1985 г., подтвердила данные устного опроса. Но подробных сведений об этой часовне никто из опрашиваемых сообщить не мог.

    Когда и кем была построена часовня – эти вопросы оставались открытыми.

    Ответить на поставленные выше вопросы помогло обнаруженное нами в ГАСО дело "О вогульской часовне" (1838-1845 гг. (ГАСО, Ф.643, оп.1, д.766).

    "Раскольническая часовня, состоящая в деревне Вогульской, была устроена в 1815 г. из маслобойной фабрики жителем Выйского завода Ефремом Карповым Сиротиным."

    15 августа 1821 г. в деревне Вогульской был пожар, и во избежание распространения пожара на усадьбу Сиротина, часовня была "много поломана", а затем "исправлена на счет старообрядческого Выйского общества".

    В марте 1838 г. раскольники Вогульской деревни пригласили для богослужения в часовне единоверческого священника Иоанна Пырьева. Причиной этого необычного поступка было опасение, что Вогульскую часовню "запечатают", т.е. закроют, как закрыли ранее раскольническую часовню Выйского завода.

    По приказу главного начальника горных заводов хребта Уральского генерал-лейтенанта Глинки по этому делу было проведено формальное следствие.

    В 1840 г. администрация заводов Нижнетагильского округа с целью передачи Вогульской часовни единоверцам Выйского завода вынудила Ефрема Сиротина: "благословить" усадьбу сыну Полиекту, принадлежащему к единоверческой церкви: "Я, нижеподписавшийся, житель Выйского завода, Ефрем Карпов Сиротин, дал сию подписку управлению Нижнетагильских заводов о том, что оставленный мною в наследство сыну моему Полиекту Сиротину дом с усадебною под ним землею и всею на ней постройкою, в улице, называемой Поперечною Вогульскою, есть ныне собственность Полиекта, в которой ни я, ни другие наследники мои, никто и нипочему не можем вступаться, а волен он, Полиект, поступать с тем домом и принадлежащим к нему строением и усадебною землею, как единственный и настоящий его хозяин...

    Вероятно, надеясь помешать передаче часовни единоверцам, Ефрем Сиротин в том же году бежал – "самовольно отлучился из дому своего неизвестно куда".

    В донесении управляющего Д.В. Белова исправнику Нижнетагильских заводов от 22 марта 1844 г. сказано: "Отсутствие крестьянина Выйского завода Ефрема Сиротина ни в коем случае не может служить препятствием в передаче единоверцам Выйского завода состоящей на усадьбе Сиротина часовни, тем более, что сын его настоящий владелец этой усадьбы. Поликарп Ефремов Сиротин согласен передать ту часовню обществу единоверцев, к которому и сам принадлежит."

    Нельзя с полной уверенностью сказать, когда была Вогульская часовня передана единоверцам, в 1845 г. или позже, но в воспоминаниях жителей Вогульских улиц в конце ХIХ – начале XX вв. часовня была единоверческой.

    В результате обследования вогульских улиц историко-бытовой экспедицией НТИРМ удалось выяснить рабочие династии, место их работы, зафиксировать бытовые условия, трудовые традиции; установить основной вид занятости в середине XIX – начале XX вв., кустарные промыслы, духовную жизнь жителей Выйского поселка, движение народонаселения.

    Обнаруженные в районе обследования экспонаты – предметы материальной культуры, иконы, Фотографии, документы, датируемые II половиной XIX – началом XX вв.

    Исследования района Выйского поселка нужно продолжить в нескольких направлениях:

    1. Продолжить обследование улиц вогульского комплекса.

    2. Расширить район обследования; установить границы района распространения топонима "вогульский", провести общее обследование этого района.

    3. Выяснить адреса бывших жителей вогульских улиц.

    4. Включить в район обследования улицы, прилегающие к вогульскому комплексу.

    Для изучения района распространения топонима "вогульский" определенный интерес представляет обнаруженный в ГАСО чертеж "План месту вогульского поля застроенному и незастроенному 1834 г.". (ГАСО, ф.642, оп.1, д.3099).

    "Вогульским полем" условно была названа в 1985 г. территория в устье р. Выи, где вела раскопки экспедиция НТИРМ под руководством археолога А.И. Рассадович. Результаты раскопок подтвердили предположение о том, что в устье р. Выи находилось мансийское святилище.

    Но топоним "Вогульское поле", судя по чертежу 1834 г., имеет более ранее происхождение и относится к территории на левом берегу р. Тагил, ограниченной слева лесом и справа – улицами Тагильский Криуль (сейчас ул. Черных) и Фокинская (сейчас ул. Аганичева).

    На чертеже имеется резолюция: "Посему плану отводить места дозволяются сентября 12 дня 1834 г. Дмитрий Белов". На плане обозначены отведенные усадебные места с указанием фамилий застройщиков: Никон Мармонов, Перфил Рыбников, Никита Замураев, Самойла Зверев, Павел Козмин, Фрол Францев, Лука Нагин, Степан Струков, Иван Плотников.

    В район обследования следует включить территорию бывшего "Вогульского поля".

    Нужно отметить, что в обработке экспедиционных материалов большую роль играют архивные исследования: обнаружен план "Вогульского поля", восстановлена история Вогульской часовни, составлена династия Челышевых.

    В дальнейшем необходимо в большей мере сочетать полевую работу и архивные исследования, проверять и уточнять данные устного опроса населения архивными документами, изучать метрические книги (фонд Екатеринбургской духовной консистории), ревизские сказки и штаты работных людей заводов Н. Тагильского округа.

    Об авторе.

    Татьяна Владимировна Комшилова в 1985 году закончила исторический факультет Уральского государственного факультета. С 1984 года работает сотрудником Н-Тагильского музея-заповедника горнозаводского дела.

    [1] Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. кн. I, ч II., с.86, с.260

    Кривощеков М.Я. Словарь Верхотурского уезда. Пермь, 1910, с.586-589

    [2] Бадер О.Н. Основание и история старого Тагила. НТИРМ, с. 7-8.

    [3] Гуськова Т.К. Материалы к исторической справке о "вогульском комплексе" в районе устья р. Выи и левого берега р. Тагил, архив НТИРМ, с. 7

    [4] Максяшин А.С. Из истории развития росписи по металлу в Н. Тагиле в ХVIII-ХХ вв. архив НТИРМ Ф.З, оп.5, с.5

    [5] ГАСО, ф.643, оп.1, д.196, л.159-160

    [6] Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале ХVII-начала XX вв. Свердловск, 1981, с.65.

    [7] Фонды Н. Тагильского историко-революционного музея. ТМ-2824, 2825, 2832, 2859.

    [8] Черкасова А.С. Мастеровые и работные люди Урала в ХVIII в. М., 1981, с.206-211

Т.В. Комшилова

 

 

Главная страница