Мой адрес – не дом и не улица...
(ещё немного об истории гражданского строительства)
Наверное нет таких, кто бы не видел комедию режиссёра Рязанова "Ирония судьбы или С лёгким паром!". Сейчас мало кто знает, что в самом начале фильм хотели запретить к широкому показу, как "искажающий и порочащий советскую действительность". Если вы помните, фильм начинался с мультипликационного пролога на тему засилья типовых проектов и повсеместного распространения одинаковых домов, улиц и микрорайонов в различных городах страны Советов. Пролог не понравился некоторым заслуженным архитекторам, проектировщикам, а также руководству Министерства жилищно-гражданского строительства. Фильм отстояли, но в течение некоторого времени он выходил без этой мультипликационной заставки.
Действительно, бурное строительство жилья в СССР в начале 60-х отмечено распространением типовых зданий – безликих, не всегда и не во всём удобных, но зато дешёвых. Именно дешевизна и стала главной причиной того, что в сфере жилищного и гражданского строительства типовые проекты начали стремительно вытеснять индивидуальные. Такая тенденция распространялась не только на жилые многоквартирные дома, но и на здания культурно-бытового назначения – дворцы и дома культуры, кинотеатры, здания общепита, гостиницы, школы и детсады. С одной стороны такая унификация была удобна: она позволяла не только сократить сроки строительства, но также позволяла заранее спланировать статьи расходов на подведение коммуникаций, закупку мебели и оборудования. С другой стороны "типовуха" обезличивала города, делая их похожими один на другой.
Похожесть типовой
архитектуры иногда приводила и приводит до сих
пор к забавным ситуациям, которые время от
времени пополняют копилку городских легенд.
Так, зимой 1978-го в такси у гостиницы "Северный
Урал" сел изрядно подвыпивший гражданин,
который попросил отвезти его к кинотеатру
"Космос". Водитель такси, сам жил в Нижнем
Тагиле недавно, и о таком кинотеатре не слышал. Не
слышали о кинотеатре "Космос" ни диспетчеры,
ни ветераны таксопарка. Пассажир настаивал и
уверял, что кинотеатр называется именно
"Космос", и что он в прошлом году уже был в
нём. В конце концов искомый кинотеатр нашёлся на
Вагонке.
Кинотеатр "Россия" в Нижнем Тагиле
А подвыпившим киноманом оказался командированный инженер из города Тольятти...
Кинотеатр "Космос" в г. Тольятти
Кстати, братьев-близнецов у нашего к/т "Россия" по всему бывшему СССР настроили достаточно.
Кинотеатр "Радуга" в г. Белгород
Кинотеатр "Мир" в г. Невиномысск
С другим тагильским кинотеатром – "Современником" – тоже связана интересная история. Когда было начато строительство нового очага культуры, городскими властями был объявлен конкурс на его лучшее название. В итоге, победило название "Современник".
Кинотеатр "Современник" в Нижнем Тагиле
Тогда никто не обратил внимания на имя победителя конкурса. Городские и областные газеты писали, что "новый кинотеатр стал подарком тагильских архитекторов и строителей XXIV съезду КПСС, и воплотил в себе все самые новаторские разработки..." Много позднее выяснилось, что кинотеатр был построен по типовому проекту 264-13-1/70 – "Широкоформатный кинотеатр на 800 мест из местных материалов", разработанному ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортсооружений в 1965-1970 гг., и авторы проекта назвали его "Современник".
"Братьев" у нашего "Современника" также достаточно.
Кинотеатр "Современник" в Минске
Кинотеатр "Искра" в Уфе
Кинотеатр "Буревестник" в Геленджике
Кинотеатр "Россия" в Виннице
Ещё больше "сестёр" у нашей гостиницы "Тагил", которая появилась в городе в 1976 году.
Гостиница "Тагил"
Гостиница "Жигули" в Тольятти
Гостиница "Советская" в городе невест Иваново
Гостиница "Восход" в Комсомольске-на-Амуре
Гостиница "Оренбург" в Оренбурге
Гостиница "Беларусь" в Гродно
Гостиница "Азимут" в Уфе (ныне отель "Уфа")
Гостиница "Томск" в Томске
Гостиница "Волна" в г. Чайковский Пермского края
Гостиница "Меридиан" во Владивостоке
Гостиница "Лида" в г. Лида (Белоруссия)
Справедливости ради надо
сказать, что "типовуха" появилась не на
пустом месте.
В 30-40-50-х гг. в Советском Союзе весьма популярными
были так называемые "индивидуальные проекты
повторного применения". В Нижнем Тагиле самым
известным зданием, построенным по такому
проекту, является Драматический театр им. Д. Н.
Мамина-Сибиряка.
Когда театр сдавали в 1955 году, тагильчан уверяли,
что здание спроектировано специально для нашего
города известным ленинградским архитектором
Александром Тарасенко, и аналогов не имеет. О том,
что годом ранее в столице Белорусской ССР по
этому же проекту был построен Дворец культуры
профсоюзов, жители Нижнего Тагила не знали
довольно долго.
Дворец культуры профсоюзов в Минске (фото 1956 г.)
Дворец культуры профсоюзов в Минске (фото 2000-х г.)
Хотя внешне оба здания отличаются деталями, построены они были по одному проекту. Позднее этот же проект был повторён в Петрозаводске, Витебске и некоторых других городах. В каждом случае в проект вносились какие-то изменения, иногда довольно значительные, но основа проекта оставалась неизменной.
Немного другая история у здания Дворца культуры металлургов, которое было спроектировано архитектором Военпроекта Владимиром Николаевичем Емельяновым.
Проект ДК НТМЗ показался настолько удачным, что в 1955 году его использовали для постройки Дворца культуры химиков в городе Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области.
Дворец культуры химиков в г. Дзержинске (фото 2000-х г.)
Тему городской архитектуры мы обязательно продолжим в наших следующих выпусках.
17.06.2015