200 дней на передовой

    2 февраля 2018 года исполнилось 75 лет победы советских войск в Сталинградской битве. Это было одно из самых кровопролитных сражений в истории человечества, именно оно стало переломным и коренным образом повлияло на исход Великой Отечественной войны. Вклад уралвагонзаводцев в эту победу бесценен. Кровью на полях сражений и потом в трудовом тылу они отстояли Сталинград наравне с миллионами советских граждан.

Семен Журавлев (слева) с боевым товарищем на сталинградском фронте. Июль 1942 года

Семен Журавлев (слева) с боевым товарищем на сталинградском фронте. Июль 1942 года

    Семен Афанасьевич Журавлев воевал на сталинградском фронте.

Благодарность с фронта. 1943 год

Благодарность с фронта. 1943 год

    Трудовую деятельность на тагильском промышленном гиганте Семен Журавлев начал еще во времена строительства предприятия. Двадцатилетним он пришел на Уралвагонстрой. С 1934 года работал в цехе колес Гриффина мастером, затем технологом, начальником смены. Активная жизненная позиция, неравнодушие к проблемам рабочих, искренняя вера в идеалы того времени привели его к общественной работе: сначала он стал предцехкомом, затем с 1938 по 1940 год являлся председателем завкома профсоюза.

    Войну он встретил в должности начальника снабжения завода. Как только узнал о нападении фашистской Германии на нашу страну, срочно выехал в другой город за необходимыми для производства литыми деталями. Привез – и сразу записался добровольцем. 29 июня 1941-го начался его путь по фронтовым дорогам и полям сражений, а закончился на крыльце Рейхстага 9 мая 1945 года. Семен Афанасьевич – один из немногих, кому посчастливилось пройти Великую Отечественную от начала до конца (а было таких бойцов всего лишь три процента от общего количества воевавших).

У подножия Рейхстага. 1945 год

У подножия Рейхстага. 1945 год

    Среди многочисленных наград Семена Журавлева – орден Красной Звезды (1942 г. за Сталинград) и медаль "За оборону Сталинграда". Вот что он вспоминал о тех днях:

    "10 июня 1942 года меня выписали из госпиталя, располагавшегося на Вагонке в школе № 9, где я восстанавливался после тяжелого ранения, полученного в боях под Смоленском. Вручили мне направление в Академию имени Фрунзе. Но пять дней пребывания в академии показались длинными, и я выпросился на фронт. Был назначен парторгом 94-го гвардейского минометного полка. В жаркий июльский день наш полк "Катюш" промчался по Красной площади на погрузку в эшелоны. Рабочие Москвы на митинге призвали нас бить врага беспощадно".

    На станции Поворино немецкая авиация разбомбила эшелоны. Пришлось дальше идти "своим ходом" – на машинах. Пейзажи, встречающиеся по пути, ужасали: горели села, станции, элеваторы с хлебом. Полыхала сталинградская степь. Рвались патронные склады. Комиссар полка получил ранение и поручил исполнять свои обязанности Семену Афанасьевичу.

    "Немцев встретили на Дону, – вспоминал Семен Журавлев. – Невозможно все описать... Были бои за совхоз и станцию Котлубынь, за разъезд Конный, Ерзовку. За город Сталинград. За каждую балку, сопку, высоту... Если первую зиму до ранения я воевал всего одну сотню дней, то здесь, на Сталинградском и Донском фронтах, передний край держал меня в своих руках 200 суток – с июля 1942 года по февраль 1943-го. Только однажды была передышка, когда немцы были в полном окружении, и все попытки их прорваться на Москву были сорваны".

    Одним из самых памятных событий тех дней для Семена Афанасьевича стала встреча с выдающимся полководцем Великой Отечественной войны Георгием Константиновичем Жуковым.

    "В блиндаж на валу Анны Ивановны, где мы сидели с сержантами и обсуждали свои дальнейшие планы, пришел отрекомендовавшийся членом Военного Совета фронта товарищ Жуков. Я представился ему. На маленьком столе горела коптилка-гильза от 45-мм снаряда, заполненная бензином и заправленная фитилем из шинельного сукна. Стоял горячий чайник. Мы пригласили товарища Жукова за стол. Он сел. Старшина Лейгин предложил ему чаю, печенья, сахару, масла. Он выпил чаю и больше ничего не трогал, а спросил: "Чей паек?" Мы уверяли, что это мы угостили своим пайком и нам хватает. Но товарищ Жуков, кроме чая, ничего не брал.

    После ответов на его вопросы о нашей жизни и быте сержант Вождаев попросил разрешения спросить. Товарищ Жуков разрешил. "А долго ли мы будем ждать у моря погоды?" "Ведь скоро зима", – добавил сержант Айсин. Еще более повеселевший Жуков отвечал на все наши вопросы смело, уверенно и просто.

    "Подождите немного", – говорил он. – А что касается, что скоро зима, то это не хуже, а лучше. Уничтожим авангард фашистов и погоним их до самого Берлина. Вот тогда вы заживете. На столе у вас и закуска хорошая появится".

    Меня как старшего по званию и должности он попросил проводить его на наблюдательный пункт командира полка. Я это сделал с большим желанием и осторожностью и даже с некоторым опасением за его жизнь... Пули посвистывали всю дорогу..."

    Жуков не ошибся. Отстояли Сталинград, затем были Курск, Варшава, Берлин... После окончания войны Семен Афанасьевич служил в Германии. Демобилизовавшись, вернулся на завод и отдал предприятию и, в частности, литейному производству Уралвагонзавода еще много лет трудовой деятельности. В жизнь вошли новые мирные задачи, проблемы и переживания. Но оборона Сталинграда навсегда осталась в памяти.

    "Здесь, в степях сталинградских, мы одели погоны, на грудь прицепили знаки гвардии, здесь мы прошли настоящую боевую школу. Указом Верховного Совета СССР наш полк был награжден орденом Красного Знамени. Товарищ Сталин объявил нам благодарность. А потом у всех на гимнастерках заблестели медали "За оборону Сталинграда", – писал Семен Журавлев в мемуарах.

Елена ТРАВНИКОВА.

    Фото из архива Выставочного комплекса Уралвагонзавода.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 19.01.2018, №2.

 

 

Главная страница