Дорогами войны

    Зинаида Николаевна Сметанина (Смирнова) со своим братом Александром Николаевичем Смирновым были эвакуированы на Уралвагонзавод в 1942 году из Калининской области. Они чудом остались в живых: деревню Плюснинское фашисты сожгли дотла. На Уралвагонзаводе Зинаида принимала участие во внедрении сварки брони танков под слоем флюса, была мастером, обучала молодежь. Об этом есть воспоминания академика Патона "Калининские девчата". Александр Николаевич работал в цехе 740 калильщиком. Александр Васильевич Сметанин в годы войны работал токарем, впоследствии – мастером ФЗО.

Прокопий Сметанин отправляется на фронт после ранения. 1942 год

Прокопий Сметанин отправляется на фронт после ранения. 1942 год

    Прокопий Афанасьевич Сметанин с декабря 1939 года по ноябрь 1940-го воевал с Финляндией в 533-м мотострелковом полку, а с 25 июня 1941 года был призван в Красную армию. Пути 115-го отдельного мотоинженерного батальона и 18-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона, в которых воевал Прокопий Афанасьевич, можно проследить по благодарностям от Верховного Главнокомандующего, Маршала СССР Иосифа Сталина: за прорыв сильно укрепленной обороны немцев западнее Ковеля с выходом к реке Западный Буг; за освобождение города Ковеля; за овладение городом Альтдамом и ликвидацию укрепленного пункта по правому берегу Одера восточнее Штетина; за прорыв обороны немцев на западном берегу Одера; за овладение крепостью Прага – предместьем Варшавы и важным опорным пунктом обороны немцев на восточном берегу реки Вислы; за овладение столицей Польши городом Варшавой; за завершение окружения города Берлина; за овладение городом Бранденбургом; за овладение столицей Германии городом Берлином – центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии.

Прокопий Сметанин (в первом ряду слева) с боевыми товарищами. 1945 год

Прокопий Сметанин (в первом ряду слева) с боевыми товарищами. 1945 год

Благодарность Сметанина

Корнил Шестаков

Корнил Шестаков

    Прокопий Сметанин награжден медалями "За боевые заслуги", "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы" и другими. После войны работал в автоцехе Уралвагонзавода, Тресте № 88, отделе 65 УВЗ. В Тресте № 88 был председателем ДОСААФ, награжден знаком "За активную работу".

    Корнил Логинович Шестаков – единственный шофер УВЗ, который работал без ноги, с протезом, водителем автобуса ЗИС. До 1961 года Корнил крутил баранку, потом работал инструментальщиком в цехах 260 и 251.

    На фронт Корнила Логиновича призвали 23 июня 1941 года. Ногу он потерял при авиаударе под станцией Мга, под Ленинградом. Успел перетянуть остаток ноги ремнем от винтовки и потерял сознание. Очнулся в госпитале в Перми. Вылечился, сделали протез, и он пошел работать в цех 930. Я, малец, с ним ездил, учился шоферскому делу. Были и в командировках, спали прямо в автобусе, мне было лет 10-11. Умел он делать все – чинить часы, ремонтировать машины, рисовать… Он награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, многими медалями.

    Николай Семенович Смирнов тоже воевал, был тяжело ранен и умер в госпитале. Похоронен на воинском кладбище в Ярославле. Красные следопыты нашли его могилу и сообщили об этом.

Владимир СМЕТАНИН, ветеран УВЗ.

    Фото из семейного архива автора.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 20.11.2015, №45.

 

 

Главная страница