Какой я увидела культурную жизнь Нижнего Тагила в годы войны

    Выехав в мае 1942 года из блокадного Ленинграда, я с восьмилетней дочерью несколько месяцев колесила по России, ища пристанища, и, наконец, осела в Нижнем Тагиле.

    Я еще не пришла в себя. Несмотря на интересную работу в эвакуированном в Тагил Криворожском горнорудном институте я была в отупелом состоянии и жила в тяжелейших бытовых условиях. Поэтому я даже не представляла себе, существует ли какая-либо культурная жизнь в городе, приютившем меня.

    А в военные годы культурная жизнь города обновилась и стала очень значительной. Постепенно я втянулась в нее и совершенно ожила.

    К началу войны в Тагиле была своя, коренная интеллигенция: врачи, педагоги, работники краеведческого музея и др. Это были умнейшие люди, энтузиасты своего дела и бессребреники, отдававшие все силы любимому городу.

    В годы войны в Тагил съехалась интеллигенция Москвы, Харькова, Одессы, Ростова, Ленинграда. Приехал в полном составе Ленинградский новый театр, позже переименованный в театр имени Ленсовета. Он был эвакуирован из Ленинграда на восток, а затем переехал на Урал и осел в Тагиле. Это был театр со своими традициями и прекрасными актерами, так же как Кузнецов (один из первых исполнителей роли Ленина на сцене), молодой красавец Лебедев. На главных ролях била занята талантливая, темпераментная актриса Будрейко. Возглавил театр Сушкевич. Всех их поселили в старой гостинице на улице Ленина, а игрались спектакли, за неимением театрального здания, в вале ДК железнодорожников у вокзала. Поэтому у многих тагильчан того времени с этим клубом связаны самые лучшие воспоминания. Театр бурно посещался. С трудом доставали билеты, особенно на премьеру "Мария Стюарт". Шла она в старой, декламационной манере, но передавала романтизм трагедии и увлекала зрителей. Хорошо был инсценирован роман Мопассана "Милый друг", иного раз ходили мы на "Скупого" Мольера, в роли которого буквально потрясал Таскин. В репертуаре театра было около двадцати пьес. Роль его в жизни города была огромна. Было много выездных спектаклей, утренников для детей.

    До его прибытия в Тагил мы ходили на спектакли драмкружка, в труппу которого были включены и профессиональные актеры. Его спектакли: "Жди меня!", "Петр I" - оставили очень сильное впечатление. Узнав о переводе Ленинградского театра в Тагил, местный театр перебазировался в какой-то из ближайших городов. С некоторыми из его актеров, и, прежде всего, с талантливым, увлеченным режиссером мне привелось встретиться на одном из собраний в редакции местной газеты. Это был еще один деятельный очаг культуры. Там устраивались читки новых пьес с последующим их обсуждением, разбор спектаклей. На эти заседания могли приходить все желающие, и я постоянно бывала там и отдыхала душой.

    Запомнились события, сыгравшие большую роль в сплочении местной и приехавшей интеллигенции.

    Одно из них - съезд писателей Урала и Украины (тех из них, кто оказался в Тагиле). Я присутствовала на всех трех заседаниях, слушала много интересных выступлений, среди которых особенно запомнилась речь детской украинской писательницы, кажется, Иваненко.

    И совершенно незабываемым остался П.П. Бажов, принимавший активное участие в заседаниях. Он был уже очень стар. Но говорил живо, заинтересованно, исчерпывающе отвечал на вопросы собравшихся. Особенно оживленной была его беседа с упомянутой мною украинской писательницей. Он знал и очень хвалил ее творчество, свежесть рассказов и в то же время давал ценные советы, как бы напутствия к дальнейшей деятельности.

    Вторым мероприятием был смотр самодеятельности города. На всех рудниках и заводах, несмотря на напряженный 12-14-ти часовой труд, активно работали самодеятельные драматические и музыкальные кружки, поэтому смотр оказался блестящим. Мы слушали такие талантливые, яркие выступления, что трудно било поверить в их непрофессионализм. Особе выделялся небольшой эстрадный оркестр со своими солистами под руководством, по-моему, Леонида Стремоусова. Знаю, что впоследствии оркестр стал профессиональным и объездил с концертами многие города страны.

    Запомнились и совершенно особые выступления Логиновской. Она читала рассказы и стихи. Публика сразу же полюбила ее, и объявление этого номера всегда встречалось аплодисментами.

    Отдельно надо сказать о доме пионеров.

    Невиданно я встретилась со своей бывшей сокурсницей по высшим курсам при институте истории искусств Алей Андрес. Человек серьезный и талантливый, она была аспирантом Академии Наук СССР по разделу французского языка. Попав с начала войны в тяжелейшие условия, когда ей пришлось почти нищенствовать с маленьким ребенком (муж был на фронте), она с трудом добралась до Тагила. Думать об интересной научной работе было не время. Пришлось ее отложить и браться за то, что нужно уральскому городу, в котором она оказалась. И нужно было как-то жить. В смысле еды и одежды было по-прежнему крайне трудно, зато в новое дело она вложила всю свою энергию, знания и талант.

    Совместно с эвакуированной из Ленинграда женой крупного инженера на Тагильском заводе они оживили работу Дома пионеров. К ним потянулись дети. А. Андрес вела литературный кружок, вскоре превратившийся в драматический. Ее интереснейшие монтажи "Война" и особенно "Ленин", в который она привлекла на заглавную роль артиста Кузнецова, ходили смотреть и взрослые, и дети. С этими постановками ездили по заводам и рудникам.

    Вскоре организовался при Доме пионеров и кукольный театр, где дети сами делали кукол, одевали их и оживляли своей игрой. Кукольный театр вела молодая, интересующаяся делом и сумевшая подружиться с детьми, артистка тагильского театра, не выехавшая с ним из-за болезни матери.

    Развитие всех сторон культурной жизни Тагила в те трудные военные годы, кот да рабочие на заводах работали, не отходя от станков дни и ночи, а студенты и преподаватели после учебы помогали строить комсомольскую домну или ехали на помощь колхозу, было возможно только благодаря удивительно чуткому отношению городской парторганизации и в особенности ее второму секретарю, который ведал вопросами культуры. Электронная версия historyntagil.ru. Он шел навстречу всем культурным мероприятиям, выискивал средства, привлекал нужные силы. Однажды как-то сам вел смотр самодеятельности и объявлял номера.

    Руководители города откликались на любое проявление талантливости, создавали все возможные условия - только работой.

Н.Г. ЗАВАЛИШИНА.

Литература: Альманах "Тагильский краевед", №2, декабрь 1988 года

Главная страница