Пароход с гордым именем "Тагил"

    Летом 2018 года исполнилось 90 лет со времени возобновления работы парохода "Тагил" на акватории Тагильского пруда. Да-да, именно возобновления, так имеются сведения, что еще в 1850-60-х годах он бороздил гладь нашего пруда.

    По преданию, пароход "Тагил" появился на Тагильском пруду еще в 1857 году, но столь далёкие данные пока не подтверждены документально. Но известно, что начальника корпуса горных инженеров герцога Н.М. Лейхтенбергского в 1865 году встречали на реке Тагил и пароходом везли по реке, потом по Тагильскому пруду до заводской пристани.

Макет парохода "Тагил" Владислава Лютого. 2015 г.

Макет парохода "Тагил" Владислава Лютого. 2015 г.

    А вот историю этого плавсредства в XX веке мы можем проследить благодаря воспоминаниям тагильчан. В том числе и известного краеведа А.Ф. Кожевникова, который так описывал пароход периода 1900-1910-х годов:

Пароход "Тагил" в качестве яхты заводовладельца пришвартован у пристани Демидовской дачи. Начало 1880-х гг. Фото из коллекции краеведа Алексея Хлопотова

Пароход "Тагил" в качестве яхты заводовладельца пришвартован у пристани Демидовской дачи. Начало 1880-х гг. Фото из коллекции краеведа Алексея Хлопотова

Пароход "Тагил" буксирует с пристани "Рыбак" баржу с лесоматериалами. Начало ХХ века.

Пароход "Тагил" буксирует с пристани "Рыбак" баржу с лесоматериалами. Начало ХХ века.

Катание детей на пароходе в международный день кооперации. 1926 г.

Катание детей на пароходе в международный день кооперации. 1926 г.

    "Внешне пароход выглядел привлекательно, окрашенный в белый и голубой цвета. На перилах палубы были прикреплены круглые спасательные пояса, на полу лежали багры и шесты, иногда употребляемые при швартовании. Вообще на пароходе поддерживалась чистота и порядок. Пароход был колёсный, а не винтовой, его плоскодонный корпус имел небольшую до полуметра осадку. Переплёскивая колёсами воду, пароход оставлял за кормой на глади пруда волны-буруны на десятки метров. Основная работа парохода заключалась в доставке с пристаней для заводских нужд топлива и брёвен. Пароход тянул две барки. На барках стояли по одному рулевому, направлявшие ход их, выравнивая его с курсом парохода. Постоянное место стоянки парохода находилось у пристани, сооружённой около сада Управления, тут была ограда и сторожка. Машинисту приходилось быть у причала первому, в пять часов утра, уже растоплялся котёл. Машинистом был мой дядя Демид Николаевич Васильев. Доставка дров по пруду производилась в период навигации. Зимой Д.Н. Васильев и его помощники работали у паровых котлов Тагильского завода. Кроме производственной деятельности, пароход выполнял и прогулочную функцию. Иногда в большие праздники устраивалось катанье на пароходе по Тагильскому пруду, причём привилегированной публике предоставлялся сам пароход, а остальным отводилась баржа, плата при этом не взималась. В первые революционные годы пароход был разобран и не сохранился".

    И тут же в сноске Александр Федулович указывает, что в 1920-е годы по пруду катали пионеров. Конечно, человеческая память при всей своей уникальности далеко не точный инструмент, поэтому приходится обращаться к документам. Занимаясь вопросами развития туризма в Тагильском округе в 1920-30-х годах, я встретила материалы по экскурсионному обслуживанию по Нижнему Тагилу, в которых среди объектов посещения, кроме старого завода, кустарных мастерских, краеведческого музея, городского сада, упоминается как обязательный элемент посещения окружного центра, которым являлся тогда Нижний Тагил, прогулка на пароходе.

Публикация о пароходе "Тагил" в газете "Тагильский рабочий" от 11 июня 1935 года

Публикация о пароходе "Тагил" в газете "Тагильский рабочий" от 11 июня 1935 года

    Значит, в этот период пароход на Тагильском пруду являлся действующим. Документы, хранящиеся в Нижнетагильском историческом архиве, свидетельствуют, что пароход, по-прежнему принадлежащий заводу, был отремонтирован в 1928 году, то есть 90 лет назад, и вновь стал бороздить гладь Тагильского пруда. В апреле 1928 года Правление и Ремонтное бюро Тагильского завода представляют на рассмотрение завкома смету на ремонт парохода "Тагил", которая составила 1680 рублей. В соответствии со списком работ, которые должны были выполняться в механическом и ремонтно-строительном цехах завода, видно, что сделать нужно было очень много:

    1. Привезти корпус.

    2. Привезти и установить котёл.

    3. Сменить дымогарные трубы котла

    4. Установить все приборы. Притереть арматуру и поставить трубу.

    5. Наложить "пластырь" в местах течи на корпусе.

    6. Испытать котёл гидравлическим давлением и доложить инспектору.

    7. Открыть цилиндры, осмотреть поршни. Заменить некоторые кольца.

    8. Перебить сальники

    9. Осмотреть золотники. Пришабрить золотниковые кольца.

    10. Установить новый инжектор.

Демид Николаевич Васильев – машинист парохода "Тагил". Начало ХХ века.

Демид Николаевич Васильев – машинист парохода "Тагил". Начало ХХ века

    11. Осмотреть и отремонтировать питательную помпу и притереть тройной кран.

    12. Пересмотреть и, если нужно, исправить все машинные маслёнки, тяги, шурупы, краны, притерев их.

    13. Собрать гребные колёса.

    14. Опробовать машину на перепуске и сдать.

    Рассмотрев этот вопрос на своём пленуме 27 апреля, заводской комитет обращается к Управлению завода с просьбой о скорейшем распоряжении о ремонте "с таким расчётом, чтобы к 10 июня параход (так значится в оригинале) был готов". Документов о готовности "парахода" к 10 июня 1928 года пока не обнаружено. Зато в начале июля заводская бригада в составе: Зимина, Сазонова, Шляпникова, Махаева уже выходит на обслуживание парохода "Тагил", так как 3,4 июля предполагается катание по пруду, а также проведение на пароходе торжественного заседания по случаю Международного Дня кооперации. Катания в этот день, судя по всему, стали традицией. Так, в фондах музея-заповедника имеется фотография "Катание детей на пароходе в Международный день кооперации" 1926 года. Потому не следует удивляться, что гостям города предлагается прогулка по пруду. В газете "Тагильский рабочий" в летние месяцы 1930 года публикуются объявления о катании на пароходе с оплатой билетов школьникам – 20 копеек, взрослым – 40 копеек.

    Но при этом пароход всё-таки остаётся заводским тружеником. По воспоминаниям П.М. Катаева, проработавшем на металлургическом заводе им. В.В. Куйбышева с 1932 по 1974 год, пароход курсировал по пруду до 1935-36 года.

    По прежнему возили на барже лес для заводских нужд: "Дрова шли на мартен. Заготавливали лес на Чауже на 57 квартале – это Белая гора. Лес везли к пруду на конях на пристань "Рыбак" – это место против реки Копосихи. В 1935, а, может быть, в 1936 – пароход оставили зимовать в воде и заморозили корму. Вытащили, хотели ремонтировать, двигатель поставили, но завод (хозяин парохода) не стал им заниматься. В начавшемся ремонте участвовали: я, (Катаев П.М.), Грачёв Алексей Петрович, он тогда был электросварщиком. Пароход хотели пустить на переправу, но отказались, двигатель сняли на более важное дело – на паровой кран разливочного пролёта мартена".

    Так закончилась многолетняя трудовая жизнь парохода "Тагил". Позже баржи с лесом к заводской пристани приводили уже катера.

    На выставке "Корабли тагильских верфей" в историко-техническом музее "Дом Черепановых" представлен макет парохода "Тагил", выполненный лауреатом премии имени Аммоса Черепанова 2015 года Владиславом Лютым.

Галина ОСЕТРОВА, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника.

    Фото из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №6(322) от 23.11.2018.

В поисках "Тагила"

    На фоне повышенного интереса к прошлому города в связи с его предстоящим 300-летием буквально всплыла история парохода "Тагилъ".

    "Из истории судоходства по реке Чусовой в XIX веке" уральского исследователя Бориса Сутырина известно, что в 1858 году было проведено первое опытное плавание парохода "Тагил", построенного на Нижнетагильском заводе. На 30-метровом судне была установлена паровая машина мощностью 15 лошадиных сил. Пароход курсировал до Черноисточинска по рекам Тагил и Чёрная. С пуском Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги "Тагилъ" переоборудовали в прогулочный и передали в аренду купеческому клубу.

    В 1919 году после основательного ремонта судно направляют на пассажирские перевозки.

    В начале 30-х пароходу вновь понадобился ремонт паровой машины и гребного устройства. Он был пришвартован к причалу у городского пруда в ожидании своей участи. Тогда на странице "Тагильского рабочего" был задан вопрос директору завода товарищу Щербине: "На снимке пароход Тагильского завода. Он сможет сыграть большую роль в организации отдыха рабочих. Но вот уже несколько месяцев его ремонтируют. Мы спрашиваем: когда же пароход будет спущен на пруд?"

    В 1937 году потоками вешних вод он был сорван со стоянки и затонул в пруду.

    Пару лет назад водолазы водно-спасательной станции нашли на дне пруда большое судно. Глубина – более 7 метров. Нулевая видимость. Обследовать и, уж тем более, поднять судно на поверхность не удалось.

    Пароход "Тагилъ" был колесным. На фото это видно. Но у затонувшего судна их нет. Поэтому, скорее всего, это не тезка города.

    Дно Тагильского пруда сильно заилено. Найти что-то там без специальной современной техники невозможно.

Антон ИСАЕВ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.07.2019.

 

 

Главная страница