Из истории нашего трамвая

    Нижний Тагил к началу 1930-х годов представлял собой город с растущей численностью населения, крупными промышленными стройками и без развитого общественного транспорта. В итоге было принято решение построить трамвайную систему для обеспечения надежного транспортного сообщения. Первые трамвайные линии прокладывались как одноколейные, с перспективой дальнейшей достройки второй колеи.

    Прокладывали пути, ставили опоры контактной сети. После пуска движения в 1937-м система трамвайного движения представляла собой несколько линий, курсировали два маршрута. Первый шел от кольца на Привокзальной площади вниз по улице Привокзальной, мимо рынка, далее сворачивал на улицу МОПРа (пр. Мира) и по ней шел до перекрестка с улицей Ленина. Там вагоны сворачивали налево, через разъезд у здания треста "Тагилстрой" шли до кольца у кинотеатра "Искра". Трамвай разворачивался на кольце, наполнялся новыми пассажирами и бежал снова по тому же маршруту к вокзалу. Второй маршрут шел от кольца на Красном Камне по улице МОПРа, через разъезд у нынешней Циолковского до Ленина, сворачивал и так же, как и первый, спускался к кольцу у кинотеатра "Искра".

Однопутная трамвайная линия по улице Ленина, 1946 год. Из фотофонда Нижнетагильского городского исторического архива.

Однопутная трамвайная линия по улице Ленина, 1946 год. Из фотофонда Нижнетагильского городского исторического архива.

    Началась прокладка однопутной трамвайной линии на Уралвагонстрой. В марте 1940-го трамвай от Привокзальной площади был пущен на УВЗ. Но пути под железной дорогой на улице Кулибина не существовало, поэтому у железнодорожных путей приходилось делать пересадку.

    Не легче обстояло дело со строительством линии на НТМЗ. Первоначально было разработано четыре варианта трассировки линии на Тагилстрой, притом три предусматривали прохождение линии от улицы МОПРа до железнодорожных путей, потом хлебозавод, нынешние Индустриальная и Металлургов, до поселка огнеупорного завода. Там линия должна была сворачивать направо и идти до огнеупорного завода, у которого предполагалось сделать кольцо. В четвертом варианте трамвай шел через Красный Камень, Смычку, Балакинскую, и лишь у ЖБИ-1 линия начинала идти, как в первых трех вариантах. В итоге ни один из них не был реализован в полной мере.

    А было вот что. От улицы МОПРа вдоль стадиона "Строитель" проложили новую улицу Водоводную, которая шла вдоль путей железной дороги. И по ней пущена однопутная трамвайная линия до железнодорожных путей, там она делала поворот налево и шла до района нынешнего моста по Циолковского. Там конечная. На другой стороне, у хлебозавода, было кольцо и оттуда по Индустриальной шла однопутная линия до Технического поселка. На линии существовало несколько разъездов.

Алексей ХИМКОВ.

    ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 17.05.2018.

 

 

Главная страница