Вагонка – родина моя

    Официальной датой создания Дзержинского района считается 11 апреля 1933 года, когда было принято постановление президиума Уральского областного исполнительного комитета № 5151 "Об организации районных советов в городах Златоусте, Нижнем Тагиле и Челябинске". Во втором пункте постановления значилось: "В городе Н-Тагиле организовать городской районный совет Новостроек в составе территорий фактического отвода под промышленные и селитебные участки новостроек, Нового металлургического завода, Коксохимического комбината, Уралвагонстроя, а также земель Племсовхоза и Алапаевской линии Пермской железной дороги". На основании этого документа был организован районный совет Новостроек (часть нынешних территорий Дзержинского и Тагилстроевского районов).

Городок комиссаровских бараков. 1933 год

Городок комиссаровских бараков. 1933 год

Школа № 70 - одна из первых, построенных на Вагонке

Школа № 70 - одна из первых, построенных на Вагонке

    1 августа 1933 года – официальная дата начала деятельности Дзержинского района. Газета "Вагоногигант" от 06.08.1933 писала: "Приступило к работе организационное бюро райсовета Новостроек под председательством Щербинина Г.И. <...> Согласно постановлению ВЦИК, в райсовет будут избираться один депутат от 100 человек. <...> Райсовету будет подчинены больницы, школы, бани, прачечные, гостиницы, почта и другие коммунальные и социально-бытовые учреждения. <... > Оргбюро райсовета помещается в комиссарском бараке № 2 на площадке Уралвагонстроя".

Здание районной бани

Здание районной бани

Новый медицинский центр Уралвагонзавода

Новый медицинский центр Уралвагонзавода

    Оргбюро имело абсолютно точное представление о функциях будущего органа власти. "С помощью своего аппарата райсовет активно включится в общую работу по сооружению мировых гигантов, вся его деятельность будет направлена на выполнение этой основной и решающей задачи. Райсовет будет выполнять и другие, не менее важные функции: обеспечение школами всех детей, подлежащих обязательному обучению, забота о качестве учебы, политехнизации школ, об их материальном состоянии. Улучшение медицинского обслуживания трудящихся, становление своевременной врачебной, лекарственной помощи, поднятие культурно-бытового уровня жизни строителей, борьба за закрепление рабочих на предприятиях, улучшение жилищных условий – также важнейшие задачи совета".

    В сентябре 1933 года в райсовет Новостроек были выбраны 52 депутата, и районная власть приступила к работе. Но довольно быстро выяснилось, что райсовет не может охватить все дела и проблемы раскинувшихся на десятки километров строительных площадок и поселков. Поэтому 19 июля 1934 года постановлением президиума Нижнетагильского горсовета № 155 было произведено разукрупнение райсовета и выделение самостоятельных райсоветов Уралвагонстроя и Тагилстроя. Первым председателем райсовета Уралвагонстроя был избран В.А. Федченко.

    15 сентября 1932 года была открыта новая школа, а к лету 1933 года на площадке Уралвагонстроя появились больница и клуб. Во второй половине 1930-х годов на Вагонке стало больше бараков и домов из бруса, была построена баня, в январе 1939 года начали работу новые больница и поликлиника. В октябре 1939-го в строй вступил новый механизированный хлебозавод. Началось индивидуальное жилищное строительство. Вскоре была запущена трамвайная линия на Вагонку, соединившая Дзержинский район с остальным городом.

    2 марта 1936 года в соответствии с приказом наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе Уралвагонстрой был разделен на две самостоятельные организации: строительный трест "Уралвагонстрой" и собственно Уралвагонзавод. 19 июля постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР в связи с 10-летием со дня смерти Ф.Э. Дзержинского Уралвагонзаводу было присвоено его имя. Затем 27 июля постановлением исполкома Нижнетагильского горсовета Вагоностроительный район переименован в Дзержинский.

    Сохранились некоторые статистические данные о Дзержинском районе довоенных лет. Так, в первой половине 1939 года здесь проживали 53 000 человек. Рабочие места предоставлялись Уралвагонзаводом, торфохимическим заводом, заводом № 56, Уралмашстроем и предприятиями соцкультбыта. Действовали 11 школ, 7 детских садов, 10 яслей, 10 библиотек, также два отдельных филиала центральной библиотеки с общим фондом 26 717 книг. В спортивном обществе "Дзержинец" состояли 555 физкультурников.

    Сегодня Дзержинский район расположен на территории свыше 40 км2, имеет более 100 улиц. Градообразующим предприятием района был и остается Уралвагонзавод. С каждым годом район становится более красивым и благоустроенным. Так, в 2017 году для вагонских молодоженов распахнуло двери отремонтированное помещение загса на улице Окунева, начались работы по программе комплексного благоустройства дворов на улице Алтайской, 33, и проспекте Вагоностроителей, 26. В феврале 2018 года на Ленинградском проспекте открылся современный медицинский центр Уралвагонзавода. В 2018 году будут благоустроены дворы на Ленинградском проспекте, 72а, и улице Зари, 33, которые вошли в число лидеров по итогам голосования среди тагильчан. Ремонт дворовой территории на улице Зари, 11, запланирован в первоочередном порядке в 2019 году. В числе лидеров перечня благоустройства общественных территорий на 2018-2022 годы – сквер "Пионерский" на улице Ильича.

По материалам книги "Дзержинский район: годы и люди".

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 08.06.2018, №22.

 

 

Главная страница