Танцы на свежем воздухе

    В 40-е послевоенные годы прошлого века в парке имени М. Горького, что в Нижнем Тагиле на Вые, насыпной земляной холм, на котором раньше красовалась изящная беседка, был перенесён из середины парка ближе к усадебным постройкам и тихому переулку.

    На новом холме среди старых лип, лиственниц и кедров построили танцевальную площадку средних размеров. На ней с мая по сентябрь в выходные дни и по средам устраивали танцы для молодёжи. На площадке неизменно играл духовой оркестр Нижнетагильского военного гарнизона, потом его сменил оркестр Дворца культуры "Юбилейный". На танцы приходило много выйской молодёжи.

    Громко, на весь парк звучали мелодии популярных в то время вальсов, фокстротов. Наши старшие братья и сёстры после военного лихолетья особенно нуждались в веселье. Танцевала обычно холостая молодёжь, но иногда на танцы приходили молодые супружеские пары.

    Танцы в парке под открытым вечерним небом и на чистом воздухе, наполненном ароматами благоухающей вокруг природы, настраивали танцующие пары на лирически приподнятый лад, располагали к общению. Это состояние танцующих хорошо передано в известной песне: "Танцуют пары под аккорды, и можно говорить свободно про жизнь и про любовь".

    Кстати, молодые люди парк им. М. Горького в шутку называли "козьим загоном". Однако козы в нём никогда не паслись – парк был огорожен высоким забором и охранялся сторожем.

    Глубоко убеждён, что молодые люди так называли родной выйский парк вовсе не из-за пренебрежительного отношения к нему, а только ради юмора.

    Шутливое прозвище парка возникло всё-таки не случайно и не на пустом месте. Его появлению объективно способствовали малые размеры танцплощадки, не вмещавшей иногда всех же-лающих, и самого парка по сравнению с парком им. А. Бондина, а также глухой забор вокруг него.

    Может показаться странным, но английское слово "парк" в переводе означает "загон", "ограда", "отгороженное место".

    Парк им. М. Горького и нынче является замечательным местом отдыха жителей ближайших домов, особенно с детьми.

С. ВЛАСОВ.

    Литература: Газета "Пригородная газета" от 10.08.2012.

Кинотеатр – "монстр"

    В середине прошлого века на Вые местные власти построили в небольшом, но уютном парке имени Горького кинотеатр "Мир", рассчитанный на 600 зрительных мест. Здание было большое, красивое, с колоннами...

Здание бывшего кинотеатра "Мир".

Здание бывшего кинотеатра "Мир".

    Первые дни нарядно одетые люди целыми толпами шли как на праздник на все сеансы, чтобы поскорее посмотреть новый кинотеатр снаружи и изнутри, оценить его по достоинству, получить удовольствие от просмотра фильмов на большом экране. Не скрывали радости, просто ликовали, что наконец-то на Вые появился свой большой и современный кинотеатр, которого так долго ждали.

Арочные ворота парка.

Арочные ворота парка.

    Когда же эйфория рассеялась "как сон, как утренний туман", тагильчане стали замечать, что новый кинотеатр занял добрую треть площади парка, и тот уже выглядел каким-то урезанным, куцым, не таким живописным, как прежде. В нем значительно сократилось пространство для прогулок, стало меньше аллей, старых лиственниц...

    Парк был создан в 70-х годах XIX века купцом Николаем Степановичем Волковым и являлся частью его большой усадьбы. Здесь проходили гулянья избранного общества, играл духовой оркестр, устраивались танцы. В начале ХХ века Волков продал усадьбу Верхотурской уездной земской управе, и земство сделало парк общественным, доступным для широкой публики.

    Потом он стал называться Городской парк культуры и отдыха имени Горького. Он не так уж велик по размерам, и возведение на его территории огромного кинотеатра явилось посягательством на целостность зеленой зоны отдыха тагильчан. Тем более, в то время производился массовый снос домов частного сектора на Липовом тракте, улицах Оплетина, Черных, где можно было найти подходящее место для строительства.

    В 80-х годах ХХ века оставшиеся в парке дом садовника и дом сторожа были снесены из-за того, что власти города и ВМЗ не выделяли средства на их содержание, в рабочем состоянии поддерживался только кинотеатр. Парк стали разорять, с арочных ворот исчезла металлическая кованая дверь из прутьев. Кстати, в газете "Тагильский рабочий" от 17 февраля 1988 года в статье В. Криницына "Пасынки истории?" сообщалось, что металлическую дверь с ворот и кованые решетки с окон домов якобы приобрел Вторчермет.

    Насаждения чудом остались нетронутыми, и только благодаря им заброшенный парк продолжал существовать. Воспитатели расположенных поблизости детских садов водили туда на прогулки своих подопечных малышей, и тогда парк оживал.

    Что же касается кинотеатра "Мир", то он при переходе на рыночную экономику перестал работать по прямому назначению и был закрыт. Сейчас в здании размещается детско-юношеский центр, сохранивший название "Мир".

Сергей ВЛАСОВ, краевед.

    ФОТО АВТОРА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.05.2015.

Семейная драма купца Волкова

    Тяжелые дни наступили в жизни тагильского купца и золотопромышленника Николая Степановича Волкова, проживавшего в большой усадьбе на Вые по Тагильскому криулю. В последнем десятилетии XIX века, вслед за крушением пивного бизнеса в результате конкурентной борьбы с другими производителями, в семью Волковых ворвалась другая, более страшная беда. Летом при загадочных обстоятельствах застрелился из ружья взрослый сын – наследник, надежда, продолжатель рода.

    Это было громкое происшествие, о котором говорили все. Расследованием занималась полиция.

    Причина самоубийства молодого Волкова вначале была совершенно непонятна. Предсмертной записки или письма родителям он не оставил. Да и оснований для самоубийства, казалось, не существовало: семья считалась вполне благополучной и дружной, отец и мать любили сына, души в нем не чаяли, сам он был физически здоровым, психически нормальным, жизнерадостным юношей. Тогда следствие стало предполагать, что молодого человека могла толкнуть на роковой шаг несчастная любовь.

    Установили, что любимая девушка у него действительно была, тоже из зажиточной купеческой семьи, которая проживала на улице Тагильской. Они любили друг друга, их уже считали женихом и невестой. Но вскоре после того, как купец Волков потерпел неудачу в пивной торговле и завод пришлось закрыть, родители возлюбленной запретили дочери встречаться с парнем. А потом, вопреки ее воле, выдали замуж за сына очень богатого купца из Екатеринбурга, надеясь за счет него поправить свое пошатнувшееся дело. Это был очевидный брак по расчету.

Сын купца Волкова в подростковом возрасте

Сын купца Волкова в подростковом возрасте

    Молодой Волков не смог смириться с разлукой. И это дало право полиции сделать вывод, что именно несчастная любовь толкнула его на отчаянный поступок. А ведь он был завидным женихом в Тагиле! Многие богатые семьи готовы были отдать за него своих дочерей.

    Получилось, что виновниками доведения юноши до самоубийства оказались бессердечные родители его девушки, сделавшие несчастной и свою дочь. Конкуренты купца Волкова тоже были косвенно причастны к трагической гибели его сына. Но никто не понес наказания из-за "отсутствия достаточных улик", как указывалось в решении полиции.

    Молодой Волков был похоронен при большом стечении народа. Его тело предали земле, предположительно – на бывшем Новом кладбище при Никольской церкви. А до наших дней чудом сохранился портрет, написанный неизвестным художником.

Сергей ВЛАСОВ, краевед.

    Фото предоставлено автором.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 08.09.2015.

Как купец Волков создавал парк

Главные ворота

Главные ворота

    Богатый верхотурский купец и золотопромышленник, выходец из мещан Николай Степанович Волков, приехав с семьей в Нижний Тагил в начале 70-х годов XIX века, в короткий срок построил на углу улиц Тагильский Криуль и Этапной сразу несколько зданий: оригинальный жилой особняк в виде средневековой замковой башни; большой дрожжево-пивоваренный завод, внешне походивший на дворец; заводскую контору; флигель и длинный ряд складов.

    Примерно, в 1878 году он разбил позади складов парк в английском стиле, называемом еще сентиментализмом. В нем все имело свой особый смысл и значение, по-разному воздействовало на внутренний мир и чувства человека.

    Так, в самом начале парка купец Волков посадил вдоль складской стены около двух десятков саженцев тополей – быстрорастущих и необычайно популярных в озеленении деревьев. Весной, когда тополя покрываются молодой, почти прозрачной зеленовато-желтой листвой с приятным смолистым запахом, они очищают воздух, благотворно влияют на душевное состояние, поглощают отрицательные эмоции и успокаивают.

    Далее Волков посадил аллеями, отдельными группами и в одиночку разнообразные хвойные и лиственные деревья, представлявшие флору уральского леса: долгоживущие лиственницы, кедры, липы. Они влекут к себе дикой экзотической красотой и как бы говорят нам, что природой суждено им жить очень много лет, что жизнь человека по сравнению с ними "коротка, как у мотылька".

    Были посажены также кудрявые березы и рябины, воспетые во многих русских народных песнях, в которых березы символизируют радость, а рябины – легкую грусть. Высадили аллеями красиво цветущие кусты сиреней, роз, жасмина и желтой акации, повсеместно пользующиеся любовью у населения, являющиеся подлинным украшением любых парков и садов. Их душистые цветы повышают настроение, навевают романтические мечты, вселяют поэтическое вдохновение.

    В разных местах парка разбили ("раскидали") множество цветочных клумб. В пору яркого цветения они радовали глаз и душу, а порхающие с цветка на цветок бабочки вызывали чувство умиления.

    Посередине, на насыпном холме, построили беседку с шатровой крышей и шпилем, украшенную ажурной резьбой. (Беседка – обязательный атрибут каждого парка, место отдыха и любовных свиданий на лоне природы). Из нее хорошо просматривались все части парка. Отсюда можно было любоваться видом на гору Высокую, у подножия которой шумели вековые кедры – "ландшафт, открывавшийся за пределами парка", побуждавший совершить к ней путешествие.

    В конце парка Волков разбил плодово-ягодный сад – непременную принадлежность всякой усадьбы. Посадил деревья и ягодные кустарники: яблони, груши, вишни, сливы, крыжовник и смородину. Привитые саженцы были доставлены из северо-западных губерний России. Они прижились на тагильской земле, успешно переносили суровые зимы Среднего Урала. Впоследствии кустарники давали крупные плоды, успевавшие созревать за короткое уральское лето и имевшие хороший вкус. Тагильчане всегда восхищались фруктовым садом купца Волкова.

    Также построили оранжерею, сделали дорожки, удобные для моциона и променада, усыпали их желтым песком, поставили скамейки. После долгих прогулок было приятно посидеть на них под сенью деревьев и послушать музыку природы: шум ветра, шелест листьев, воркование голубей, соловьиные трели. Для развлечения устроили качели. Взлетая на них вверх и вниз, мерно качаясь взад и вперед, испытываешь восторг, хочется петь.

    Купеческий парк тянулся в длину от улицы Тагильский Криуль (ныне Черных) до Клубной (ныне Оплетина) и в ширину – от Этапной (теперь Липовый тракт) до Напольной (ныне Кузнецкого). Вход находился со стороны Этапной. Его украшали сложенные из кирпича арочные ворота с дугообразным перекрытием и кованной из пиковидных прутьев массивной дверью на шарнирах. Прямо от ворот начиналась широкая сиреневая аллея, которая вела вглубь парка, к беседке.

    Вблизи от ворот Волков построил из красного кирпича небольшой сторожевой домик и одноэтажный дом для садовника. Оба – с низкими выпукло-овальными железными крышами, с орнаментами в виде больших и малых кругов на стенах и большими круглыми отверстиями на фронтонах. Двор дома садовника был отгорожен от парка двумя боковыми кирпичными стенами. На углу парка построили бревенчатое двухэтажное питейное заведение.

    Парк был обнесен красивой кирпичной оградой, высотой в два с половиной метра, украшенной орнаментами. Благодаря ей он стал замкнутым миром, отдаленно напоминавшим Эдем в миниатюре – "сад волшебный, сад заветный".

    Великолепные усадебные строения и парк, как монолит, были слиты воедино. В них, словно в зеркале, отражались буржуазная сентиментальность предпринимателя Волкова, его стремление к богатству, роскоши и к природе, страстное подражание образу жизни дворян-аристократов и крупных промышленников, что было столь характерно для нарождавшейся буржуазии в пореформенной России.

Сергей ВЛАСОВ, краевед.

    Фото автора.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №41(224) от 19.11.2015.

 

 

Главная страница