Расправит ли Сокол крылья?

    После окончания Великой Отечественной войны Министерство обороны СССР приняло решение создать противовоздушную оборону Урала, который к тому времени стал важнейшим промышленным центром Советского Союза. Уральской армии ПВО подчинили несколько истребительных авиационных полков, один из которых располагался неподалёку от Нижнего Тагила. В 1951 году из Перми сюда перебазировали авиационную эскадрилью истребителей. Полк обслуживали войсковые части батальона и дивизиона связи. Вскоре началось строительство аэродрома "Салка" и военного городка.

    Свидетелем событий конца 50-х – начала 60-х годов был техник самолёта В.Д. Лебедок. Как рассказывает Василий Денисович, полёты были и днём, и ночью. В 60-е годы на смену "МиГ-17" пришли "Су-7". Новые самолёты осваивались с большими трудностями. Так, лётчик Никифоров погиб из-за отказа двигателя, не успев катапультироваться на низкой высоте. Из-за снежного заряда и плохой видимости во время посадки погиб командир полка Борис Константинович Авдеев. На самолёте Василия Даниловича таких отказов не было. Однажды обнаружив сбои в работе двигателя на учебно-тренировочном истребителе, он и инженер полка Жуковский написали рекламацию и заменили "сердце" машины. Как оказалось, чутьё не подвело – спасли лётчиков и сам самолёт.

Праздничное построение на площади Славы в Нижнем Тагиле. Первый слева – руководитель знамённой группы Юрий Петрович Лебедев, 1972 г.

Праздничное построение на площади Славы в Нижнем Тагиле. Первый слева – руководитель знамённой группы Юрий Петрович Лебедев, 1972 г.

    В 1967 году построили пруд на дальнем приводе. Как вспоминает Василий Данилович, это решение пришло после очередной катастрофы, в которой погиб лучший друг, лётчик, майор Юрий Игнатьевич Левшин. В строительстве помогло руководство лётно-испытательной станции. Юрий Александрович Левит, руководивший этой станцией на аэродроме "Салка", выделил не только денежные средства, но и помогал техникой, рабочей силой. Закончили работы в начале 70-х годов.

    Пруд стал местом отработки применения плавсредств, используемых в случае вынужденного катапультирования на водную поверхность, и местом отдыха нескольких поколений. До сих пор учащиеся Покровской школы с удовольствием совершают походы на этот пруд, любуются его красотами.

    Ещё один ветеран полка, с кем удалось встретиться в ходе исследования, – Юрий Петрович Лебедев. Сначала он служил техником, затем – помощником начальника штаба полка. Из его рассказа стало известно, что в 1961 году началась реконструкция взлётной полосы аэродрома: железные плиты заменили бетонными. Реконструкция потребовалась в связи с переходом на новую модель самолета "Су-9".

    В 70-х – 80-х годах полёты по-прежнему производились в две – три смены: днём и ночью не смолкал гул самолётных моторов.

    Высший разряд – "лётчик-снайпер" – имели немногие. Один из них – подполковник Валерий Николаевич Марьин. 21 января 1992 года он едва избежал гибели. Лётчик выполнял полёт после ремонта самолёта. На седьмой минуте услышал хлопок, упали обороты двигателя, сработала сигнализация. Резко набрав высоту, лётчик доложил командованию о сложившейся ситуации и успел катапультироваться.

    Техника продолжала проверять офицеров на прочность. В начале 90-х годов в сложную ситуацию попал капитан Валерий Алексеевич Смирнов. Ему также было приказано катапультироваться, но лётчик сумел благополучно посадить самолёт, за что его представили к награде.

    Несмотря на сложность решаемых задач, быт военнослужащих был непритязательным. Солдаты жили в казармах, офицеры – в домах офицерского состава. Молодые офицеры размещались в общежитии-гостинице, где вода и "все удобства" находились на первом этаже. В общежитии останавливались на ночь, а порой и на более длительное время, лётчики, осуществлявшие перегон техники из одной части в другую, либо другие лица, командированные в часть. В четырёх– и пятиэтажках в одной двухкомнатной квартире жили по две молодые семьи или по два и более прибывших на службу офицера.

    Традиционно лётчики и техники питались в столовой. За состоянием здоровья солдат и офицеров следили работники медсанчасти. Регулярный профилактический осмотр, лечение несложных заболеваний были их повседневными заботами.

    В городке функционировали два магазина, детский сад, медпункт, почта и другие службы. Работала восьмилетняя школа. Как вспоминает Наталья Леонидовна Макарова, последний директор школы, образовательное учреждение открыли в 60-е годы. Вначале школа №66 располагалась в одной из освободившихся деревянных казарм, затем под неё выделили двухэтажный жилой дом.

    Небольшой домик приспособили под медицинский пункт, работники которого оказывали первую помощь гражданским лицам. Многие старожилы до сих пор добрыми словами вспоминают местного фельдшера Лидию Васильевну Борисову, которая в 80-е – 90-е годы нередко заменяла специализированных врачей. Это было актуально: из-за плохого транспортного сообщения, особенно зимой, больному было очень сложно получить первую квалифицированную помощь в городе.

    Основное население гарнизона составляли молодые семьи. Все праздники проходили в офицерском клубе. В выходные дни устраивали дискотеки. По вечерам в клубе демонстрировали фильмы. Здесь проходили торжественные собрания, школьные торжественные линейки.

    В клубе находился спортзал. Он никогда не пустовал, здесь проводили тренировки и соревнования, работали спортивные кружки. В небольшой библиотеке, располагавшейся в соседней комнате, можно было взять понравившуюся книгу или найти необходимую энциклопедическую информацию. Дети военного городка получали музыкальное образование в филиале городской музыкальной школы, работавшем в клубе.

    Гарнизон активно застраивали каменными четырёх– и пятиэтажками, служебными зданиями. Благоустраивали территорию, асфальтировали дороги. Лучшим командиром того времени, настоящим хозяином гарнизона старожилы дружно называют Анатолия Александровича Степаненко.

    В конце 80-х – начале 90-х годов в стране нарастали экономические трудности. Полёты стали проходить в одну или две смены. А затем в связи с сокращением в Вооружённых Силах произошло расформирование воинских частей городка. В 1993 году из трёх частей создали единую базу резерва авиационной техники. Полёты прекратились.

    Военнослужащие в спешном порядке увольнялись в запас (при наличии выслуги) либо переводились на новые места службы. Никто не задумывался о том, как сложатся судьбы профессиональных военных, тех, кто посвятил свою жизнь служению Отечеству.

Посёлок Сокол, 2012 г. Фото Г. Григорука.

Посёлок Сокол, 2012 г. Фото Г. Григорука.

Посёлок Сокол, 2012 г. Фото Г. Григорука.

У боевого самолёта старший техник Василий Иванович Романов и техник Василий Денисович Лебедок. 50-е годы прошлого столетия

У боевого самолёта старший техник Василий Иванович Романов и техник Василий Денисович Лебедок. 50-е годы прошлого столетия

    Ещё проще решался технический вопрос. Самолеты разрезали на части, затем их сдавали в металлолом, первоначально изымая драгметаллы. В это время на аэродром "Салка" стали перегонять самолёты из других сокращаемых авиационных частей, их ждала аналогичная участь. База просуществовала до 2005 года.

    Нельзя не рассказать ещё об одной войсковой части, сыгравшей немаловажную роль в жизни военного городка. 5 мая 1960 года рядом с гарнизоном создали авиаремонтную мастерскую, затем её реорганизовали в завод по ремонту авиационной техники. В состав завода входили пять производственных цехов, центральная заводская лаборатория и другие производственные службы. На территории завода находились собственные столовая и медсанчасть. Позже построили ещё два корпуса, входивших в состав первого цеха.

    Местные жители вспоминают, что наибольшего расцвета завод достиг при командире Юрии Борисовиче Тышецком. Тогда местный детский сад и заводскую столовую обеспечивало молоком своё подсобное хозяйство. В теплицах выращивали огурцы и помидоры. Рабочих и служащих бесплатно привозили на работу и увозили с работы домой в Нижний Тагил. Завод вёл строительство жилых домов. Квартиры и места в местном детском саду делили примерно поровну между военнослужащими и работниками завода.

    В 1993 году прошло первое сокращение рабочих мест. В 2000 году войсковую часть свернули, авиаремонтный завод впоследствии переименовали в базу хранения и разделки авиационной техники. В 2009 году была сокращена и она.

    С сокращением войсковых частей военный городок стал приходить в упадок. В 2003 году решением местных властей его жилой фонд передали в муниципальную собственность Нижнего Тагила. Жилые дома частично отремонтировали, провели уличное освещение и так далее.

Посёлок Сокол, 2012 г. Фото Г. Григорука.

Посёлок Сокол, 2012 г. Фото Г. Григорука.

    Несмотря на то, что дома бывшего городка были включены в федеральную программу капитального ремонта жилого фонда, внешний вид и качество жизни в городке по-прежнему малопривлекательно.

    С 2007 года неоднократно высказывались идеи создания на основе аэродрома "Салка" аэропорта города Нижнего Тагила. Одно из предложений связано с созданием в регионе особой экономической зоны.

    Реконструкция аэродрома, наверное, смогла бы дать вторую жизнь посёлку. Это новые рабочие места, возможность ремонта обветшалого жилого фонда, внутри-поселковых дорог. Недавно в СМИ появилась информация о заинтересованности Уралвагонзавода в аэродроме.

К. БЕЛЯЕВА, Г. ГРИГОРУК, с. Покровское.

    Фото из архива музея Покровской школы.

    Литература: Газета "Пригородная газета" от 30.03.2012; 06.04.2012.

 

 

Главная страница