Новый год к нам мчится

(Из истории праздника)

    Новогодние праздники всегда были любимы тагильчанами, у которых, как и у всех христиан, был обычай колядовать, рядиться, плясать, кататься на "катушках", установленных на Тагильском пруду. "Катушка" представляла собой большую крестовину, к которой прикреплялись восемь коробов, вмещавших по десять человек. Вращали "катушку" четыре лошади. На санках ("дровешках") спускались с Лисьей горы. Катались с ледяных горок, на лошадях или на коньках на катках, которые устраивали на трех городских прудах. Рядились все, от мала до велика - надевали самодельные маски, разрисовывались сажей. С гармонью и балалайкой ряженые ходили к знакомым, где пели, плясали, величали хозяев. Для остроты ощущений и большей потехи женщины обряжались в мужчин, а мужчины рядились в женщин. Колядующих на Урале издавна называли "шуликанами". Обрядовые действия были призваны обеспечить благополучие и богатство на весь следующий год.

    С начала XX века наряду с традиционным ряженьем широкой популярностью в Нижнем Тагиле стали пользоваться святочные маскарады, устраивавшиеся в заводском купеческом клубе. На них пускали по рекомендации старшин клуба и рабочих. Костюм шили сами либо брали напрокат в частных костюмерных. Обязательными персонажами маскарадов были Коломбина, паяцы, клоуны, Арлекино, Пьеро, а также представители различных национальностей, населявших Россию.

    Особенностью тагильского праздника была пушечная стрельба. Практически в каждом дворе имелась одна, а иногда и несколько сигнальных пушечек. Пальба из них заменяла фейерверки. Как вспоминал краевед И.А. Орлов, часто канонада была такой сильной, что казалось, город оказался в центре какой-то великой битвы.

1944 год. Семья фотографа Эммануила Евзерихина.

1944 год. Семья фотографа Эммануила Евзерихина.

    Сопровождала эти праздники вечнозеленая ель, которая символизировала рождение Господа, начало годового цикла и жизни. Люди верили в волшебную силу хвойного дерева – его иглы якобы защищали от злых духов. По другой версии, ель, украшенная яблоками и орехами, имеет своим прообразом библейское "райское дерево".

    Главные атрибуты новогоднего ритуала тысячелетиями остаются неизменными: украшение верхушки елки звездой или ангелом. При этом звезда на вершине ели символизировала библейскую "Вифлеемскую звезду" - знак Рождества. Другие украшения – это золотистые и разноцветные звездочки и снежинки, веселые звонкие колокольчики, стеариновые свечи, а позже – электрические гирлянды с разноцветными лампочками. Залогом будущего урожая и плодородия служили развешанные на ветвях фрукты и сладости, покрытые сусальным золотом или завернутые в золотистую и серебристую бумагу или фольгу. Но пройдет еще несколько десятилетий, пока елка с улиц и из казенных учреждений придет в каждый дом, а ее украшение станет семейным занятием.

    Впервые в России новогодняя елка появилась на торговой площади Москвы в канун Северной войны. В 1699 году в последний раз праздновали Новый год по старому обычаю – осенью, 1 сентября. Через несколько месяцев вышел Указ Петра I "О праздновании Нового года".

    После революции 1917-го отношение к новогоднему празднику и к елке стало меняться, но не сразу. Декретом ВЦИК "Кодекс закона о труде" в 1919 году были объявлены новые государственные праздники, и среди них – 1 января, Новый год. На елку к ребятам даже Владимир Ильич Ленин приходил. Известно, что в 1919 году вместе с Н.К. Крупской они в "Лесной школе" в Сокольниках организовали елку для детей. В 1924 году М.И. Ульянова устроила праздник для детей в Горках, где также присутствовал Владимир Ильич. Это была последняя елка Ильича и более чем на десять лет – последняя елка для всей страны.

    В 1926-1927 годах развернулась антирелигиозная кампания. Рождество и елку стали называть "прихотью буржуазии", клеймили в официальной печати. Ее сочли буржуазным предрассудком и практически запретили. За "поклонение елке" советскому человеку грозила если не тюрьма, то большие неприятности на работе. "Органы" брали на карандаш даже за то, что не сообщил, куда следует, о том, что это сделал сосед. На что народное творчество отвечало подобными стишками:

    Сегодня праздник у ребят,

    Ликует пионерия:

    На елку в школу к нам придет

    Лаврентий Палыч Берия.

    Во второй половине 1930-х елку реабилитировали – причем не с меньшим энтузиазмом, чем запретили. По парткомам и профкомам всей страны пошли "разъяснения" о том, что в елке нет политического вреда. Вслед за этим вышло постановление ЦК ВЛКСМ "О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече Нового 1936 года". И засияли снова лесные красавицы на площадях и улицах наших городов, в школах, детских садах и квартирах...

    В конце декабря 1937 года в Колонном зале Дома союзов в Москве впервые установили то, что впоследствии стали называть Главной елкой Страны Советов. Она представляла собой 15-метровое дерево с десятью тысячами украшений. На смену запрету пришла идеологизация детских праздников. В играх и игрушках непременно присутствовали мотивы того, чем жила страна. Например, в предвоенные годы активно использовалась тематика, связанная с освоением Арктики, а начиная с 1960-х годов – с покорением космоса.

    Новогодние праздники в тяжелые годы Великой Отечественной войны вспоминает ветеран труда Лидия Гусева: "Наш детский сад № 45 был расположен в одном из зданий нынешних энергосетей по Черноисточинскому шоссе, рядом со Свято-Троицкой церковью. В те годы там располагался гараж Высокогорского рудника. В детском саду 6-7-летние "старшие" девочки в годы войны и после штопали солдатское белье для госпиталя, пришивали пуговицы, принесенные из дома, ставили латки. Когда все дети шли на прогулку, то часто "старших" оставляли чинить белье, которое привозили каждый день из прачечной, где наши мамы стирали его в корытах, на стиральной доске, и им выдавали четвертую часть печатки хозяйственного мыла. Когда нас укладывали спать, то воспитатели, няня, повар гладили утюгом уже зашитое белье, складывали его в стопки, а вечером отправляли в госпиталь.

    Рядом с детским садом в двухэтажном здании размещался штаб воинской части, а во дворе стоял барак, где жили семьи офицеров. Тут же поблизости были огороды, склады, сарай, где содержались куры и свинки. Это было подсобное хозяйство для снабжения продовольствием раненых в госпитале. Одного поросенка держали специально для детского садика. Мы же рвали траву для нашего питомца, звали его Борькой. Мы с ним играли и очень его любили. К зиме Борька стал большой, откормленный, его перевели в сарай, больше мы его не видели: в Новый год, на празднике, нас угощали настоящими мясными котлетами, многие ели их впервые в жизни.

    А какую елку за одну ночь для нас ставили и украшали во дворе детского сада! Окна, которые выходили на участок, завешивались, и мы ничего не видели, а днем, выходя на прогулку, вдруг обнаруживали красавицу – великолепную сказочную елку! На ней были чудесные игрушки, их было очень много. Все они сверкали, искрились, переливались, так как наши добрые воспитатели изготовили их изо льда: звезды, снежинки, фигурки животных, какие-то листочки, цветочки и прочее. Все это было разноцветное, чем-то покрашено – волшебное! Впечатление от этой елки осталось на всю жизнь.

    А вскоре госпиталь освободил здание школы № 1 по ул. Тагильской. Мы пошли в первый класс. В новый 1945 год для нас в спортзале тоже установили елку, мы получили первые в жизни незабываемые новогодние подарки. Это был газетный кулечек, в который насыпали полстакана... семечек! Но для нас это был настоящий Новый год!"

    После 1976 года елка переместилась во Всесоюзный Дворец съездов. Туда подбирались уже более высокие ели – до 25-30 метров, а новогодние представления посещали десятки тысяч детей.

    В это время в Нижнем Тагиле наиболее значимыми и посещаемыми были елки в драматическом театре, ДК "Юбилейный", ДК школьников, клубе имени Горького, во дворцах металлургов и вагоностроителей.

    Первые ёлочные игрушки изготавливали из дешевого сырья, чаще всего из отходов бумаги, картона, фанеры, кусочков жести, проволоки, байки, ваты, конфетных оберток, лоскутков, ткани и ленточек (особенно красных), цветных стёкол, бусинок. Соломенные и бумажные снежинки, гирлянды из шишек, фигурки птиц и зверей из картона и разноцветной бумаги – все должно было символизировать обильную жизнь, плодородие и наделялось охранительным воздействием. Такие же нехитрые елочные украшения продавали на базарах, толкучках и ярмарках кустари-одиночки. Позднее появились игрушки из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. В это же время произошла замена "Вифлеемской звезды" на макушке ели на нейтральное шпилеобразное навершие – "макушку". А еще позже, с установкой рубиновых звезд на башнях Московского Кремля и успехах в деле электрификации страны, на верхушках елок появились красные звезды – маленькие копии кремлевских, часто с подсветкой изнутри лампочками.

    Уже в конце 1930-х годов появляется множество объемных изображений фруктов и овощей, животных, птиц, насекомых, изготовленных из прессованной ваты или папье-маше. В Нижнем Тагиле создаются первые кооперативные артели по изготовлению елочных игрушек. В дальнейшем они преобразуются в государственную фабрику детской игрушки, которая была расположена на улице Черных. Но в целом производство елочных игрушек в России было незначительным. Вплоть до 1936 года оно вообще не велось. Зато, начиная с 1936 года и до середины 1960-х, искусство елочной игрушки переживало пору небывалого расцвета: создавались чудесные украшения ручной работы, применялась ручная роспись. Развитие отечественного производства елочных украшений и игрушек с конца 1940-х и по 1960-е преобразуется в государственную отрасль промышленности. Со второй половины 1960-х елочная игрушка в нашей стране теряет свою индивидуальность – нормой становится массовое производство.

    К 1960-1970-м годам на смену бумаге и вате в качестве основного материала для изготовления елочных игрушек в небывалом объеме от общего производства приходит стекло. Стеклянные елочные украшения становятся непременным атрибутом украшения елки в каждой семье. Лично для меня незабываемыми впечатлениями с детства был момент, когда холодным декабрьским вечером мама забирала меня из садика, но вместо дома мы шли на ёлочный базар. Тут по моему выбору продавец в огромный кулек осторожно складывала ярких блестящих стеклянных зайчиков, белочек, снегирей и других сказочных персонажей. Затем все это великолепие становилось украшением натуральной ёлки, которая убиралась только после праздника Крещения.

Сергей ПУДОВКИН, краевед.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №46(95) от 27.12.2012.

 

 

Главная страница