В нашу гавань заходили корабли

Пароход на пристани. 1919 год

Как спасли утопленника

    В 1904-1905 годах на Тагильском заводском пруду появился небольшой пароходик бывшего начальника паровозного депо заводских железных дорог Башкирова Федора Федоровича.

    Формой своей он напоминал морские военные катера. Корпус – из двухмиллиметрового листового железа - клепали в механическом цехе Тагильского завода по эскизам самого Башкирова. Длина парохода приблизительно 8 метров, ширина - 1,8 м, высота - 1,2 м. Вмещал он 16-18 человек.

    Паровая машина была оригинальной конструкции, с двумя наклонными цилиндрами, мощностью 6-8 л. с. Машину и жаротрубный горизонтальный котел тоже делали в механическом цехе, а еще в мастерских паровозного депо заводских железных дорог.

    Пароход развивал скорость до 12 км в час. Шел беззвучно, сильно рассекая воду, отчего после него поднималась высокая острая волна. Небольшой гудок издавал мягкий, негромкий звук. Стоял пароходик на гальянском берегу, около оборудованной позднее лодочной пристани завода имени Куйбышева. Использовался он для увеселительных прогулок семьи Башкирова.

    В 1915 году владелец продал это судно кустарю Михаилу Сергеевичу Обрезкову, жившему на улице Верхней Черепановой. Новый хозяин перевез его с Тагильского на Выйский пруд, сделал капитальный ремонт. Когда в 1919 году Обрезков уехал из Тагила с белыми, пароходик остался бесхозным. В 1920-м паровые котел и машина были сняты и проданы на мельницу в село Башкарка за три мешка зерна. Корпус же никому не пригодился, и в 1927 году ребятишки затопили его у плотины Выйского завода.

    Но история башкировского парохода имела свое продолжение.

    Зимой 1928-1929 гг. Леонид Кирьянович Бондарев, зная место затопленного на глубине примерно 3 метров корпуса, получил разрешение горкомхоза и с помощью треноги да подъемной тали достал "утопленника" и перевез домой, на Выйскую улицу.

    Летом Леонид и его брат Всеволод, работавшие в депо заводских железных дорог, занялись реставрацией судна. У себя в огороде сменили проржавевшую корму корпуса, не меняя ее формы и размеров. Приспособили к делу небольшую паровую машину, оставшуюся еще от деда Сидора Яковлевича Бондарева и лежавшую в амбаре. На прииске "Красный Урал" купили паровой котел емкостью 10-12 ведер, рабочее давление 4 атмосферы. После соответствующей проверки котлонадзором установили котел и машину в отремонтированное судно.

    Осенью 1929 года возрожденный башкировский пароход был спущен на воду. Пользовались им до 1934 года.

А "Пете" не повезло

    В 1905-1906 годах на Тагильском пруду появился еще один пароход, но больших, чем башкировский, размеров. По своим чертежам и расчетам, на свои средства его построил мастер механического цеха Тагильского завода Харисим Агафонович Заякин.

    Корпус корабля длиной 4 сажени (8 метров) клепали под его наблюдением в механическом цехе из трехмиллиметрового листового железа, а паровой жаротрубный котел с двумя предохранительными клапанами - в механической мастерской Федора Антоновича Муравьева. (Вес готового котла был 40 пудов, максимальное давление - 9 атм, мощность - 6 лошадиных сил). Чугунное литье машины: цилиндры, поршни, станину, гребной винт и т.п. - отливали в чугунолитейном цехе Тагильского завода. Все токарные работы делались в механической мастерской Василия Игнатьевича Кашина на улице Высоковской (потом - Первомайская). Палубу над котлом, деревянные лестницы, скамейки изготовил столяр Василий Осокин.

    А вот отковку мелких деталей, слесарную обработку делал сам Харисим Агафонович. Для этой цели он арендовал свободную кузницу кустаря Виктора Кузьмича Двойникова на улице Шамина (теперь Карла Маркса). За аренду платил один рубль в месяц. Общая стоимость заякинского парохода составила 1100 рублей.

    Рассчитан он был на 20 пассажиров, скорость развивал до 18-20 км в час. Отапливался котел каменным углем, его покупали на станции Тагил по 5 копеек за пуд. На поездку брали 15-20 ведер угля.

    Свой пароход, названный в честь младшего сына "Петя", Заякин использовал только для семейного плаванья: ездили за грибами, ягодами, на охоту вверх по пруду до Шайтанки. В случае дождя садились под тент, который был сделан над кормой и палубой над котлом.

    На причале стоял пароход у водокачки станции Тагил.

    Однако, в отличие от башкировского корабля, заякинскому "Пете" не суждена была долгая жизнь. После смерти Харисима Агафоновича наследники в 1913 году продали его детище за 400 рублей начальнику материального склада станции Тагил Николаю Григорьевичу Песчаникову. Новый хозяин перепродал "Петей" Кузнецкому, заместителю начальника службы пути той же станции. У него пароход не пошел. Частые ремонты, заботы надоели, в 1914 году пароход снова сменил хозяев и был переправлен в Нижнюю Салду.

    Вскоре на Салдинском пруду он наскочил на подводный камень и затонул. Дальнейшая его судьба неизвестна, подводит итог рассказу о первых частных пароходах в Тагиле Иван Абрамович Орлов.

    Кстати сказать, он же, неутомимый искатель, отыскал в Тагиле следы первых моторных лодок, парусников, водных лыж и оставил их описание.

По пруду на велосипеде

    В 1912-13 годах на лодочной пристани добровольного пожарного общества в Господском саду (так называли тогда городской парк) появились сразу две моторные лодки.

    Большая десятиместная - с железным клепаным корпусом, со стационарным нефтяным двигателем - под названием "Тревога" принадлежала кустарю-предпринимателю Ивану Григорьевичу Истомину. Корпус клепался в мастерских “Истомин-Воробьев” у Моральского моста по улице Максимильяновской (теперь ул. Фрунзе).

    Лодка эта спущена на воду с коммерческой целью. Желающие прокатиться от пристани до Корабельного мыса платили пять копеек с человека. Охотников до такого удовольствия было много, особенно в воскресенье и праздничные дни. Водил "Тревогу" нанятый моторист, билеты продавала на пристани женщина-кондуктор. Расписания прогулочных рейсов не было.

    Вторая лодка - "Арго" принадлежала торговцу скобяными товарами, совладельцу одной из тагильских типографий Александру Петровичу Федоровскому. Она была поменьше "Тревоги", но тоже со стационарным нефтяным двигателем, с деревянным шлюпочного типа корпусом. А катались на ней только сами хозяева, платные рейсы не практиковались.

    Обе лодки ходили не быстро, но с большим шумом, особенно "Тревога", и сильно вибрировали. Первый буер (парусник на лыжах) жители города увидели на Тагильском пруду в 1911 году. Электронная версия historyntagil.ru. Подробной информации об этой диковине, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что хозяином его был Константин Васильевич Груздев, в то время учившийся в Горнозаводском училище. Вероятно, он сам и смастерил буер.

    Примерно тогда же, в 1910-12 годах, удивил честной народ другой тагильский умелец - слесарь Николай Дмитриевич Казаковцев. Он сконструировал велосипед на поплавках с пропеллером за седлом и несколько раз лихо прокатился на нем по пруду от водокачки станции Тагил до Лисьей горы.

    Были у Казаковцева и последователи. В 1929 году братья Леонид и Всеволод Бондаревы тоже сделали водный велосипед - на поплавках, с гребным винтом заднего и переднего хода. Катались по одиночке на Выйском пруду. Но прогулки скоро прекратились: поплавки из кровельного железа проржавели, и братья оставили забаву.

    А вот память о водоплавающих диковинках в городе осталась. В 60-х годах старожилы А.Ф. Лапенков и В.X. Заякин рассказали о них Ивану Абрамовичу Орлову, краеведческие записи которого мы и предложили вашему вниманию.

Ада ЕГОРОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.11.1996.

Главная страница