Юбилей тагильского трамвая
27 февраля 1937 года по улицам растущего Нижнего Тагила впервые прошел трамвай по маршрутам: Красный Камень – центр, вокзал – центр (трамвайное кольцо находилось у кукольного театра). В фондах Нижнетагильского городского исторического архива хранятся документы, которые свидетельствуют об истории становления и развития трамвайного движения.
Впервые упоминание о трамвае встречается в отчете Нижнетагильского Горкомхоза о капитальных вложениях в коммунальное хозяйство за 1933 год. В перечне расходов наряду с затратами на уличное освещение и работу водопровода указано, что на строительство трамвайных путей затраты составили 50 000 рублей.
В конце 1934 года начались переговоры о техническом проектировании трамвая на Уралвагонзаводе. В 1935-м Управлением Тагильской городской железной дороги были разработаны правила пользования трамваем. В них значилось 22 пункта. В первом перечислены ограничения, связанные с безопасностью проезда пассажиров и культурой нахождения в общественных местах:
"1. К проезду в трамваях совершенно не допускаются:
а) лица в нетрезвом состоянии,
б) арестованные в сопровождении конвоиров,
в) лица с винтовками, без снятых штыков и вынутых затворов,
г) лица, одержимые явно заразными болезнями,
д) лица с охотничьими ружьями в не разобранном виде или без чехлов,
е) лица в явно пачкающей одежде,
ж) лица в одежде, издающей зловонье,
з) лица с животными и птицей,
и) лица, имеющие при себе огнеопасные предметы (бензин, керосин, порох, киноленты и т.п.),
к) с громоздким или тяжелым багажом, и также с багажом, издающим дурной запах или пачкающим платье и вагон.
2. Входить пассажирам в трамвай разрешается только через заднюю площадку моторных и прицепных вагонов, а выходить через переднюю площадку"...
Поворот с ул. Мира на ул. Победы
Через переднюю площадку разрешался вход членам партии и президиума Горсовета, милицейским работникам по предъявлении служебного удостоверения. Пассажиры должны были соблюдать живую очередь при посадке.
С вводом трамвайного движения в городе возникла необходимость в подготовке вагоновожатых. В 1937 году обучение прошли 8 человек. В Нижний Тагил прибыло 7 моторных и 4 прицепных вагона производства Мытищинского вагоностроительного завода.
Постепенно вводились в действие строящиеся трамвайные пути. В 1938 году введен еще 1 км, а в 1939 году добавилось 5,1 км путей.
Росло число людей, проживающих в центральной части города и работающих на Уралвагонзаводе, которым необходимо было добираться до отдаленного предприятия. В 1940 году вступила в эксплуатацию трамвайная линия Уралвагонзавод – Нижний Тагил. Существенно изменился поток пассажиров до Малой Кушвы. Маршрут трамвайного движения был от остановки "Менделеева" до УВЗ. С целью уменьшения сроков работ исполком Дзержинского райсовета от 9 сентября 1946 года принял решение о привлечении трудовых коллективов, жильцов близлежащих домов на строительство второй колеи трамвайного пути. Жители Вагонки принимали активное участие в работе.
Трамвайное движение в городе находилось в ведении двух предприятий: Нижнетагильского металлургического комбината и Уральского вагоностроительного завода. Все большее число жителей города пользовалось услугами трамвая, и все больше уголков города было охвачено перевозками пассажиров. К примеру, трамвайной службой НТМК в декабре 1957 года было перевезено 2 226 007 пассажиров.
В 1959 году к трамвайным линиям УВЗ присоединили пути завода "Пластмасс". В 1962 году подвижной состав трамвайного парка УВЗ составлял 49 вагонов, НТМК – 71 вагон, завода "Пластмасс" – 12 вагонов.
В 60-е годы заканчивалось строительство трамвайной линии в поселок Северный. В 1969 году принимаются в эксплуатацию трамвайные пути в Выйской части города от улицы Островского до улицы Горького: по акту приемки в эксплуатацию их протяженность составляла 6,9 км. Решением Дзержинского райсовета от 14 августа 1971 года в план включено строительство трамвайных путей по Ленинградскому проспекту. В 70-80-е годы трамвайное движение охватывало почти все районы города: Красный Камень, Тагилстрой, Выю, центр города, район Новой Кушвы, Северного поселка.
Трамвайные остановки время от времени переносились. Так, 14 ноября 1972 года решением исполкома Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся была ликвидирована остановка "Гостиница" на проспекте Ленина (между остановками "Горсовет" и "Почта").
В 90-е годы возникла необходимость введения дополнительного общественного пассажирского транспорта на Гальяно-Горбуновский массив. В 1990 году пущен трамвай на ГГМ. Маршрут №5 – Тагилстрой – ГГМ и №14 – Островского – ГГМ. Ранее существующее автобусное движение не справлялось с перевозками жителей густонаселенного района. Электронная версия historyntagil.ru. В 1998 году распоряжением главы города №58 от 16 февраля открыты новые коммерческие маршруты трамвая (без льготного проезда) №15 – ГГМ – Новая Кушва, №16 – по маршруту трамвая №3 за счет снижения количества вагонов на других городских маршрутах. Маршрут трамвая №3 изменился и стал заезжать на ВМЗ, количество вагонов на маршруте №3 резко сократилось. Открывала движение водитель I класса Вера Ивановна Данильченко.
В перестроечный и постперестроечный периоды появились свои трудности. Финансирование ухудшалось, прекратились централизованные поставки запасных частей. Без своевременного ремонта вагоны перестали выходить на линию. В 1994–1996 годах продолжалось сокращение численности исправных трамваев, что повлекло за собой снижение их выхода на городские маршруты.
В настоящее время общая протяженность трамвайных маршрутов составляет более 40 км. Нет района, куда бы не были проложены пути, а услугами трамвайных перевозок пользуются тагильчане от мала до велика. Пожелаем долгих лет городскому трамваю!
Майя ШАРКОВА, заведующая отделом НСА и использования документов Нижнетагильского городского исторического архива.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 03.03.2012.