Забытый юбилей

    На фоне юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию Уралвагонзавода, как-то в стороне, в тени осталась ещё одна дата – день рождения пожарной охраны завода. А ведь ей, как и заводу, тоже исполнилось 75 лет. Хотелось бы исправить это упущение и рассказать о самых первых шагах пожарных, охраняющих Уралвагонзавод, представить документы и фотографии.

    15 мая 1930 года ЦК ВКП (б) принял решение о создании в СССР второй угольно-металлургической базы и сооружении Ново-Тагильского завода. Так на Федориной горе началось строительство будущего металлургического гиганта, а годом позже, в 1931-м, приступили к строительству Уральского вагоностроительного завода. Была поставлена очень трудная задача: практически с нуля построить два больших предприятия. Трудная, но, как впоследствии оказалось, выполнимая.

    Нынче легко об этом говорить, а тогда люди трудились на совершенно неподготовленных площадках, практически в тайге, не имея не то что нормальных условий для работы, но даже элементарного жилья. Жили в палатках и в холод, и в дождь. Невольно вспоминаются старые советские фильмы, такие, как "Комсомольск", "Коммунист" и другие, рассказывающие о той эпохе. Сейчас много говорят, что показанное в них – это агитация. Но ведь так было! Иначе не построили бы такие заводищи, причём в короткие сроки!

    Строительство заводов вели тресты "Уралвагонстрой" и "Тагилстрой". Основной рабочей силой были спецпереселенцы, которых только на Уралвагонстрой прибыло более трёх с половиной тысяч.

    Поскольку люди жили в абсолютно неприспособленных условиях, то и возможность возникновения пожаров была очень велика. Всё "жильё" было из горючего материала, в самом "жилье" тоже всё было пожароопасным. Тут же без соблюдения элементарных противопожарных правил сушили промокшее бельё и спецодежду, порой забывая об этом или просто засыпая от усталости. Кто-то курил, кто-то готовил еду...

панорама палаточного городка, запечатленная неизвестным фотографом в самом начале строительства УВЗ.

Панорама палаточного городка, запечатленная неизвестным фотографом в самом начале строительства УВЗ.

    В результате очень часто возникали пожары. В архивах не сохранилась их статистика, но нетрудно догадаться, что цифры были большими. Даже с появлением первых более или менее "капитальных" строений – бараков, магазинов – горючая загрузка нисколько не снизилась, поскольку всё строилось из дерева. Именно поэтому для сбережения от огня было создано управление пожарной охраны новостроек Нижнего Тагила возглавил которое В.В. Владимиров, специалист с высшим образованием, приехавший из Москвы.

    Практически весь 1930 и частично 1931 годы ушли на подготовительные, изыскательские и проектные работы. Но все горели желанием скорее приступить к строительству заводских цехов. Правда, до его завершения было далеко – первая продукция сошла с заводского конвейера 11 октября 1936 года. Но первый цех на новом заводе был сдан в эксплуатацию уже 7 ноября 1932 года, это был ремонтно-строительный цех.

    "Тагильский рабочий" писал в сентябре 1936 года:

    "Новый город – Дзержинский район – имеет 600 домов, 20 улиц, 9 школ, телефонную станцию на 900 номеров, 87 магазинов, 2 поликлиники, клуб, парк культуры. В районе проживают представители 23 национальностей, всего 45 тысяч человек". ("Нижний Тагил. 285 лет. Книга о городе", Екатеринбург, 2007 г.)

    А что же пожарная охрана? В книге об этом нет ни слова. Обратимся к другим источникам и вернёмся немного назад.

    Одной из главных проблем для пожарной охраны того периода были отвратительные дороги и недостаток воды. На строительных площадках дорог не было вообще, а после дождей площадки напоминали болото. И по этому месиву, преодолевая большие трудности, огнеборцам приходилось выезжать на пожары.

    Вопрос снабжения водой в первые месяцы строительства решался весьма примитивно: у каждого строящегося объекта рыли колодцы, для пожаротушения делали водоёмы.

    Для улучшения водоснабжения на строительстве УВЗ, например, была возведена плотина на реке Малая Кушва, находящейся в полутора километрах от строительства. От плотины провели водопровод, который хоть и подавал всего 4 литра в секунду, но был очень полезен. И только в июне 1935 года был сдан в эксплуатацию девятикилометровый промышленно-противопожарный водопровод с двумя насосами-повысителями.

личный состав ПК-2. Пожарная команда рабочего поселка ТЭЦ, 1935 год

Личный состав ПК-2. Пожарная команда рабочего поселка ТЭЦ, 1935 год

    Благодаря людям, постаравшимся донести до потомков историю пожарной охраны УВЗ, сегодня можно подробно рассказать, где находились пожарные команды и как они были оснащены. В первую очередь это рассказы А.М. Смагина и М.Г. Неймышева, сохранившиеся в Историческом формуляре отряда пожарной охраны.

    В 1932 году на Уралвагонстрое была создана промышленная пожарная команда (ППК), которая тогда ещё не являлась структурной единицей УВЗ, а как бы обслуживала строящийся завод в противопожарном отношении. Руководил ею Богданов. В состав ППК входили:

    - караул главного депо;

    - караул ТЗЦ;

    - караул цеха колёс Гриффина;

    - караул пос. Красный Бор. Караулы несли дежурство по трехсменному графику. Каждый караул возглавлял старший смены.

    С увеличением объёма строительства в 1934 году значительно вырос и штатный состав пожарной охраны, караулы были преобразованы в пожарные команды. К концу года в состав пожарной охраны Уралвагонстроя входило пять пожарных команд и один отдельный пост.

личный состав ПК-1

Личный состав ПК-1

    Пожарная команда № 1 располагалась на углу улиц Заводской (ныне Мечникова) и Пролетарской (ныне Ватутина), в деревянном двухэтажном здании. На первом этаже находились служебные помещения команды, а второй этаж занимало управление промышленной пожарной охраны Уралвагонстроя. На ее вооружении находились три автомашины. Кроме того, на выезд постоянно было два конных хода: насособочечный и бочечный.

    В зону обслуживания ПК-1 входили: цех колёс Гриффина со всеми подсобными портройками; склад дров коммунального отдела; овощехранилище ОРСа; нефтесклад; новая и старая лесопилки; лесосушилка; склады леса; склады импортного оборудования; материальные склады; строймеханизация; ремстройцех; гараж; клуб; котельные мастерские; подсобные предприятия вагоносборочного цеха; кислородный завод и соцгородок.

    Начальником ПК-1 был тов. Клепцин, начальниками караулов – тов. Певцов, Режин, Котляр.

    Пожарная команда № 2, имевшая схожее вооружение, располагалась у периметра завода, возле проходной рабочего посёлка ТЭЦ, в одноэтажном здании. В зону ее обслуживания входили: ТЭЦ со всеми постройками на территории; газогенераторная; автогараж; склады ТЭЦ; конный двор; посёлок ТЭЦ; трудпосёлок; конный двор вагоносборочного цеха; а также все постройки, находящиеся на вышеуказанной территории.

    Начальником ПК-2 был тов. Зимарев, начальниками караулов – тов. Болдырев, Низовкин, Кашин.

    Пожарная команда № 3 располагалась на территории строительной площадки, между цехами 563 и 550, во временном деревянном здании. На ее вооружении имелась одна автомашина, установленная в деревянной будке (гараже) на водоёме, ёмкостью 200 кубометров, с расчётом применения её без выезда при необходимости тушить пожары в трёх крупных производственных зданиях (мартеновский цех, цеха крупного и мелкого стального литья).

    В зону обслуживания входили: территория опалубочного двора; цеха мелкого и крупного стального литья; бетонный завод; осепоковочный цех; кузнечно-пружинный цех; ремонтно-механический цех; инструментальный цех; вагоносборочный цех; постройки, находящиеся на их территориях (что-то больно много для одной машины, стоящей стационарно на водоёме).

    Начальником ПК-3 был тов. Субботин, начальниками караулов – тов. Савин, Бурдин, Козаков.

    Пожарная команда №4 располагалась во временном деревянном здании на Пихтовой горе и имела в своем арсенале два конных хода: насособочечный и бочечный. В зоне ее охраны находились: территория Технического посёлка на Пихтовой горе; соцгород со школой; конный двор соцгорода; все постройки на этой территории.

    Начальником ПК-4 был тов. Киселёв, начальниками караулов – тов. Перезолов (другие фамилии ветераны не вспомнили).

личный состав ПК-3

Личный состав ПК-3

    Пожарная команда № 5 располагалась во временном деревянном здании в посёлке Красный Бор, имела также два конных хода. Электронная версия historyntagil.ru. В зоне обслуживания находились: посёлок Красный Бор; территория паровозного депо со всеми постройками; участки "Катаба", "Ольховка" со всеми постройками.

    Начальником ПК-5 был тов. Васильев.

    Кроме того, имелся отдельный караул ПК-1 на подсобном предприятии вагоносборочного цеха.. На вооружении караула был конный насособочечный ход. Начальник караула тов. Усольцев. На Валёгином Бору находился отдельный пост, начальником которого был тов. Сорокин. Отдельный пост также был непосредственно подчинён ПК-1.

    Такая дислокация пожарных команд обеспечивала в тот период времени надёжную охрану от пожаров. Все команды принимали участие в тушении пожаров согласно расписанию выездов, которое составлялось с учётом района охраны, имеющейся техники, состояния дорог и водоснабжения.

    Вся строительная площадка УВЗ в соответствии с приказом начальника пожарной охраны №161 от 03.12.1934 была разбита на четыре сектора, охраняемых ППК, которые, в свою очередь, входили в состав отряда.     

Личный состав ПК-4

Личный состав ПК-4

    Вот так выглядела пожарная охрана Уралвагонстроя в середине 1930-х годов. В дальнейшем она развивалась, постепенно переходила от конных ходов к автомобильным, но всегда оставалась боеспособной.

    Первые пожарные части строились не капитально, чаще всего из подручного материала, которым являлось дерево. Разумеется, никаких "удобств" тогда не было, все усилия направлялись только на несение службы, поэтому и текучесть кадров была большой.

    Следующие приказы касаются организации и становления пожарной охраны непосредственно на Уралвагонзаводе. Они прямо указывают на день её рождения.

    Приказ № 225 от 27 июня 1936 года по Управлению Уральского вагоностроительного завода.

    Пожарную охрану принять согласно акту (надо думать от "Уралвагонстроя". – Ю.С), зачислить в штат завода и подчинить пом. директора т. Ищенко.

    Оборудование, инвентарь, жилые дома – принять на баланс завода согласно ведомостей, приложенных к акту приёмки.

Директор УВЗ Павлоцкий (НТГИАФ.417,Оп.1,Д.18).

    По мнению автора, этим приказом и отмечен день рождения пожарной охраны Уралвагонзавода. Конечно, по этому поводу могут возникнуть сомнения и даже споры, кто-то может сказать, что пожарная охрана существовала и раньше. Да, существовала. Но относилась она тогда к Уралвагонстрою – строительной организации. А непосредственно на предприятии, заводским подразделением, она стала только с момента ее передачи согласно вышеуказанному приказу.

    Возможно, пожарная охрана была ещё и в других подчинениях, например, в управлении лагерей, но другого подробного документа об этом обнаружено не было.

    К середине 1936 года появилась необходимость провести своеобразную ревизию и создать пожарную охрану непосредственно на заводах НТМЗ и УВЗ. Что и было сделано. Об этом, кстати, свидетельствует и следующий приказ.

    Приказ № 148 от (?) мая 1936 года (выписка).

    Ввиду ликвидации колонии НТК на посёлке Красный Бор

    Предлагаю:

    1. Начальнику Коммунального отдела УВЗ т. Артемьевских принять в своё ведение на баланс завода от коммунального отдела строительства все имеющиеся здания жилого фонда и хозяйственные постройки: ...пожарную...

Директор УВЗ Павлоцкий (НТГИАф.417,оп.1,д.17).

так выглядела противодымная фильтрующая маска ДГА. 1931 год. Фото из архива автора

Так выглядела противодымная фильтрующая маска ДГА. 1931 год. Фото из архива автора

    Следующий приказ стал практически фундаментом для всей дальнейшей противопожарной работы на заводе. Много лет на него будут ссылаться при организации и проведении тех или иных мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности.

    Приказ № 444 от 14.11.1936 (выписки).

    Для того, чтобы поставить пожарную охрану завода и строительства на должную высоту, в корне ликвидировать обезличку, безответственность и часто преступную беспечность к вопросам пожарной охраны со стороны административно-технического персонала, рабочих и служащих,

    Приказываю:

    (Ниже приведены подробные 16 параграфов, предлагаемых к исполнению. Приведу лишь названия параграфов. – Ю.С.)

    1. О должностной ответственности за противопожарное состояние...

    2. О соблюдении противопожарных норм при проектировании и выполнении строительных работ и о сдаче сооруженного в эксплуатацию по актам технической приёмки...

    3. Об организации генерального обследования завода согласно приказу НКТП СССР от 21 сентября 1936 года за №1569...

    4. Об издании кратких противопожарных правил и инструкций...

    5. О воспрещении курения...(С 1 января 1937 года запретить курение на всей территории завода и строительства.)

    6. Об уборке мусора и отходов производства...

    7. О проведении курсов и лекций по пожарному делу...

    8. О разработке Инструкции...

    9. О проведении очистки цехов и площадей завода...

    10. О приведении в противопожарное состояние электрохозяйства завода...

    11. О применении временных печей...

    12. О снабжении пожарной охраны завода... (...обратить особое внимание на обеспечение нормальных условий своевременного и бесперебойного снабжения пожарной охраны завода материалами, оборудованием, обмундированием и спецодеждой согласно установленным нормам и положениям...)

    13. Участие Начальника пожарной охраны завода на тех. совещаниях по строительству завода... (... при созыве технических совещаний по вопросам строительства и переоборудования приглашать на них начальника пожарной охраны завода...)

    14. О вовлечении общественности, стахановцев и ударников в борьбу за противопожарный режим...

    15. Обеспечить широкое ознакомление с приказом...

    16. О контроле за исполнением...

Директор завода Павлоцкий.

    Ну, а дальше, с течением времени, происходило что-то новое и в пожарной охране.

Ю.СОГРИН, ветеран пожарной охраны, автор книги "Пожары и пожарные Тагила".

    Фото из архива 2-го отряда ФПС.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №45(46) от 08.12.2011.

Главная страница