Тагильский бронепоезд

    К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло 34 легких и 13 тяжелых бронепоездов. Каждый из них включал в себя бронепаровоз серии Ов и Оп и две бронеплощадки (одно- или двухбашенные), изготовленные на базе 50- или 60-тонных 4-осных вагонов. Легкая бронеплощадка вооружалась двумя 76-мм пушками образца 1902 или 1902/30 годов (последние ставились с 1938 года) и шестью пулеметами Максим – четырьмя бортовыми и двумя на артиллерийских башнях.

Бронепоезд

    Сражение первых месяцев Великой Отечественной воины показали, что бронепоезда рано списывать со счетов, что они действительно являются эффективным оружием в условиях новой маневренной войны. Руководство Красной Армии, проанализировав опыт их боевого применения, решило развернуть массовое строительство бронепоездов на всех железнодорожных заводах СССР. С развертыванием активного строительства бронепоездов на различных предприятиях в сентябре – октябре 1941 года, стало ясно, что шести человек, занимавшихся вопросами бронепоездов в ГАБТУ КА, явно недостаточно. Поэтому согласно приказу народного комиссара обороны СССР № 0399, подписанному И.В. Сталиным 9 октября 1941 года, в структуре Главного автобронетанкового управления Красной Армии создавался отдел бронепоездов для "централизации вопросов строительства, ремонта, формирования бронепоездов и обучения их личного состава".

    Вложили мы силу в работу свою,

    Всю мощь воедино собрали,

    Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою

    Напомнил врагам об Урале

    В декабре 1941 года коллектив паровозного депо Нижний Тагил получил задание из Управления Свердловской дороги начать строительство бронепоезда "Сталинский Урал". Оборудование бронепаровоза было поручено мастерам – почетному железнодорожнику А.П. Францеву и П.Е. Кошкареву. Котельщик В.Ф. Климов, токари Г.Л. Храмцов, Н.Е. Головко, Г.В. Ильин, слесари Н.А. Брагин, В.X. Заякин, А.Г. Городилов, А.С. Мурашов соединяли броневые листы, надежно укрывая котел машины, будку машиниста и тендер. Руководитель строительства бронепоезда почетный железнодорожник Н.Е. Вершинин ежедневно докладывал управлению дороги о ходе строительства бронированной крепости.

    Рассказывает ветеран труда, участник строительства бронепоезда "Сталинский Урал" Г.В. Ильин: "В коллективе паровозного депо, где я в то время работал, люди, в основном, остались прежними. На нас лежала ответственейшая задача поддержания в рабочем состоянии всего локомотивного парка отделения дороги. А в дополнение к основным обязанностям мы брались и за военные, фронтовые заказы, главным из которых явилось строительство бронепоезда "Сталинский Урал". Мастером в строительстве бронепоезда был Н.А. Чундеров, бригадиром – М.Е. Вершинин. Работы выполнялись слесарями А.П. Францевым, А.В. Кокшаровым, А.С. Городиловым, М.И. Смагиным, Н.В. Катаевым, Г.Л. Храмцовым, В.Ф. Климовым. Но часто по своей инициативе подключались и другие рабочие. Одновременно в вагонном депо станции Смычка оборудовались четыре бронеплощадки. Работы велись круглосуточно, люди находилась на казарменном положении. И уже через три с половиной месяца, в феврале 1942 года, наш бронепоезд был представлен к сдаче военной комиссии. Водить грозную боевую машину по фронтовым дорогам доверили машинисту нашего депо Василию Ивановичу Вахрушеву".

    27 января 1942 года машинист В.И. Вахрушев и его помощник Д.А. Варкулевич доставили бронированный поезд в Свердловск. Здесь в депо Свердловск-Пассажирский с начала января 1942 года шло строительство своего бронепоезда. Стахановцы-котельщики А.В. Гребенщиков, М.И. Голышев, слесари В.И. Черненко, П. Малинников, В.В. Южаков трудились на пределе сил. Они взяли обязательство закончить строительство боевой машины с паровозом Ов№5910 к 24-й годовщине Красной Армии. 12 февраля 1942 года газета "Комсомольская правда" писала: "В строительстве бронепоезда принимают участие лучшие рабочие паровозного депо Свердловск-Пассажирский. По 20 часов не выходят из цехов инженеры-комсомольцы Н.П. Волхонский, З.С. Ваксман. По пять – восемь норм за смену дает молодежная бригада знатного стахановца Ивана Ланского. Н.В. Логинов предложил прорезать отверстия автогеном, что в два раза ускорило работу…" В музее истории локомотивного депо Свердловск-Пассажирский сохранились пожелтевшие экземпляры многотиражной газеты "Путевка". На ее страницах публиковались имена героев трудовой вахты. 23 февраля 1942 года у ворот паровозного депо состоялся митинг, посвященный завершению оборудования бронепоезда. В тот день в газете "Путевка" поэт К. Муридзиди опубликовал стихотворение, строки из которого мы вынесли в эпиграф. Это стихотворение стало гимном команды бронепоезда, получившего наименование "Свердловский железнодорожник".

    27 февраля бронепоезда "Сталинский Урал" и "Свердловский железнодорожник" отбыли в Москву. Оба бронепоезда состояли из бронепаровоза и четырех бронеплощадок с установленными на них 76мм орудиями и пулеметами. Старший машинист бронепоезда "Свердловский железнодорожник" И.С. Петренко вспоминал, что из ворот депо первыми повели бронепоезд бригады машинистов Л. Закусина и Д. Копенкина. Вместе с помощниками А. Вычегжаниным, С. Рыловым, П. Нятиным, Л. Ткачевым им предстояло вести бронепоезд на фронт. 5 марта 1942 года уральские бронепоезда прибыли в столицу. Москва встретила их суровым военным обликом. Чувствовалось, что фронт неподалеку.

    Из Москвы боевые дороги уральских бронепоездов разошлись: "Сталинский Урал" в составе 37-го дивизиона направился под Елец, а "Свердловский железнодорожник", получивший номер 751 (командир – старший лейтенант Поддубный, комиссар – политрук Ф.Д. Бондарев), отправился на Южный фронт. Л.М. Закусин, бывший машинист бронепоезда "Свердловский железнодорожник", вспоминал: "Тагильские и свердловские железнодорожники строили свои бронепоезда одновременно. Но случилось так, что бригада свердловчан, которая должна была вести боевую машину на фронт, неожиданно заболела, и меня вместе с помощникам А. Вычегжаниным, тоже тагильчанином, перевели на "Свердловский железнодорожник". К 1 марта 1942 года мы были уже в Москве…".

    Как отмечал один из строителей, а в дальнейшем пулеметчик И.С. Фефелев, бронепоезд "Свердловский железнодорожник" вместе с бронепоездом № 53, защищавшим Москву в 1941-1942 годах, вошел в состав 16-го ОДБП. Паровозные бригады уральцев были подчинены старшему паровозному технику дивизиона Б.Л. Амаглобели. Старший машинист Д.Н. Копейкин возглавил паровозную службу бронепоезда № 53. Из Москвы дивизион в составе двух бронепоездов отправился на Северо-Кавказский фронт. "Главной нашей задачей – продолжает вспоминать Л.М. Закусин, – было восстановление железнодорожных путей под огнем противника. В жарких боях за станцию Краснодар и железнодорожный мост через Кубань экипаж бронепоезда уничтожил несколько самолетов и танков противника. Бой за Новороссийск был для нас последним. Помощник машиниста А. Вычегжанин был убит, я тяжело ранен. Электронная версия historyntagil.ru. Бронепоезд попал в окружение и был взорван. После двухмесячного лечения в госпитале мне за участие в обороне Новороссийска был вручен орден Красной Звезды". Сейчас в память о подвиге бронепоезда "Свердловский железнодорожник" на вокзале Новоросийска установлена памятная доска.

    Тагильский бронепоезд "Сталинский Урал", войдя в состав 37-го ОДБП, получил № 649 (по другим данным, № 654). В составе 48-й Армии Брянского фронта он громил фашистов на Центральном и 1-м Украинском фронтах, участвовал в освобождении Шепетовки, в боях под Орлом, дошел до Вислы. А день Победы боевой экипаж встретил уже в Москве. Участники строительства бронепоезда были отмечены правительственными наградами. Машинист В.И. Вахрушев за боевые заслуги награжден шестью орденами и медалями. За годы войны промышленность СССР направила в действующую армию 175 "броненосцев железных дорог", большинство из которых были созданы по инициативе и на средства трудящихся.

Сергей ПУДОВКИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" от 09.06.2011, №21 (22).

Главная страница