Работа, для которой "нет предела ни днем, ни ночью"

(из истории милиции в первые годы Советской власти)

    В ближайшее время вступит в силу новый федеральный закон "О полиции", согласно которому термин "милиция" должен исчезнуть из общеупотребительного лексикона и остаться лишь в анналах истории. Однако сегодня название "полиция" звучит как-то непривычно для многих людей, выросших в Советском Союзе. Это вполне объяснимо, но нужно понимать, что и слово "милиция" тоже в свое время было новинкой.

    В 1920-х годах милиция как один из институтов новой Советской власти еще только утверждалась на территории нашей страны. Тем не менее, проблемы милиции первых лет Советской власти схожи с проблемами органов правопорядка сегодня. Особенно это заметно на примере сельской местности.

Инструкция волостному милиционеру    В фондах Нижнетагильского городского исторического архива хранится записка Административного отдела Нижнетагильского окружного исполкома, составленная в 1923 году и посвященная работе милиции в сельской местности. Электронная версия historyntagil.ru. В ней отмечалось, что в деревнях (в пределах волости) осуществление общих задач милиции возлагается на одного или двух работников. В то же время в городе, на территории гораздо меньшей по площади, эти же задачи выполняются многочисленной группой милиционеров.

    В записке предлагалось ввести в волостях институт сельских исполнителей – помощников волостных милиционеров. Их обязанностями было бы наблюдение за общественным благоустройством и безопасностью, "донесение волостному милиционеру о всяком нарушении законов", исполнение распоряжений волостной милиции, а также сельских и волостных Советов.

    Известно, что в дальнейшем по всей стране, как в сельской местности, так и в городской, действовал институт народных дружинников, имевший в своей основе подобные принципы. Сейчас, кстати, на разных уровнях говорят о необходимости возвращения этого института, в том числе и в деревнях.

    А в 1924 году Народный комиссариат внутренних дел утвердил "Инструкцию волостному милиционеру". Инструкция состояла из десяти глав, в которых подробно регламентировались должностные обязанности волостного милиционера. В первую очередь, он обязан был проживать в указанном ему селении в пределах порученной ему волости и не отлучаться из нее без разрешения начальства. Сегодня, как мы знаем, участковые милиционеры в сельской местности далеко не всегда проживают в тех селах, которые находятся в их ведении. И это является, конечно, одной из проблем действующей системы охраны правопорядка.

    Волостному милиционеру вменялось в обязанность досконально знать свою волость, а в том числе "направление и состояние рек, шоссейных, грунтовых и железных дорог, горных троп, лесов, степень из проходимости, местонахождение гатей, мостов, переправ, перевозов, бродов, а также местонахождение болот и степень их проходимости". Он был вправе потребовать содействия граждан для преследования преступников, сопровождения задержанных лиц, оцепления и охраны обыскиваемого места, оказания помощи пострадавшим от преступления, несчастных случаев или стихийного бедствия, а также для отсылки срочного сообщения и присутствия в качестве понятых при обысках, досмотрах, выемках.

    Волостной милиционер должен был охранять "революционный порядок, безопасность и благоустройство", для чего имел право задерживать лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступления. В течение 24 часов после задержания он обязан был сообщить об этом судебным или следственным органам, председателю волостного исполкома и начальнику милиции района. В других случаях волостной милиционер мог задерживать кого-либо только на основании особых ордеров начальника милиции района или других уполномоченных лиц.

    Отдельные главы инструкции посвящены борьбе с контрреволюционными выступлениями и надзору за соблюдением "правил революционного порядка в отношении печати, общественных шествий, манифестаций, культурно-просветительных учреждений и публичных зрелищ".

    Необходимо было предотвращать "сборища контрреволюционного характера", следить за тем, чтобы среди жителей не распространялись "ложные слухи, могущие вызвать панику или возбудить недоверие к советской власти", наблюдать за тем, чтобы в пределах волости не распространялась запрещенная печатная продукция, не открывались общества, культурно-просветительные учреждения и не устраивались публичные собрания, шествия и зрелища без соответствующего на то разрешения.

    На волостного милиционера также налагались обязанности "по поддержанию благоустройства и безопасности в населенных пунктах на путях сообщения и других местах общего пользования". В частности, он следил за тем, чтобы дороги общего пользования не перекапывались, чтобы мосты, переправы, пристани, плотины были в исправном состоянии, чтобы "срубы колодцев имели высоту не менее одного аршина от поверхности земли", а глубокие ямы и овраги, находящиеся на улицах и проезжих дорогах были огорожены.

    Кроме того, волостной милиционер "воспрещал чрезмерно быструю езду по улицам селений", запрещал перевозку пассажиров лодочниками при сильном ветре, а также на ветхих лодках и плотах, наблюдал за тем, чтобы трупы павших животных зарывались в определенных местах, чтобы водоемы не загрязнялись мусором и нечистотами, чтобы при производстве строительных работ соблюдались строительные, санитарные и противопожарные правила. Он же следил, чтобы хозяева, имеющие собак, бросающихся на людей, принимали меры предосторожности и даже "пристреливал появившихся на улице и в других местах общего пользования собак и других животных, обнаруживших признаки бешенства".

    Волостной милиционер контролировал и пожарную безопасность в сельской местности, следя за тем, чтобы у населения в полной исправности хранились пожарные инструменты (крючья, багры, ведра и т.д.), и наблюдая за хранением и перевозкой горючих материалов. Он же оказывал содействие лесной администрации при борьбе с самовольными вырубками леса, органам охраны лесов при борьбе с браконьерами, органам земельного надзора при удалении с участков лиц, их самовольно захвативших, ветеринарной службе при перегоне скота из одной местности в другую, военным властям по учету и призыву на военную службу военнообязанных.

    Волостной милиционер наблюдал и за тем, чтобы у лиц, занимающихся торговлей или промыслом, был соответствующий патент или промысловое свидетельство, а сами торговцы размещались в специально установленных для них местах.

    В общем, фактически он выполнял функции санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, строительного, противопожарного, экологического, лесного, охотничьего, земельного, торгового надзора, военных комиссариатов, а также надзора за безопасностью дорожного движения и безопасностью на водоемах. Помимо этого, волостной милиционер, конечно, был обязан содействовать исполнению всех решений местных советских исполкомов.

    Целая глава Инструкции посвящена "борьбе с социальными паразитами и хулиганством". Под социальными паразитами подразумевались знахари, гадальщики, прорицатели, лица, "пользующиеся для своей наживы доверчивостью, невежеством и суеверием других лиц", занимающиеся нищенством и бродяжничеством, а также осуществляющие приготовление, хранение и сбыт спиртосодержащих веществ.

    Кратко говоря, таковы были основные обязанности волостных милиционеров, имевших в своем распоряжении лишь несколько младших милиционеров. А ведь волостная милиция, как констатировали неизвестные авторы записки Административного отдела Нижнетагильского окружного исполкома, являлась "единственным аппаратом, через который проводились все мероприятия власти и различных госорганов". В целом, "очень много разнообразной работы лежит на волостных милиционерах, для чего нет предела ни днем, ни ночью".

    Добавим, что сегодня, несмотря на существование различных ведомств, делами которых участковые милиционеры в сельской местности не обязаны заниматься, жизнь участковых на селе по-прежнему сложна. Главными проблемами все также остаются кадровое и материально-техническое обеспечение.

Роман Арефьев, главный хранитель Муниципального архива социально-правовых документов города Нижний Тагил

Литература: Газета "Тагильский вариант" от 24.02.2011, №7(8).

Главная страница