Вагонка – наша жизнь и судьба

Герб Дзержинского района    1 августа 1933 года в Нижнем Тагиле был образован Дзержинский район.

    Сегодня Дзержинский район по праву считается одним из красивейших районов Нижнего Тагила, с развитой промышленностью, с населением свыше 120 тыс. жителей, что по численности проживающих соответствует среднему городу России.

    Своим рождением район обязан утвержденной на VI съезде ВКП (б) программе создания второй восточной угольно-металлургической базы. Для Нижнего Тагила это означало полную реконструкцию рудников и строительство невиданных ранее заводов, а вместе с ними – новых городских районов, многократно превышающих старый Нижний Тагил по размерам, с иным, "социалистическим", укладом жизни. В мае 1931 года первые рабочие появились на строительных площадках Уральского вагоностроительного завода. Сегодня это открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод имени Дзержинского".

    Официальной датой рождения Дзержинского района считается 11 апреля 1933 года. Именно этим днем датируется постановление президиума Уральского областного исполнительного комитета №5151 "Об организации районных советов в городах: Златоусте, Н. Тагиле и Челябинске".

    Первым председателем райсовета Уралвагонстроя был избран Владимир Александрович Федченко. К лету 1933 года на площадке Уралвагонстроя появилась больница на 60 коек с кабинетами: терапевтическим, хирургическим, гинекологическим, а также родильным отделением, открыл двери Центральный клуб УВС на 850 мест. Продолжила свое развитие система народного просвещения, начавшая свою работу еще 15 сентября 1932 года. Именно тогда открыла свои двери первая школа Вагонки.

    Вторая половина 30–х гг. преобразила жизнь Вагонки, больше стало бараков, достраивались немногочисленные добротные дома, а в январе 1939 года открылась новая баня и начался прием больных в новом здании больницы и поликлиники, куда успели переместиться родильное, терапевтическое и хирургическое отделения. За первые же сутки работы здесь родились 10 малышей. В октябре 1939 года в строй вступил новый механизированный хлебозавод мощностью до 80 тонн продукции в сутки. Началось индивидуальное жилищное строительство. Памятным событием стал пуск трамвайной линии, соединившей Дзержинский район со старой частью Нижнего Тагила.

Проспект Вагоностроителей

Проспект Вагоностроителей

    Постепенно из большой строительной площадки Вагонка превращалась в крупный промышленный центр, где не только шло строительство, но и работало уже несколько новых заводов.

    2 марта 1936 года в соответствии с приказом наркома тяжелой промышленности ПК. Орджоникидзе Уралвагонстрой был разделен на две самостоятельные организации – строительный трест "Уралвагонстрой" и собственно Уралвагонзавод. А 19 июля постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в связи с 10-летием со дня смерти Ф.Э. Дзержинского Уралвагонзаводу было присвоено его имя, и затем 27 июля постановлением исполкома Нижнетагильского горсовета Вагоностроительный район переименован в Дзержинский район.

    В июне 1936 года началось строительство торфохимического завода (будущего Нижнетагильского завода пластмасс); завода боеприпасов №56 (современная "Планта"), а рядом с ним – поселка Северный.

Дворец Ледового спорта

Дворец Ледового спорта

    В первой половине 1939 года в Дзержинском районе проживало 53 000 человек. Рабочие места предоставлялись Уралвагонзаводом, торфохимическим заводом, заводом №56, Уралмашстроем и предприятиями соцкультбыта. Действовало 11 школ, 7 детских садов, 10 яслей, 10 библиотек (плюс два отдельных филиала центральной библиотеки) с общим фондом 26 717 книг. В спортивном обществе "Дзержинец" состояло 555 физкультурников.

    Что такое Дзержинский район сегодня? По официальным данным в районе проживает 122 тыс. человек.

    Зарегистрировано более 1000 предприятий и организаций, в том числе предприятия промышленности, предприятия транспорта и связи, строительные организации, организации торговли, предприятия ЖКХ, научные организации. Электронная версия historyntagil.ru. Кроме этого, в районе зареистрировано почти 2,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, более 700 предприятий потребительского рынка. Градообразующим предприятием района было и остается ОАО "НПК Уралвагонзавод" коллектив которого насчитывает более 30 тыс. человек.

    Сегодня на рассмотрении в районной администрации находится проект создания лесо-парковой зоны на Пихтовых горах, предложенный Управлением по архитектуре и градостроительству города. По замыслу его автора, главного архитектора города Александра Владимировича Грядова, парк станет продолжением Ленинградского проспекта – площади Танкостроителей, далее на Пихтовую гору. С точки зрения районного оргкомитета, решение оригинальное и заслуживает поддержки. Конечно, для его реализации потребуется немало денег, но район и его жители заслужили право иметь такое место массового отдыха с лыжными трассами, тропами здоровья и т. д.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.07.2008.

Главная страница