Паровозы раскрашивались в яркие цвета

    В послевоенный период (1945-1950 гг.), когда тагильчане, как и вся страна до 1947 г., жили на "карточках", - продуктовые товары получали по талонам. Представления о них современная молодежь не имеет.

    Не знают и об очередях, занимаемых с вечера до следующего дня. В них простаивали в холод или в ненастье у хлебных магазинов и ларьков. А старшее поколение это должно помнить...

    У нас на вокзале, в Нижнем Тагиле, на перроне висел звонкий колокол, оповещавший пассажиров об отходе поезда. Один звонок - приготовьтесь к отъезду, два звонка - поезд отправляется.

    Это было сигналом не только для пассажиров, но и для поездной бригады, в которую входили машинист локомотива (паровоза), его помощник, кочегары. Далее старший кондуктор, кондуктор, вагонный мастер, проводник и пр.

    В обязанности кондукторов входило не только наблюдение за движущимся поездом. В темное время суток они развешивали огромные цветные фонари по две-три штуки на последний вагон, дабы следующий по "пятам" поезд не налетел на "хвост".

    Паровозы пассажирские (до электровозной тяги) были раскрашены в яркие цвета. Даже колесные пары окрашивались в красный цвет. Машинист паровоза одевался в более или менее чистую одежду и форменную фуражку. Помощник же если был чист, то паровоз, наоборот, был грязен от копоти, мазута и пыли. У кочегара обычно блестели глаза да зубы. В поездках иногда находились более суток, а потому машинист и помощник брали с собой "шарманку" (иные называли это балеткой" - сейчас уже многими забытый металлический ящик, расписной, для продуктов). В нем имелись отделения для хлеба, соли, молока и прочего, а также кружек, ложек, ножа.

    Придя на работу в депо, машинист и помощник были обязаны повесить бирочку на табельную доску, извещающую о выходе в поездку. А сколько документов вручалось машинисту - не перечесть: тут и маршрутные листы, и справки о тормозах, и предупреждения, и т. п.

    Старшее поколение уже забывает о жезлах, а молодое не знает, что это такое. Опасное было мероприятие - на ходу поезда ловить жезл от дежурного по станции.

    Помнится и такое. Вблизи железной дороги, да и в округе на несколько километров, были слышны гудки - свистки паровозов. Тут уж было от чего перепугаться не только детям, но и взрослым. До того были оглушительными эти свистки, да еще на разные "лады". На станциях стоял сплошной рев. Были мастера по изготовлению этих "сигналов".

    В настоящее время большинство жителей уже не знает о ручном сцеплении вагонов и локомотивов, а ведь такое новшество, как автосцепка, появилось совсем недавно, и нигде об этом не встречается записей, так же, как и о буферах.

    Ушли в прошлое нарядчики -"вызывальщики" на работу, ходоки по домам. Редко теперь на железнодорожном транспорте увидишь колеса со ступицами и спицами. А такие были.

    Нужно особо вспомнить о поворотном круге, который находился за паровозным депо станции Нижний Тагил, с южной стороны. О нем даже старички не знают и не помнят. А было... Зайдет паровоз на специальную установку, и его за несколько минут разворачивают на 180 градусов, т. е. "лицом" в другую сторону.

    Существовал на станции у вокзала, с северной стороны, "кипятильник", то бишь вода-кипяток - "бесплатный"... и холодная питьевая вода для пассажиров. Очень многие пользовались водой.

    Платформ посадочных не существовало. Чтобы зайти в вагон, требовалось усилие. Возле деревянного вокзала (постр. 1878 г.) располагались повозки с кучерами. Желающих отвозили по назначению.

    Не было автоматических стрелочных переводов. На станции в разных местах стояли будки для стрелочников - были такие в штате железнодорожников. В каждой будке имелся телефон, связывающий стрелочника с дежурным по станции.

    В Тагиле железнодорожники пользовались клубом им. Горького, где были размещены многие кружки и секции, спортзал, кинозал. По вечерам молодежь собиралась в клубе на танцы под оркестр и баян.

    На месте Дома быта "Эра" находился большой магазин железнодорожников. Его старожилы помнят.

    Почти по всему Тагилу были деревянные тротуары. Большинство улиц летом зарастало травою, а по многолюдным в ненастную погоду ходили в сапогах. Как говорили, "по колено в грязи". Электронная версия historyntagil.ru. Горожане мылись в основном в общественных банях. Есть до сих пор железнодорожная с парилкой. Были у многих и свои - на огородах.

Б. ШИЛОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.06.1997.

Главная страница