Наводнение

    В результате проливных дождей летом 1927 года во всех водоемах стала сильно прибывать вода. Приток ее в Тагильский пруд резко возрос из прудов Антоновского и Верхнетагильского заводов, их плотины не выдержали напора и были разрушены бушующей стихией.

    В плотине Нижнетагильского завода пришлось раскрыть все шлюзы. Хлынувшим потоком затопило прокатные и доменные цехи, электростанцию, размыло нагревательную печь, снесло только что построенную контору прокатчиков, Зеленый мост. Вода унесла с собой тысячи пудов накладок и чугуна. Двор домны №2 залило на один аршин, а турбины электростанции на четыре. Завод остановился полностью, не было электричества.

    Положение создалось тревожное. Назревала реальная опасность прорыва заводской плотины. Президиум городского Совета 17 июля принял постановление, которым предусматривался ряд организационных и практических мер по локализации размеров бедствия и скорейшей ликвидации его последствий. А вода в пруду продолжала прибывать. Мобилизовали все население города, причем пешие рабочие должны являться на сборные пункты с кайлами, лопатами, веревками, баграми, а конные - с лошадьми, запряженными в телеги, двуколки.

    Были назначены ответственные лица за организацию спасательных работ: заведующий заводом Бороздин, член президиума горсовета Ланге, окрвоенком Староватых, член президиума Сурков. Пожарные части организовали работы по спасению мостов через реку Тагил - ответственным назначен брандмейстер Завьялов, за мост у Лебяжинского рудника отвечал зав. железорудным трестом Калмыков, а спасением железнодорожного моста через реку Тагил руководил Федченко.

    С 17 июля была прекращена торговля всеми спиртными напитками и пивом в магазинах, столовых, буфетах. Организовали питание людей, выдачу необходимых материалов на складах, открыли эвакуационные пункты с предоставлением транспорта (конечно, гужевого) для вывозки людей и домашнего скарба из мест затопления. Пресекалось всякое распространение ложных слухов. Население города предупредили, что в случае прорыва заводской плотины будет объявлена общая тревога по заводскому гудку.

    А плотина и в самом деле находилась на грани прорыва. Под давлением массы воды снесена облицовка внутренней ее стороны, появились трещины, зияющие провалы обнажили старые, сгнившие бревна. Тысячи мешков с песком, грунтом, камнями были заброшены в промоины. И благодаря организованности, активной и инициативной помощи населения старая, дряхлая плотина выдержала.

    18 июля началось понижение уровня воды в пруду. На следующий день он упал до отметки 9 и 3/4 аршина. (Аршин - 71,12 см). Хотя девять аршинов - это максимально допустимый уровень, фактически вода поднималась до 12-ти, то есть до 8,5 метра. Опасность прорыва еще не исключалась и зависела от целостности плотины Черноисточинского завода, которая тоже содрогалась от непомерного напора.

    Чтобы определить надежность ее, 20 июля в Черноисточинск выехала комиссия под руководством П.И. Бороздина. Уровень воды в пруду оказался пять аршинов 2,5 вершка при норме четыре аршина восемь вершков, что составляет примерно 3,2 м. Значит, опасности прорыва здесь не было, но она могла возникнуть при юго-западном и южном ветрах, когда масса воды поднявшимися волнами вновь надавит на старенькую плотину.

    Из бревен, свай, снесенных строений и всего того, что понесла стихия, образовался затор у Маральского моста. Спасательная команда этот затор растаскивала баграми, веревками, бревна старались пропустить под мостом между деревянными опорами (чугунных свай не было). Сам мост привязали веревками за береговые укрепления. Но все тщетно: не выдержал он напора, с треском и грохотом снесло его на глазах у людей. К счастью, пострадавших не оказалось. А вот другой мост - Новый - устоял. Место здесь широкое, было где разлиться воде. И пошла она по старому руслу, влево. Этим и поубавилась разрушительная сила.

    Причиной наводнения в Тагиле было разрушение заброшенных, неконтролируемых плотин остановленных старых заводов - Антоновского, Верхнетагильского (на других речках также снесло плотины Верхнейвинского и Невьянского заводов). Слухи о несвоевременном открытии шлюзов в Нижнем Тагиле неосновательны. Прорыв верхних плотин не предугадали. Наводнение длилось всего три дня, но очень сильное и быстро наступившее.

    Утром 20 июля опасность уже миновала, хотя бед стихия натворила много. Прорвало Антоновскую плотину, размыта Ушковская канава, до основания испорчена плотина металлургического завода, требовала капитального ремонта черноисточинская, снесено два моста, разрушены строения и агрегаты, размыло берег в заводе. Предприятие не работало полностью четыре дня, не выдавались чугун, кровля. По предварительным ориентировочным данным, убытки по городу составили 700 тысяч рублей.

    Надо было ликвидировать последствия наводнения. Сначала была пущена электростанция. В 10 часов вечера 20 июля задули вторую домну, на следующий день - третью. Заработали механический и другие цехи. Однако после неожиданной продолжительной и неподготовленной остановки доменных печей не так-то просто было их раздуть. У домны №2 чугунная летка заморожена, фурмы все "затоварены", их пробивали пиками, открыли шлаковую летку - таким образом дали дутье. Соседняя тоже не сразу заработала. До 22 июля ни одна домна не могла выдать продукцию, да и первый чугун, как всегда после таких аварий, был "холодный", так называемый "кавардак". Полным ходом завод стал действовать лишь 25 июля.

    В конце августа на президиуме горсовета обсуждался вопрос о строительстве моста вместо снесенного Маральского. Какой строить? Железобетонный, стоимостью 100 тысяч рублей, постоянный деревянный, который обойдется в 21 тысячу, или временную переправу с затратами 1,5 тысячи? Решили возводить деревянный, так как для железобетонного требовалась дотация, а ее сверху не выделили. Газета "Рабочий" 11 сентября 1927 года сообщила, что горместхоз приступил к строительству Маральского моста. Ставятся береговые опоры. На стройке занято 24 плотника, 12 чернорабочих и подвозчики материалов.

    Значительно серьезнее дело с плотиной. Как только стихло наводнение, в конце июля Совнархоз и Уральский горно-металлургический трест обратились в ВСНХ с вопросом о постройке новой плотины в Нижнем Тагиле, а также капитальном ремонте черноисточинской и антоновской. Общественность города, актив включились в обсуждение вариантов конструкций тагильской плотины. Деревянная стоит 375 тысяч рублей, железобетонная - 500 тысяч. Первая прослужит два десятилетия, вторая 100 лет. Кроме того, деревянный "вариант" потребует держать уровень воды на три аршина ниже. A это значит: оголятся берега, город и строящийся вагоностроительный завод будут испытывать недостаток воды, исчезнут места отдыха, потеряет свое значение дом отдыха "Руш", по мелководью не сможет ходить пароход.

    Тагилу с его накапливающимся промышленным потенциалом нужна большая вода и, следовательно, железобетонная плотина. Так сказала общественность города. И вот 10 сентября 1927 года между Тагильским металлургическим заводом и инженером Е.Л. Ассом было заключено соглашение о строительстве.

    Основной срок возведения плотины был определен к пропуску вешних вод. Составили и конкретный график работ, по этапам: 1 марта 1928 года - завершение бетонирования, 1 апреля - окончание распалубки и затирки поверхностей бетонных конструкций, необходимых для пропуска вешних вод. Основные работы должны были начать 15 сентября 1927 года. Фактически же приступили к вспомогательным работам 12 сентября с приездом первых строителей, но не было еще необходимого оборудования, копров, лебедок...

    Работы много, а времени в обрез. В сентябре-октябре строилась перемычка, использовался июльский промыв в плотине путем устройства водобойного колодца вместо длинного сливного моста. Электронная версия historyntagil.ru. В ноябре-декабре разбирали старую плотину, возили песок, гравий с речек Малая Кушва и Вязовка. Камень возили гужем с железного рудника и Лебяжки, глину брали из свалок Утчинской ямы. Все это принималось по актам и сверялось с нормами по качеству.

    Строительство вели зимой, большую помеху внесло осеннее, ноябрьское, наводнение, из-за чего увеличились объемы работ до 144 процентов против сметы, их удорожание возросло до 546427 рублей 11 копеек. Но увеличился и темп работы - от 1,6 до 4 раз. Инженерно-технические специалисты трудились почти бессменно, рабочие проводили на объекте по 12 часов без выходных дней. И тек все восемь месяцев.

    И вот наконец задание выполнено. Плотина построена в срок, о чем говорит памятная доска, прикрепленная на верхнем ее строении. Прослужила она металлургам города во славу их трудов и на радость отдыха 60 лет. При заботливом к ней отношении прослужит еще не один десяток лет.

С. ХЛОПОТОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 22.04.1989.

Главная страница