"Иордань" и голуби

    6 января (по старому стилю) после обедни из всех церквей люди шли на водосвятие — “иордань”. Крестный ход был самым торжественным, церковный притч одевался в парчевые, шитые золотом и серебром праздничные облачения. С большим церковным хором, с хоругвями, иконами, кадилами, с нарядно одетыми прихожанами шли на водосвятие под звон колоколов “во вся”. И тут уж звонари состязались в умении, показывали свой талант!

    Каждая церковь имела определенное место для водосвящения. Выйско-Никольская и Казанская — на Выйском заводском пруду. Из Входо-Иерусалимского собора ходили на Тагильский пруд за заводоуправлением, из Введенской церкви — тоже на этот пруд, но по улице Высоковской (ныне Первомайская) “под крутик”, где сейчас переправа. Из церкви Скорбященского монастыря отправлялись на устье речки Малая Кушва, от Александро-Невской церкви - на Тагильский пруд, ниже “Поганого мыса”, а вот от Троицкой до пруда было далеко. “Иордань” делали у первого водоразборного чана по Большой Рудянской (ныне улица Кирова).

    Крещения ждали и голубятники. У них был свой резон. На водосвятие со своими питомцами они ходили в другой район, с Выи, например, на Малую Кушву или наоборот. Во время богослужения, когда хор пел тропарь к Крещению, при словах, “родителев бо глас свидетельствовал тебе, возлюбленного сына именуя, и дух в виде голубине свидетельствовал тебе” - голубей выпускали и, любуясь ими, наблюдали за направлением полета.

И. ОРЛОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.01.1991.

Главная страница