Портрет для семейного альбома

Вид на Скорбященской церкви в Нижнетагильском заводе 14 июня 1889 года

    В восьмидесятых годах прошлого века работал в Тагиле фотограф С.А. Александров. О местоположении его мастерской, годах жизни ничего не известно. Но оставил он большое количество портретов мелких служащих, учителей, артистов, торговцев. Снимал Сергей Александрович в те годы, когда в моду стремительно входили семейные альбомы для визитных фотокарточек, поэтому размер большинства его работ невелик. Снимки такого размера именовались тогда “миньон”, “визит”.

    Восьмидесятые годы — переломные в истории фотографии. Именно тогда “мокрый” способ получения снимков повсеместно вытеснялся сухим. Теперь уже мастерам не было необходимости перед каждой съемкой приготавливать фотоэмульсию, поливать стеклянные пластинки и фотографировать, пока они не высохли. Англичанину Меддоксу удалось получить эмульсию, которая плотно приставала к стеклу, застывала на нем и могла в таком виде сохраняться несколько лет. Это изобретение способствовало развитию фотопромышленности, вовлекало в занятие фотографией огромное число людей, упрощало ее методы.

Портрет актрисы – любительницы Нижнетагильского заводского театра Пелагеи Георгиевны ПоповойВензель на клейме, которое ставил на снимки С.А. АлександровВ России это были годы, когда работали выдающиеся мастера фотопортрета — А. Деньер, А. Карелин, С. Левицкий, были проведены первые съемки с воздушного шара. Тогда же по инициативе известного фотоизобретателя Л. Варнерке состоялась первая отечественная фотовыставка, он же явился инициатором создания фотографического отдела при Русском техническом обществе (РТО). Электронная версия historyntagil.ru. Издавались журналы “фотограф”. “Фотографический вестник” и другие. В журнале “Светопись”, который выписывался библиотекой Нижнетагильского завода, читаем: “Мы уверены, что этому делу горячо пожелают успеха все, сознающие ту огромную помощь, которую приносит фотография науке, искусству и обществу”.

    Такова атмосфера, в которой работал С. А. Александров.

    Его портреты отличает некоторая строгость, явно ощущается старание мастера отразить духовность модели, внутреннюю стройность, фотографировал он и группы. Снимки имеют теплый коричнево-желтый или красно-желтый тон.

    С именем Александрова связана маленькая тайна. Именно в годы его работы появляются первые видовые и сюжетные снимки Тагила (в частности, в музее-заповеднике имеется серия отлично сохранившихся снимков крупного формата, на которых изображены похороны владельца заводов П.П. Демидова в 1885 году). Сергей Александрович ли снимал — неизвестно, но других фотографов, равных ему по возможностям, в Тагиле в то время не было. Известно, что Александров в эти же годы делал большие форматные снимки (размером “салон” и “панель”) городских видов в коммерческих целях, для последующей продажи. К сожалению, на бланках таких снимков авторы редко ставили свое клеймо, поэтому определить их принадлежность бывает довольно трудно, тут требуется основательное знание и истории города, и особенностей фототехники тех лет.

    В коллекции музея-заповедника имеются десятки снимков Александрова.

И. КОРОТКОВА.

На снимках: вензель на клейме, которое ставил на снимки С.А. Александров; работы мастера—вид на Скорбященской церкви в Нижнетагильском заводе 14 июня 1889 года (из коллекции С.В. Бараева) и портрет актрисы – любительницы Нижнетагильского заводского театра Пелагеи Георгиевны Поповой.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.12.1986.

Главная страница