Елена БЛАГИНИНА.
Куда на Урале бесследно исчезла целая деревня.Вот уже 40 лет по Свердловской области ходит легенда, как в 1977 году пропало все население поселка Растесс (120 человек). Якобы, еще вчера местные жители занимались своими делами, а наутро никого не осталось.Свердловская деревня Растесс уже пятьдесят лет наводит жути на уральцев. По легенде, село исчезло в один момент. Соседи давно не видели никого из Растесса и отправили туда нескольких крепких мужиков проверить, все ли в порядке. Обратно сельчане вернулись бледные и перепуганные. «В деревне не осталось ни одного жителя, - говорили они. - При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется».
Еще один шок ждал соседских мужиков на деревенском кладбище: могилы были раскопаны… Спустя полвека журналисты «КП» провели свое расследование и выяснили, что же произошло в загадочной деревне на самом деле…
Некоторые фотографии из загадочного Растесса до сих пор вызывают мурашки. Фото: архив Людмилы Половниковой«КОЛДУНЫ ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ!»- Рядом с Растессом колдуны всегда жили. Говорят, они там обосновались в 15 веке, еще до того, как проложили Бабиновский тракт, который вел из центральной России в Сибирь. На этом тракте-то и возникло село Растесс. Но колдуны всегда недолюбливали пришлых людей, обосновавшихся на их территории…
Мы сидим на уютной кухне у жителя села Павда Владимир Ильиченко. От руин Растесса до Павды 25 километров. Мы остановились здесь, чтобы узнать у местных, как лучше добраться до развалин.
«Хотим разгадать тайну исчезновения», - дружелюбно тараторили мы аборигенам. Но те лишь отмахивались и крутили пальцем у виска. Мол, жить что ли надоело. Лишь Владимир Петрович проявил гостеприимство. Пригласил погреться к себе домой. Но только мы отхлебнули горячего чая с душистым малиновым вареньем, у старика в ход пошли «байки из склепа».
- Какой-нибудь житель Растесса пойдет в лес, набредет на это колдовское племя, те ему мысли запудрят. Человек вернется к своему дому, а внутрь зайти не может, ходит вокруг, а дверь как будто не видит. Гипнотизировали, видимо. Мне это бабка рассказывала! Мне кажется, колдуны и похитили весь Растесс для своих обрядов.
Растесс просуществовал 4 века. Фото: архив Людмилы ПоловниковойМы благодарим за полдник и спешно собираемся в дорогу. Ну какие колдуны? 21 век на дворе. А нам вдогонку продолжают нестись «неизданные сказки братьев Гримм»:
- Если вдруг услышите заунывное пение, закройте уши. Это русалки могут с реки петь. Иногда они по несколько суток поют, беду кликают…
ПРИЕХАЛИ- Ну и чего сидим? Берем рюкзаки и вперед пешком. Дальше мы точно не проедем, - мрачно улыбается наш водитель, когда наша Skoda увязла в грязевом месиве.
Мы в 700 километрах от Екатеринбурга. Самая окраина Свердловской области. Вокруг недружелюбный лес, под ногами – снежное болото, по которому с трудом удается передвигаться, а вокруг - ни души. Тут невольно начинаешь верить в байки старика из Павды. Прислушиваемся и вздрагиваем. Рядом кто-то поет… Пронесло! Это наш водитель затянул «Березы» группы «Любэ».
Вздрагивая от каждого шороха, мы все-таки умудрились пройти нужные километры. Мы вроде бы уже должны быть в заброшенном Растессе. Но мы стоим посреди поля! И ни колдунов, ни русалок вокруг. Хотя в минус пять последние, пожалуй, недееспособны.
Дороги в «деревню-призрак» попросту нет. Как и самого Растесса. Фото: Евгений ЗОНОВ- А, может, дед Владимир правду говорил, - испуганно крестится водитель. – Может, это колдуны заставили нас заблудиться?!
Вдруг сзади раздается зычное: «Эй вы». «Точно колдуны нашли!», - в ужасе переглядываемся мы.
- Ребята, вы чего здесь бродите? – приближается к нам мужчина, с головы до пят одетый в камуфляж. – Я – Сергей. Лесничий.
Когда мы делимся с новым знакомым своим редакционным заданием, тот сочувственно улыбается:
- Вот ваш Растесс. Мы сейчас прямо стоим на месте села. За полвека камня на камне не осталось. Хотя какие здесь камни. Все постройки деревянные были.
- Ну, а вы-то как думаете – куда все местные жители делись? Правда исчезли? – интересуемся мы.
- А кто вам сказал, что исчезли все? Я лично знаю одну женщину из Растесса. Жива-здорова. Живет в городке Кытлыме. Тут недалеко. Километров 20. Навестите ее!
Растесс «растворился», как призрак. Фото: Евгений ЗОНОВ«МОГИЛЫ РАСКОПАЛИ БЕГЛЫЕ ЗЕКИ»- Ребята, вы даже не представляете, как мне обидно за Растесс, - встречает нас 65-летняя Людмила Половникова. – Ох уж эти россказни туристов. Никто в нашем селе не исчезал.
- И колдуны в лесах не жили? – разочарованно вздыхаем мы.
- Я вас умоляю, - смеется старушка. – Хотя «черти» к нам иногда захаживали. Мы так беглых зеков называли. Рядом с поселком после прихода коммунистов к власти построили колонию. И, случалось, оттуда сбегали всякие бандиты. А у нас ведь золото добывали в Растессе. Вот беглецы первым делом к нам и шли – грабили себе на новую жизнь.
Людмила Половникова провела детство в Растессе. Фото: Александр ИСАКОВМногие семьи как раз и уехали из-за заключенных. Среди зеков почему-то пошел слух: в Растессе так много золота, что местные когда хоронят людей, даже кладут золото в гроб. Вот эти скрывающиеся отморозки и перерыли однажды все кладбище. Разумеется, это испугало местных жителей, и они уехали.
Из бывших жителей Растесса Людмила Анатольевна поддерживает отношения лишь со своей подругой детства – Верой Поповой. Мы с ней встречаемся на ее нынешней малой родине – в Краснотурьинске.
- Помню времена, когда в Растессе было больше тридцати домов, - вздыхает Вера Михайловна. - Жили большими семьями, всегда все было живо, весело. Проблемы стали возникать постепенно. Школа, в которой раньше учили до седьмого класса, перешла на режим начальной. Родителей это, понятно, не устроило и они стали возить детей в соседний поселок Тылай. Когда детей стали увозить учиться в другие села, поселок заметно опустел. А дальше посыпались неприятности: школу закрыли окончательно, затем исчезли клуб и медпункт… Точкой кипения для растессовцев стало закрытие единственного магазина. В нем брали все самое необходимое: сахар, муку, иногда конфеты. Когда магазин закрыли все стали массово оттуда уезжать. А что там делать? Сами посудите: ни больницы, ни магазина, ни школы, только «зэки» как к себе домой шастают.
Вера Попова уверена: никакой мистики в истории Растесса нет. Фото: Александр ИСАКОВ- Почему жители Растесса не взяли с собой вещи во время переселения? – недоумеваем мы.
- Сами подумайте, а кто с собой по бездорожью мебель потащит? – хмыкает Вера Михайловна. - Вот иконы, да, жалко: у кого-то образов много было, и взять все не удалось.
- А кто мог придумать легенду об исчезнувшем Растессе?
- Да кто угодно! Мужики из соседнего села вполне могли быть настоящими: например, они видели деревню еще цветущей, а тут пришли и наткнулись на пустые дома. Если был среди них знаток местного фольклора, он легко мог нафантазировать, что все жители исчезли. Слухи в деревнях распространяются мгновенно. А потом, наверное, зашли какие-нибудь туристы. И понеслась дурная слава о поселке по России. Растесс наши предки назвали в честь Бабиновского тракта. Люди тогда говорили, что они «растесывают леса», то есть прокладывают дорогу. Вот и эта легенда проложила себе дорогу на долгие годы вперед.
Растесс был цветущей деревней: здесь всегда было шумно и весело. Фото: архив Людмилы ПоловниковойИсточник:
http://www.ural.kp.ru/daily/26659/3679963/