Автор Тема: поселок Старатель  (Прочитано 5562 раз)

Оффлайн Владимир

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
поселок Старатель
« : 10 Ноябрь 2015, 15:26:11 »
Известно что жд станция Старатель ведет свое название от одноименного поселка Старатель,названного так в честь золотодобытчиков.Но вот вопрос:сама станция основана в 1932 году,планировка  современного района Старатель была начата только через 7 лет,в 1939 году.Где же располагался тот поселок в честь которого назвали станцию?Есть следующие варианты:поселение Старые ключики(там где река Ключики впадает в Тагильский пруд) или поселение санатория Руш.

Оффлайн Gur Khan

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 586
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #1 : 13 Ноябрь 2015, 12:09:10 »
Известно что жд станция Старатель ведет свое название от одноименного поселка Старатель,названного так в честь золотодобытчиков.Но вот вопрос:сама станция основана в 1932 году,планировка  современного района Старатель была начата только через 7 лет,в 1939 году.Где же располагался тот поселок в честь которого назвали станцию?Есть следующие варианты:поселение Старые ключики(там где река Ключики впадает в Тагильский пруд) или поселение санатория Руш.
1. Планировка поселка была начата не в 1939 году, а в 1937-ом. Но, скорее всего, изыскательские работы под полигон и поселок проводились еще раньше - в 1932-33гг.
2. Станция может и была в 1932 году основана, однако на карте 1936 года она обозначается не как станция, а как разъезд. Просто в 1932 году он получил название, а до того он был номерным - с самого момента строительства Горнозаводской ЖД.
3. Откуда информация о том, что станция названа в честь поселка? По моему так все было с точностью до наоборот. Поселок назвали так от того, что располагался близ этой станции.

Лично моя версия событий примерно следующая: в 1932 году Генштаб проводил изыскательские работы под строительство полигонов для включения этих работ в пятилетний план.  Было выбрано место у разъезда №...(не помню). Соответственно, его как-то нужно было обозвать в документах. По этому разъезду дали название (как обычно нейтральное ибо у нас секретить любят до сих пор), но логичное, ибо и по Рушу и по Капасихе, и по обеим Кушвам тогда золото мыли - артели работали. Даже по самому Тагильскому пруду в этом районе драга ходила. Потом оно досталось и поселку.

Интересно, что по поводу Старателя Вики пишет следующее: "Станция была основана как небольшой перевалочный пункт перед большой станцией Нижний Тагил возле посёлка золотоискателей с одноимённым названием. " Вот только там явная ошибка - никакого поселка старателей не было.

Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1298
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #2 : 13 Ноябрь 2015, 17:07:04 »
В районе п. Старателя, между Руш, и Малой Кушвой, были открыты первые золотые прииски, стрения, конечно были, но в 1930-х гг, поселок испытателей, хотели назвать "Южный", но прижилось название "Старатель".

Оффлайн Gur Khan

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 586
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #3 : 13 Ноябрь 2015, 17:31:26 »
хотели назвать "Южный"
Кстати, да, действительно, были такие планы. По аналогии с Северным. Еще могу добавить, что на карте 1903 года обозначен поселок Ключевскiй в сторону Тагила (севернее) речки Ключик. А вот в районе разъезда ставшего Старателем - вообще ничего.

Оффлайн beze

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 188
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #4 : 14 Ноябрь 2015, 17:05:22 »
Вот только там явная ошибка - никакого поселка старателей не было.
Может и было. работа сезонная, каждый день на счету, это ведь не шахта, где все 365, тут от вода растает до вода замёрзнет. Так что и контора должна быть, а если управляющий издалека, то и большая, часть под жилое. И казарма должна быть, если прииск цивилизованный. Из-под воды и зимой добывали, делая тепляк. Тем более жилище должно быть, чтобы обогреться.
Может дореволюционные карты не тех масштабов. Или наоборот, посёлок тогда маленький был
Походы по Среднему Уралу Вечный странник

Оффлайн Gur Khan

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 586
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #5 : 15 Ноябрь 2015, 12:24:50 »
Может и было. работа сезонная, каждый день на счету, это ведь не шахта, где все 365, тут от вода растает до вода замёрзнет. Так что и контора должна быть, а если управляющий издалека, то и большая, часть под жилое. И казарма должна быть, если прииск цивилизованный. Из-под воды и зимой добывали, делая тепляк. Тем более жилище должно быть, чтобы обогреться.  Может дореволюционные карты не тех масштабов. Или наоборот, посёлок тогда маленький был
Дело не в карте и не в масштабе. Но, что касается производства работ - то тут, Борис, Вы все правильно говорите. За одним НО! Непосредственно ни в районе разъезда, ни в районе нынешнего поселка старательских работ не велось! Тут нет речек. Ключик - там да, но там и поселок. Руш - да - на том месте санаторий построили. А Старатель как бы между ними и на нем ничего не было. Речки есть (тот же Руш) - но они значительно дальше - идут по боевому полю современного полигона. Да и полигон изначально был на много меньше по длине - уже во время войны, когда встал вопрос испытаний реактивных снарядов для "Катюш", стрелять приходилось прямо с территории жилого поселка.
Возвращаясь к приискам и картам - на карте 1936г отмечены отдельные избы в лесу и прииски. Так вот если взять территорию полигона, то самое близкое - это Николаевский и Байчихинский прииски - но это значительно северо-восточнее. Ближе - отмечен только дом у "высоты 299", но это на параллели Д.о.Руш. Впрочем, судите сами:

Оффлайн beze

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 188
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #6 : 16 Ноябрь 2015, 21:42:20 »
Непосредственно ни в районе разъезда, ни в районе нынешнего поселка старательских работ не велось! Тут нет речек.
и не обязательно. Если просто брать золотодобычу, то по логам мыли. Или бывшие речные долины. Взять огромную территорию от Нейво-Рудянки до Шуралы. Шириной ведь около километра - бывшее русло Нейвы
Походы по Среднему Уралу Вечный странник

Оффлайн географ

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #7 : 21 Ноябрь 2015, 12:27:11 »
вот вопрос, как и чем мыли? ведь на Ключике и на Руше я не заметил отвалов, есть разработки начала двухтысячных, те что связаны с выставкой вооружений - на реке Руш, а на  Ключике только свалка и 2 прудика которые использовались для орошения теплиц и второй - вверх по течению - как пожарный водоем товарищества "Дружба". да, кста. на Руше в среднем ее течении есть глубокие ямы, но они не напоминают ямы землянок, скорее воронки.

Оффлайн Владимир

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #8 : 24 Ноябрь 2015, 15:02:57 »
спасибо за содержательные ответы,очень помогли.
Цитировать
да, кста. на Руше в среднем ее течении есть глубокие ямы
Тоже их видели,очень похожи на ямы около Захаровки, может это шурфы?
Есть ли у кого информация по бывшему поселению Смолянка на территории полигона?

Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1298
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #9 : 24 Ноябрь 2015, 15:27:42 »
Был такой поселок Смолянка, около поселка Волчевка, и относился к Лайскому сельсовету, в 1976 году ислючен из учетных данных.  Напишите, какая есть инфо, про одноименный поселок на полегоне, корей всего был закрытый поселок.

Оффлайн географ

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #10 : 24 Ноябрь 2015, 19:47:07 »
Смолянка был не поселок, а скорее деревня, на 10 км полигона. там очень затяжной подьем в гору Смолянка если ехать от реки , если ехать со стороны Старателя, то деревня стояла справа от дороги почти на вершине горы, после её раселения на её месте было поле, которое много лет засевалось турнепсом, в настоящее время практически заросло.
кста. в настоящее время у подножия горы, у реки остался дом  на 2 квартиры, а сейчас есть пост пропуска на полигон

Оффлайн географ

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #11 : 24 Ноябрь 2015, 20:37:47 »
еще одно небольшое поселение было  врайоне 2-го  проезда, там есть тропа, которая у большого куста черемухи , растущего посреди поляны раздваивается, видимо здесь поселение и было. те кто там жил до сих пор живут на Старателе.

Оффлайн Владимир

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #12 : 25 Ноябрь 2015, 21:39:17 »
Смолянка был не поселок, а скорее деревня, на 10 км полигона. там очень затяжной подьем в гору Смолянка если ехать от реки , если ехать со стороны Старателя, то деревня стояла справа от дороги почти на вершине горы, после её раселения на её месте было поле, которое много лет засевалось турнепсом, в настоящее время практически заросло.
кста. в настоящее время у подножия горы, у реки остался дом  на 2 квартиры, а сейчас есть пост пропуска на полигон

Встречалось описание горы Смоляной, но это около Северного поселка. А гору Смолянка пока не получилось найти на карте. А реку, вы имеете ввиду реку Ису? И некая возвышенность находиться слева от дороги, как ехать со Старателя, недалеко от самого урочища, это и есть вершина горы Смолянка?

Оффлайн Владимир

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #13 : 25 Ноябрь 2015, 21:43:37 »
Известно ли что-то как и когда появилась деревня Смолянка, а так же когда ее не стало? И почему у горы название Смолянка? Надо полагать, что деревня была названа в ее честь, или наоборот?

"еще одно небольшое поселение было  в районе 2-го  проезда" где находится этот второй проезд?

Оффлайн географ

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: поселок Старатель
« Ответ #14 : 27 Ноябрь 2015, 07:49:17 »
на карте горы Смолянки нет, это г. противоположна г. Пологая, и да. имеется в виду р. Иса. 2 проезд это территория полигона.