"Свидетели прошлого" (о границе Европы и Азии на горе Березовая)
Статья:
Дунаев Ю. А. Свидетели прошлого // Уральский трубник. - Первоуральск, 1991. - № 28. С. 3 : фот.
В 1829 году немецкие учёные Александр Гумбольдт и Густав Розе, пересёкшие Уральские горы на пути в Екатеринбург, произвели барометрическое нивелирование Московско-Сибирской дороги и установили, что гора Берёзовая "есть высший пункт Сибирского тракта на всём протяжении его от Перми до Екатеринбурга".
Так гору причислили к единой уральской водоразделительной линии. Было доказано, что перерыва гор здесь нет Берёзовую стали считать границей между Европой и Азией. Следует заметить такую немаловажную деталь. Судя по названию, в прошлом здесь росла преимущественно берёза. И действительно, в двенадцатом томе "Записок УОЛЕ" говорится: "Склоны покрыты берёзовыми лесами, отчего она и получила своё название".
Теперь обилия берёзы не отметишь. За два века березняк вырубили на уголь для Васильевско-Шайтанского завода, гора обросла сосновым лесом. Но имя осталось как свидетельство
о прежней флоре.
После причисления Берёзовой горы к единой уральской водораздельной линии, горные власти установили на восьмой версте от Шайтанского завода, на южном склоне горы, "пограничный" знак раздела двух частей света – в память о проезде здесь в 1837 году наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А. Жуковского. Знак представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями "Европа" и "Азия".
В 1873 году деревянную "пограничную метку" заменили на обелиск из мрамора, установив его на каменный постамент. На гранях обелиска были слова: с западной стороны - "Европа", с восточной - "Азия", а также вырезаны надписи, свидетельствующие о посещении этого места императором Александром II, герцогами Максимилианом и Николаем Лейхтенборгскими, великими князьями Владимиром Александровичем и Алексеем Александровичем.
В №61 "Пермских губернских ведомостей" за 1873 год описан проезд через границу двух частей света великого князя Алексея Александровича. Вот о чём сообщал корреспондент прошлого века: "Совершив кругосветное путешествие, его императорское высочество, великий князь Алексей Александрович возвращался в Санкт-Петербург через Сибирь и Урал.
По выезде из Екатеринбурга великого князя, 8 июля 1873 года, ему устроен был, обществом города Екатеринбурга и представителями уездного земства, обед на вершине горы Берёзовой у самого памятника. На памятнике предварительно высечена надпись: "Его императорское высочество, великий князь Алексей Александрович, возвращаясь из кругосветного плавания, посетил Урал "..." июля 1873 г." По прибытии великий князь карандашом поставил цифру 8 и подписал под надписью - "Алексей". Во время обеда резчик вырезал по карандашу на камне цифру 8 и имя высокого посетителя."
Описания посещений Урала различными высочествами давались в средствах информации довольно подробно, а вот о простом народе трудно найти какое-либо сообщение.
Правда, путешественник В.П. Семёнов-Тян-Шанский не оставил без внимания такой факт, как прощание каторжан с Россией. В былые времена по старой дороге, звеня кандалами, прошли тысячи людей. И как трогателен был обычай - вот в этом месте, прощаясь
с матушкой Россией, положить в карман спрятать унести с собой в далёкую Сибирь горсть родной земли.
Как свидетельствует содержатель вольных почт и контрагента по перевозке арестантов в пределах Пермской губернии купец Михайлов, по Сибирскому тракту ежегодно провозилась до восемнадцати тысяч арестантов.
Что же представлял собой памятник того времени.
В книге "Уральская железная промышленность в 1899 году" Д.И. Менделеев приводит снимок обелиска "Европа-Азия", отмечая, что с одной стороны памятника растёт сосна, а с другой - пихта, рядом находится караульный дом.
В настоящее время ничего подобного мы не увидим. После революции и гражданской войны исчез дом, в котором жил лесообъездчик. Лес стал достоянием народа, охранять его стало не от кого...
(весь текст - в файле)