Автор Тема: Старые дороги  (Прочитано 19624 раз)

Оффлайн Gur Khan

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
    • Просмотр профиля
Старые дороги
« : 08 марта 2015, 12:23:51 »
Еще одна интересная тема для обсуждений и "раскопок" - старые дороги. Где они проходили и как выглядели?
Вот Дед Батый спрашивает меня в личке: "Почему-то я всегда был неравнодушен к дорогам. Краснопольская слобода, медведево, гаёво, фотеево, сулём - как они связывались между собой?"
Давайте вместе искать ответы!
Ну и для иллюстрации фото участка старой дороги Ирбит-Шадринск

Примерно так оно выглядело в конце 19- начале 20 века

Оффлайн articos

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #1 : 09 марта 2015, 20:05:51 »
Да,есть такая тема!
http://ermak.n-tagil.com/forum/viewtopic.php?f=6&t=840

Ну и для иллюстрации фото участка старой дороги Ирбит-Шадринск

Ходил Я по подобной.Кюветы сохранились.Условно проезжаемая.

Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1466
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #2 : 04 мая 2015, 09:54:54 »
На картах 19 века была обозначена Сулемская дорога, которая проходила от Нижнетагильского завода  до реки Черной, где сейчас Ушковская канава.

Оффлайн Gur Khan

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #3 : 21 мая 2015, 11:44:31 »
На картах 19 века была обозначена Сулемская дорога, которая проходила от Нижнетагильского завода  до реки Черной, где сейчас Ушковская канава.
Вот такая карта-схема 30-х годов. Кому-то может будет интересна:

Оффлайн beze

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 194
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #4 : 21 мая 2015, 12:01:06 »
Интересно. В месте развилки никакого николо-павловского не обозначено, то есть до Петрокаменска дорога выше уходила?
Мне говорил один товарищ с Н-асбеста, что это была дорога, что ныне старатели от Шиловки вдоль полигона отсыпали, когда артель Нейва разрабатывала Исовский полигон. А раньше этой дорогой пользовались, когда в Тагил на базар ездили.
Походы по Среднему Уралу Вечный странник

Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1466
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #5 : 21 мая 2015, 17:37:58 »
Вопрос для уточнения, где проходила Старо-Компасная дорога.?

Оффлайн articos

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #6 : 21 мая 2015, 20:15:15 »
До постройки в 50-хх Серебрянского тракта село одноимённое имело сообщение:с Кушвой раз(Кушвинский тракт,сохранился до нашего времени);с Кыном два (Дубровная дорога,нынче условнопроезжаема);с деревней Журавлик (Журавлинская дорога);с селом Илим(Илимский кстати говоря тракт).Ни о какой Старо,тем более Компасной дороге ни одного упоминания не находил.Село было тесно связано речным путём с сёлами ниже и вышестоящими по Чусьве.Много родственных связей у местных с жителями Пермяковой,Кына,Копчика,Ослянок естественно,Копчика,Луговой.и как ни странно вплоть до Усть-Койвы.До Тагила дороги не было.Квартальная просека-быть может.Удивляет прямизна? Под Лэп рубилась.То что у села крюк-так просека то до Чусьвы идёт.Широкая ,окювеченая.

Оффлайн KliN

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #7 : 22 мая 2015, 01:50:05 »
Интересно. В месте развилки никакого николо-павловского не обозначено, то есть до Петрокаменска дорога выше уходила?

Это развилка Шейтанка, Шиловка, в районе Старателя (там же обозначена р. Ключики)


Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1466
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #8 : 22 мая 2015, 06:54:03 »
http://historyntagil.ru/5_3_30.htm  Название Старо-Компасной дороги, упоминалось,

Оффлайн beze

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 194
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #9 : 22 мая 2015, 08:49:54 »
http://historyntagil.ru/5_3_30.htm  Название Старо-Компасной дороги, упоминалось,
В ваших текстах вы пишете про Уральский тракт (так ведь?), а он Висимский
А гора Целовальникова, овбразованная от целого вала!!!! Этот товарищ откуда взял, что раньше она была старокомпасной? Не от вас?
Походы по Среднему Уралу Вечный странник

Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1466
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #10 : 22 мая 2015, 15:46:42 »
В принципе названия Уральский тракт и Висимский трак, ни где не прописаны, это скорей всего топонимы для устного общения. Был еще Старо-Висимский тракт, от Тагила до Висимо-Уткинска. Этот товарищ, Зыков, лично мне рассказал, что  обоснование название он придумал сам, т.к. вершина горы похожа на целый вал "скал", и действительно похожа. Вы сами были на горе Целовальниковой? На счет старокомпасной, слышал от многих туристов и краеведов это название.

Оффлайн River

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #11 : 24 мая 2015, 18:09:46 »
Геолог А.А. Краснопольский в 1908 году публикует отчёт... И далее по тексту упоминаются 9-я, 12-я, 15-я верста по Компасу от Тагила. Стало быть Компасом называется какая-то дорога..?

Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1466
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #12 : 24 мая 2015, 18:41:53 »
Выдержки из отчета, Краснопольского есть в книге "Горы и реки Тагила", видимо он шел по "компасу", без дорог, по карте, по азимуту, к намеченным целям: горы, реки и рудники. Возможно компасом,  он называет  0 мередиан, или отчет от него. В 1908 году он посетил: горы Теплую, Целовальникову, Смоляная, Пихтовая, Собачья, Лебяжинкая, Реки Руш, Узенькая, Малая Кушва, или написал отчет.  Из географических названий, видно что Краснопольский изучал восточную часть окрестностей Тагила

Оффлайн Gur Khan

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #13 : 24 мая 2015, 19:25:50 »
Выдержки из отчета, Краснопольского есть в книге "Горы и реки Тагила", видимо он шел по "компасу", без дорог, по карте, по азимуту, к намеченным целям:
Да, ну! А почему в нашем славном Нижнем Тагиле существовал тогда целый куст Компасных улиц? По ним тоже "по азимуту" ходили? Вообще допустимо ли при написании книг, претендующих на научность и справочность, опираться на допущения "видимо"? Нет! Краснопольский какую-то часть пути проделал именно по Компасной дороге. Похоже что назрела необходимость провести для слесаря-писателя маленький ликбез. Итак, у нас в Тагиле действительно есть ряд дорог, которые являются "компасными". Это не одна дорога, а несколько. Называли их так потому, что были они прямые - по распоряжению "господ заводовладельцев" они были прорублены дабы сократить транспортные пути, ведь как известно, кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая. Повторюсь, таковых дорог было несколько, но дату их прокладки и названия ( а все они имели свои собственные названия, кроме одной) дабы Пичугин сам порылся в источниках, а не тупо драл отсюда материал для своего очередного опуса, не указываю. Из этих дорог, одна, как уже сказал, за неимением лучшего, так и называлась "Компасная" или "Компас", уже в советское время она стала "Старой компасной". Часть ее сохранилось до сих пор. Ее начало было в том районе заводского поселка, где после появилось сразу несколько "Компасных" улиц. Ну и понятно из сообщения Краснопольского следует, что она шла в восточном направлении. Открываем карту и ищем! Что касается Серебрянского тракта, и, в особенности, статьи Толмачева, то тут имеет место быть большая путаница, которую приумножает Пичугин. Но в чем-то он прав - Серебрянский тракт, когда-то, в 40-50-х и может быть даже в 60-х годах, пока были живы люди помнящие названия прямых как "стрелка компаса" трактов, иногда тоже называли "Компасным" из-за его прямоты, обусловленной происхождением от просеки ЛЭП. Но "Компасным" он не являлся поскольку строился уже в советское время, в отличие от настоящих "демидовских" "компасов". Толмачев, то-же "где-то что-то слышал", но толком не разобравшись и не удосужившись посмотреть ни на современные, ни на старые карты свалил на основании "слухов" все в одну кучу. Его упоминание о том, что "Старокомпасная дорога" шла через Большой Урал верно только именно в привязке к тому, что Серебрянский тракт иногда ошибочно именовали "компасным". Хотя в остальном, историю этого тракта он описал верно. С западной окраины Тагила действительно шла еще одна компасная дорога, но вот проехать по ней до Серебрянки было невозможно - шла она в другом направлении. Более того, в плоть до строительства Серебрянского тракта, между Нижнетагильским и Серебрянским заводами не было вообще дорог! При острой нужде тагильчане ездили в Серебрянку через Кушву.  Почему? Ответ очень простой. Но пускай Пичугин его сам поищет! Убедиться же в отсутствии такой дороги, тем более прямой - "компасной" можно очень легко - поглядите карты или космические снимки - там вы не увидите ни одного намека на нее!

Оффлайн misty

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1466
  • misty
    • Просмотр профиля
Re: Старые дороги
« Ответ #14 : 24 мая 2015, 19:38:20 »
Да, в нашем городе существовало 7 компасных улиц, они к дорогам ни какого отношения не имеют. В итоге, в споре всегда вырисовывается какая то истина! Согласен и на Краснополье, называли дорогу компасной.