Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Gur Khan

Страницы: 1 2 [3] 4
31


33
Привет из прошлого – в центре города случайно сделали историческую находку. http://vsenovostint.ru/2014/06/05/privet-iz-proshlogo-v-tsentre-goroda-sluchayno-sdelali-istoricheskuyu-nahodku/

А всё благодаря любопытству наших читателей. Накануне вечером возле трансформаторной будки напротив гостиницы «Северный Урал» начались земляные работы. Выкопанная яма была заботливо огорожена заборчиком. А на дне оказалась кованая решётка, на вид – старинная. Её заметила наша читательница Елена, она и прислала в редакцию фотографии.

Мы обратились в музей «Горнозаводской Урал» — вдруг в центре города ведутся раскопки? Но ни о какой исторической находке там не слышали. И тогда наш журналист вместе с заведующей исторического отдела музея Мариной Накоряковой отправились на место.


«Судя по маковкам, это решётка из XIX века», — делает предположение Марина Накорякова, — «Ей около 110 лет». Дело в том, что на этот самом месте раньше стояла серия памятников – они сменяли друг друга в разные исторические эпохи. В самом конце XIX века здесь стоял памятник императору Александру II, потом памятник Свободе – девушка с факелом, аналогичная Статуе Свободы в США. И, наконец, памятник Иосифу Сталину. Не исключено, что найденная решётка была некогда оградкой одного из памятников. Но как же она оказалась глубоко под землёй?

«Это называется культурный слой», — объясняет Марина Накорякина, — «Если вы дома год убираться не будете, сколько пыли там накопится? Это грубая аналогия, конечно. Но здесь раньше была очень болотистая местность. Сюда завозили грунт, выравнивали. Когда разбивали сквер, возможно, оградку вместе с другим строительным мусором просто скидали под грунт».

Кто вёл земляные работы, во время которых обнаружился привет из прошлого, выяснить не удалось. Рядом с ямой находится трансформаторная будка «Тагилэнергосетей». Но в этой организации о земляных работах ничего не слышали.

Теперь музейщикам предстоит извлечь оградку из XIX века из-под земли. Возможно, для этого понадобится техника. «Мы обратимся к главному хранителю музея и спросим, как быть», — обещает Марина Накорякова.

34
Фотоальбом - прогулка по отвалам  никелевых рудников - т.н. "Голубые озера" http://photoshare.ru/album228789.html и в частности некоторые находки:




Альбом не мой - случайно наткнулся в Сети

35
Общий раздел / Почему молчим?
« : 30 марта 2014, 12:23:34 »
Хочется обратиться к народу - а почему молчим? Неужели история Тагила, нашего края, Урала, стала никому не интересна? Я не призываю писать какие-то основательные статьи - у самого катастрофически нет на это времени, но хоть вопросы задавайте... А то непонятно, что вообще людей интересует. Делитесь фотками, роликами - форум принимает ведь не только "антиквариат", но и современные "зарисовки". Призываю всех к активности!  :za:

36
Краеведение / Тайны Лисьей горы
« : 09 марта 2014, 15:12:00 »
В ближайшее время у нас планируют отреставрировать сторожевую башенку на Лисьей горе. Учтивая печальный опыт "реставрации"  "Демидовской дачи" становится страшно. Тем не менее, это повод что бы задаться рядом вопросов и отгадкой некоторых загадок...
Тайна 1. Архангел Михаил. Мало кто знает, но до революции шпиль башенки на Лисьей горе венчал флюгер в виде архангела Михаила. Выбор святого сам по себе примечательный - о нем можно почитать в http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F5%E0%ED%E3%E5%EB_%CC%E8%F5%E0%E8%EB Википедии.

 Узнал я об этом от своей прабабушки 1898г.р. По ее рассказу, не то после революции, не то во время Гражданской войны, флюгер сняли и он некоторое время стоял прислоненный к стене в арке Главного Заводоуправления, недалеко от сторожевой будки. Возникают вопросы: куда он потом исчез, когда появился на шпиле, почему о нем никто не упоминает. Изображение же его мне известно пока лишь одно:

Тайна 2. Подземелья сторожевой башни. Я еще помню те времена, когда вход в башенку был открыт всем кто хочет, отчего внутренность ее стала напоминать общественный сортир. На полу были кучи мусора, битого кирпича, щебня, и вообще всякого гувна. Однако, знающие люди мне поведали, что подо всем этим безобразием скрывается стальная плита, которая с одной стороны служит полом, а с другой - потолком "подвального" помещения, вырубленного в скале. Якобы в этом "подвальном" помещении еще в 1950-е годы стояла аппаратура для ретранслятора. Кроме того, когда на рубеже 1980-90-х гг решался вопрос иллюминации Лисьей горы, вспомнили о том, что для запитки ретранслятора энергией где-то - как-то был проложен кабель. Его искали, но так и не нашли (в смысле не только сам кабель, но и его трассу). В итоге гору просто начали подсвечивать зеленым прожектором, который был установлен над шлюзом рабочих прорезов плотины (его останки там вроде как досих пор находятся). Вопросы: есть ли все таки помещение под башней, если есть - то когда его построили: в 50-х под ретранслятор или раньше? А может быть это всего лишь легенда, а пол просто вымощен чугуном или сталью по примеру того как это в здании Заводоуправления было и некоторых храмах? Где проходила кабельная трасса?

На фото хорошо видна мачта ретранслятора с антеннами. Видно что какой-то кабель к ней подходит "по воздуху", а основной видимо вдоль центральной опоры идет. Столб с проводкой - это телефон, он был подведен раньше.
Тайна 3.1818 год.  Везде пишут, что датировка башни сделана по цифрам "1818" указанным на какой-то металлической детали в основании башни. Я не раз пытался их отыскать, но безуспешно. Не видел я их в фотографиях таких краеведов как Орлов и Кожевников. Так есть ли эти цифры в самом деле, и если да, то где?
Тайна 4. Могилы 1918 года. Ровно через 100 лет после того как башня была воздвигнута (по официальной версии) город мог бы ее лишиться. Во время боев за город, в угол башни попал 3-х дюймовый снаряд и существенно повредил ее. Воспоминание на этот счет Еремея Гаева из "Былей горы Высокой":
«Снаряды рвались на Лисьей горе и в центре Тагила. Белые подозревали, что на ней находится наш наблюдательный пункт и задались целью сбить его. Они не ошиблись: до самой по­следней минуты наблюдатель следил с каланчи за продвижением белых, снаряд отбил угол башни, но наблюдатель не покинул своего поста».
Башня уцелела буквально чудом. С этими же событиями связаны два эпизода захоронений павших бойцов. О первом рассказывает историк-краевед Сергей Пудовкин: после одной из публикаций в газете "Тагильский рабочий" через редакцию к нему как к автору пришло письмо с воспоминаниями одной женщины, жившей в то время у подножия горы. Якобы после обстрела она нашла погибшего красноармейца - вероятно связиста, и похоронила его в одной из воронок. Это письмо Сергей передал в Краеведческий музей, с тем что б там постарались произвести какие-нибудь поиски, но... "отдать что нибудь в наш музей - это все равно что выбросить". Второй эпизод описан в "Тагильском краеведе" №20 публикация О.К.Лапиной ([Разговор с М.Г. Будоль 10.04.2008) : "Молодой парень-белогвардеец первым взбежал на Лисью гору. Его застрелили красноармейцы. Его похоронили у башни на Лисьей горе, на площадке, которая к пруду. Там место скошено очень немного. На могиле установили крест, на который надели венок, сделанный из металла, на табличке было написано его имя: НИКОЛАЙ ЕСАУЛОВ, сколько ему лет, откуда родом, о его подвигах. Белые наняли женщину, которая следила за могилой и читала канун об упокоении этого парня. Вся Лисья гора была в ямах от снарядов. Стреляли 3-х дюймовыми и 6-ти дюймовыми снарядами. Когда вошли красные, ... ...Уничтожили могилу. Вернее, памятник белогвардейцу на Лисьей горе. И сегодня, оказывается, мы ступаем по земле, в которой покоится тело, по понятиям белогвардейцев - героя Николая Есаулова". (целиком текст тут: http://historyntagil.ru/kraeved/tk_20_33.htm Так вот интересно, где все же эти могилы и не об одном-ли и том же эпизоде идет речь, просто в различных интерпретациях?
Тайна 5. Загадочный чертеж. Собственно вот он:

Датируется якобы 1828 годом. На проектный не похож, особенно если верить что башня построена в 1818-м. Вид башни по картине Веденецкого "Тагил зимой" и наброску Державина, сделанных в 1830-е так же отличается от чертежного. Проект реконструкции? Но рановато что-то... Так что это за чертеж?! Уж не по нему ли собираются наши горе-реставраторы башню восстановить???

37
Вот такие вот суденышки ходили по Чусовой в прежние времена:
Барка "Казенка"


Барка губернатора (???? :o???)

Интересно, почему губернатора? И что такое "Казенка"? Чем отличались????

А вот это тоже похоже что "Казенка", но с другого ракурса:


38
Литература / Литературное хулиганство
« : 17 февраля 2014, 00:01:05 »
Ровно три года назад - 18 февраля 2011 года на "Военно-историческом форуме" (ВИФ2NE) , в пятницу, под выходные, народ пробило на сочинительство сценария фильмы про освоение русскими Сибири. Тему начал известный "сказочник" И.Кошкин, ну а дальше - пошло-поехало... Поскольку "натура" наша, да и я добавил свои "пять копеек", то переношу избанные моменты сюда.

И.Кошкин Набросок сериала об освоении Сибири с раскрытием одной серии
Сериал про освоение русскими Лены - Брацкий острог, все дела. Молодой дворянин с отрядом подонков - служилых людей, казаков и просто сраных землепроходцев отправлен привести под государеву руку, скажем, верхнебрацких людей. Первые серии - плаванье по Лене (много видов), строительство острога, попытки привести местных под государеву руку и начало промысла соболя с одновременными летними попытками пахать землю. Индейские войны, победа русских, затем получение информации о том, что верхнебрацкие люди собрались бежать - после поражения они ждут, что русские их по палеосибирскому обычаю вырежут накуй.

Дворянин с отрядом - все перераненые после сражения на трофейных конях бежит в стоянку собирающегося отъехать князька, застав его в разгар сборов. Русские - в куяках и повязках, сгружают с коней всякую куйню: товары купецкие, масло, муку, потом дворяин идет к князьку (тоже весь замотан повязками) и объясняет ему, почему тому не надо уезжать: никто его убивать не будет, ну подрались, ну с кем не бывает, а ясак он даст соболем, а за него будет всякий товар, масло, мука, соль, да мед и т. д., но главное - не надо уезжать, ведь вам и самим на новом месте будет плохо, если вообще тамошние люди вас не перебьют. Князек в искреннем недоумении: чего этот остроносый чурка с волосами на лице проникся к нему такой любовью, и дворянин объясняет, что служит он белому царю, который живет в большом остроге - стены с сосну высотой, и не из дерева, а из камня! И белый царь очень требует соболя ему присылать, а то сильно он на дворянина рассердится. Поэтому дворянин будет от дальних плохих людей брацких людей защищать, торговать станет и все дела, а князь пусть шерть принесет и ясак платит. И вот сына пусть отправит с нами в острог на всякий случай - а мы его из ружья стрелять научим. Князек, охреневший от таких раскладов, соглашается, про себя удивляясь на глупых русских: то требуют ясак, то дерутся, но не до конца, то защищать обещают, то опять хотят ясак. Бла-бла-бла, еще несколько серий.

Дворянин весь в делах: надо разводить местных, прекращать их междуусобицы, надо защищать их от русских сраных землепроходцев, и сраных русских землепроходцев от местных, надо следить, чтобы промышленники не утаивали соболя и не прятали хлеб. А еще надо аккуратно брать взятки, чтобы не попалиться, потому что мало ли какой му...к напистрочит воеводе на государево имя кляузу.
Конец третьей зимы: под острогом идет большое действо: брацкие люди привезли соболя на ясак и на продажу, теперь надо с одной стороны смотреть, чтобы они не нае...ли с качеством меха, а с другой - постараться нае...ть их, потому что часть государева жалования ушла налево. Плюс как всегда надо пасти за промышленниками, чтобы не скупили лучший мех и не смели наегоривать местных сверх нормы, а то местные обидятся и перестанут приезжать. В общем, жизнь кипит.

Внезапно на торг врываются нарты в неполной запряжке, в нартах двое детей: мальчик-подросток и девочка лет семи. У мальчика совершенно безумные глаза, девочка просто сидит под шкурой и смотрит в одну точку. Люди, расступающиеся перед нартами, видят, что они забрызганы запекшейся кровью. Князек, приехавший к своему большому другу дворянину за обычной мздой, за которую он закрывает глаза на то, что его людей немного нае...вают с жалованием, расспрашивает подростка на местном языке. По мере разговора брацкие люди ощутимо бледнеют с лица. Русские недоуменно переглядываются. Князь, окончив допрос, поднимает лицо к другу. Дворянин сам хереет: лицо вождя бледное и покрыто потом. Он откидывает капюшон, вытирает лицо рукавом, затем начинает говорить. Случилось очень плохое дело. Такого дело давно уже не бывало, только при его отце такое бывало. На одно из стойбищ напал (название твари придумаем потом, пока пусть будет мангыс). Из трех семей остались только эти двое детей - они в стороне были, и нарты были наготове, мангыс их не догнал. Там было семнадцать человек. Русские чешут репы, Дворянин спрашивает: что за мангыс-то шатун, что ли? Князек качает головой: мангыс - это не медведь. мангыс - это мангыс, не понимаешь, что ли, чурка русская? Дворянин спрашивает: хорошо, не медведь, а что он тогда? На кого похож? Князек молчит, потом один из стариков начинает говорить на местном языке, его сын-охотник переводит на ломаный русский. мангыс - это мангыс. Это злой дух. Он летом спит, а зимой ходит по горам. В те горы, где он живет, мы не ходим. Иногда - редко бывает, он спускается зимой с гор и нападает на людей. И ест их. А как наестся - уходит обратно. Все молчат, потом один из русских спрашивает: а убить его что, не пробовали? Старик качает головой: его нельзя убить. Его стрелы не берут и копья не берут и мечи не берут. Кто пробовал его убить - назад не вернулся. Устанавливается молчание. Наконец дворянин говорит, что это х...йня какая-то и так дело оставлять нельзя. Еще не хватало, чтобы всякое говно с гор жрало государевых щертных людей. Людей вообще нах...й есть нельзя, даже с голодухи.

Собирается военный отряд: русские служилые люди во главе с дворянином, несколько казаков и четверо самых отмороженных и закононепослушных промышленииков. Из местных долго никто не хочет идти, но потом решается князь, и молодой охотник, который переводил. Все вооружаются, шопестец: в кольчугах и юшманах под шубами, с саблями, ружьями, рогатинами. Князек гордо надевает родовою кольчугу и подаренные дворянином в знак царской милости турецкие дорогие наручи. Уже когда экспедиция собирается выступать, к ней присоединяются двое: мальчик из разоренного стойбища и местный поп, два года назад присланный из якутского острога окормлять местную сволочь и по возможности обращать местных в православие.

Отряд идет по следу нарт - на лыжах и опять же на нартах. на вторые сутки к вечеру они оказываются у протоки, которая ведет к стойбищу - отсюда до места трагедии меньше двух верст. Появляются первые признаки того, что тут имеет место быть что-то хтоническое: собаки скулят и жмутся к людям. Олени ложатся в снег. Один из русских бодро говорит: ну чо, говорили же - шатун, нна. Русские преувеличенно бодро заряжают ружья: раздувают фитили, самые богатые заводят колесцовые замки карбинов. Но местным уже очевидно становится куево, и самый уголовный из промышленников говорит тихо: какой фпесту медведь, если его Балуй таких медведей семь штук за жопу брал, чтобы на дыбки поднялись и пузо рогатине подставили. А теперь Балуй очкует так, что самому бы не обоссаться.
Оставив несколько человек с нартами, отряд идет вперед на лыжах, Начинает темнеть. Камера показывает воинов какбэ со стороны: кто-то наблюдает за ними, причем ракурс такой, что смотрит вроде с высоты трех-трех с половиной метров.

Наконец все выходят к стойбищу. На стойбище, очевидно, произошло что-то очень плохое: чумы повалены, покрышки разодраны. Вокруг все залито кровью, местами просто целые поляны красного льда. Валяются обрывки одежды, всякая поломанная утварь. Лежит оторванная голова оленя. От людей найдена только оторванная нога и часть головы без лица, но с нижней челюстью. Князь приказывает искать следы, и вот тут выясняется главная жопа - следов ясных нет. То тут, то там вроде отпечаток вроде лапы, но либо затоптан, либо залит кровью. Дворянин велит искать вокруг стойбища, но в этот момент издалека доносится приглушенный расстоянием выстрел, за ним другой и еле слышный крик. Все окуевают: чтобы на морозе услышать крик за без малого две версты - кричать должны были ОЧЕНЬ громко. Люди так по правильному не кричат. Хуже всего, что и выстрелы и крики доносятся с той стороны, где были оставлены нарты. Отряд бросается обратно, на полпути дворянин спохватывается и кричит, чтобы держались вместе, кучно, тем более, что темнеет уже ощутимо.

Внезапно бегущего впереди казака подбрасывает в воздух в фонтане крови и он падает под елки, бежавший рядом с ним местный охотник с диким криком бросается назад, падает, теряет лыжу и проваливаясь по пояс бежит-ползет к остальным, его лицо перекошено ужасом, глаза закачены. Русские разом вскидывают ружья и разряжают их в общем направлении противника, все затягивает дымом, воины лихорадочно перезаряжают оружие, крупный план на руки дворянина: он пытается насыпать пороху на полку, но руки трясутся - это тот самый человек, что в одной из первых серий на коне бросался в гущу брацких людей и херачил саблей на все стороны. Перезарядив ружья, все берут их на изготовку, ибо в дыму и мгле ничего не видно. Хуже всего, что в темноте явно кто-то есть: трещат ветки, скрипят деревья, падает с ветвей снег, потом раздается звук: то ли скуление, то ли рык, он настолько отвратителен, что один из казаков бросает ружье и падает лицом в снег. Внезапно вперед выскакивает поп: подняв крест и выкрикивая срывающимся голосом "Да воскреснет бог!", он идет вперед, без шубы, прямо на треск и скуление. Все стоят опешив, некоторые закрывают глаза, ожидая услышать предсмертые вопли. Но треск и скуление внезапно стихают, слышен лишь только прерывающийся голос попа, в истерике выкрикивающего слова псалма. Опомнившись, все бросаются вперед и находят священника стоящего на коленях в снегу рядом с разорванным трупом казака. Снег впереди изрыт несколько деревьев сломаны, но не осталось и следа чудовища, все стоят потрясенные, дворянин приказывает гнать след, но в этот момент начинается буран, ветер все усиливается, снег метет стеной. С трудом отряд выходит на берег Лены к разоренному лагерю - олени и оставшиеся с ними люди убиты. Отряд наскоро строит стенки для защиты от ветра, с трудом пережидает ночь.

Утром буран стихает. Снегу намело на аршин, следов нет никаких, и вернувшись на разоренное стойбище, люди понимают, что тут уже ничего не найти. Отряд движется обратно, все уважительно смотрят на попа, однако сам священник идет с трудом, еле переставляя ноги, на вопросы не отвечает. Ночью движение продолжается - вставать лагерем никому не хочется. Отряд возвращается в острог утром, все рассказывают о случившемся чуде. Днем несколько местных идут попу и просят покрестить их в его сильную веру. Поп, вроде слегка воспрянув духом, крестит их.

Вечером, когда дворянин уже собирается ложиться спать со своей женой из местных, у двери дома раздается стук. Это пришла попадья. Женщина плачет - она напугана. Муж, придя со службы, сидит над псалтырью, но даже страницы не перелистывает. И дети с разоренного стойбища, которых она взяла к себе, сидят так же.

Дворянин меняется в лице, будит своего слугу, заряжает пистолеты и одевает броню. Слуга берет карабин и рогатину, затем спрашивает: может, позвать людей? Дворянин качает головой: не надо до срока шуметь и наводить хрестьянству поруху, да и на брацких это плохо подействует. Оставив попадью у жены, он велит женщинам поднимать народ, если не вернутся через час. Дворянин и слуга идут к церкви, открывают незапертую дверь поповской избы. В горнице темно, светится лишь лампада у киота и в углу, у окна, на поставце горит свеча. За столом сидит поп, глядя в книгу, хотя в темноте уже ничего не прочесть, у его ног сидят двое детей. Видно, что дворянину очень страшной, но он крестится на икону, левой рукой держа за спиной взведенный пистолет. Затем достает из-за пахзухи большую свечу и зажигает ее от лампады. Взяв кувшин с полки, он опускает свечу в него, ставит на стол и садится напротив попа, с глухим стуком положив рядом на стол заряженный пистолет.

От этого звука поп, словно очнувшись, смотрит на дворянина. Сперва глаза его страшно пусты, но потом вдруг приобретают человеческое выражение, свеча разгорается сильнее - и становятся видны лица детей: они жмутся к ногам попа, и видно, что оба просто очень сильно напуганы. Дворянин выдыхает, и говорит попу, что, мол, не хочешь ли погворить, отче? Слуга, аккуратно спустив курок карабина, говорит детям ласково: пойдемте, мол, выйдем в сени, пусть батюшка с воеводой поговорит. Дети ничего не понимают, жмутся друг к другу, но, подталкиваемые старым воином, выходят из комнаты. Дворянин говорит: батюшка, ты не охренел ли? Ты чего такой тут сидишь, жену пугаешь, да и я чуть портов не замочил? Я уж думал - в тебя бес вселился, я, блин, за два выдоха чуть не все Четьи Минеи шепотом проговорил! Нельзя же так, на х...й, извините за выражение!




39
Старые фото Нижнего Тагила / Невьянск
« : 16 февраля 2014, 20:39:38 »
Интересные редкие фотооткрытки с видами Невьянского завода





40
Реки и горы / Топонимика
« : 15 февраля 2014, 21:21:46 »
Крайне интересная тема. На "старом" форуме мы как-то начинали упражняться в этой дисциплине. Предлагаю продолжить начатое и для начала подумать об этимологии топонима Лая.
Маленькая справочка из Вики: "Село Лая было основано в 1726 году переселенцами с реки Керженец, протекающей на Нижегородчине". Есть еще один топоним - Лаей называется река в Ненецком национальном округе Архангельской области РСФСР и Коми АССР, правый приток р. Печора. Длина 332 км, площадь бассейна 9530 км2. Берёт начало из оз. Лаято и протекает по Большеземельской тундре. Питание главным образом снеговое. Замерзает в октябре, вскрывается во 2-й половине мая. Наиболее крупный правый приток — Юръяха.
Само слово встречается чаще всего в значении "лай" - "лаять" - Отрывистые звуки, издаваемые собакой, лисицей и некоторыми другими животными. Происходит оно от древнерусского лай – "брань, оскорбления".
Отмечено употребление как имя собственное в древнегреческой истории: Лай (Λάϊος) — сын Лабдака, отец Эдипа - Царь Фив, потомок Кадма. Услышав пророчество, что будет убит своим сыном, царь решил избавиться от долгожданного новорожденного младенца. Он положил ребенка в корзину и отдал пастуху, чтобы тот оставил ребенка в горах. Но пастух нарушил приказ Лая: он воспитал мальчика, назвав его Эдипом. Годы спустя на пути к Дельфийскому оракулу между Лаем и неизвестным прохожим, в котором никто не узнал бы когда-то брошенного младенца, вспыхнула ссора. Лай был убит. Так сбылось пророчество. ИМХО к этой легенде и восходит древнерусское "лаяться" - "ругаться", "ссориться". Интересно, что в мансийском есть очень похожее слово "лау" - "говорить", весьма близкое к древнерусскому значению. Но русское "лаять" у них "оуты"(по дореволюционной азбуке) или "хортункве" ("лай" - "хорт" по современному словарю). Товарищ Пичугин в своем "Географическом словаре" пишет, что "Лая" (река) от мансийского «лай» - «малый» и «я» - «река». Не знаю откуда он это списал, но я проверил по трем словарям - слова "лай" в них нет, а "небольшой,малый, маленький, -ая, -ое" по-мансийски будеть "мань",  "мало" - "мосься", "немного" - "мось". На всякий случай еще проверил по словарям коми - тоже мимо - слова "лая/лай" в коми тоже не нашлось . К тому же Лая - приток Печёры в более чем 300кэмэ длинной ну никак под определение "малая" не попадает. Интересно озеро - исток Лаи. "Лаято" - то/ты "озеро" на коми, но, опять же, что означает "Лая"? Нашел в казахском - "лай" - "мутный". В принципе можно и озеро и реку так назвать. Но каким боком получились казахско-пермяцкие и казахско-мансийские сочетания??? Так откуда такие названия у рек и сёл??? У какого какие будут предложения и версии?

41
<a href="http://www.youtube.com/watch?v=4Su6MQrI85w" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=4Su6MQrI85w</a>
Ермак. Автор слов и музыки - Игорь Растеряев.
Автор рисунков и сценария - Игорь Растеряев.
Режиссер - Павел Егоров. Анимация - Сергей Котов.
Текст песни:
Чтоб о предке моем Казаке
Разузнать правдивую версию,
Я пришел к пересохшей реке
в без пятнадцати сорок по Цельсию.
Тут когда-то был наш хуторок
А теперь бугорки да садочки,
А теперь перекрестье дорог,
В горизонт уходящих до точки.
Мои предки тут с детства жили,
Руку ставили рубкой хвороста,
А потом кому надо служили
Вплоть до кризиса среднего возраста,
На привалах варили варево
И в походы ходили с пением.
С ними враг любой разговаривал,
Словно крепкий ремесленник с гением.
Где пройдут — там валяются флаги,
Стон чужих речевых оборотов -
Все как после попойки в общаге
Института Дружбы Народов.
Я стою у иссохшей реки:
Ни воды, ни лягушек, ни ряски.
Где народ, что рубил в две руки,
Взял Сибирь и дошел до Аляски?!
Где все те, кто в бескрайнем бою
До Китая Россию раздвинули?!
Почему я сегодня стою
Здесь один, без земли и без имени?!
И смотрю на терновый кусток,
На осину, что между садочками?!
То — не тёрн, то — терновый венок,
И осиновый кол с листочками.
Я поставил на Родине крест -
Пусть стоит здесь, как наваждение,
Как финальный аккорд этих мест,
Как пародия возрождения.
Представляю я прошлые века:
Шашка наголо, на щите олень,
Будто я — казак батьки Ермака,
И наступает ночь, наступает день.
Атаман наш песню бодро голосит.
Бородища до пупа висит.
Будто все в дыму, будто все в огне.
Снова на Восток скачет наша рать,
Чтоб среди ковров в шахматной стране
С черным королем в шашки поиграть.
Нам по нраву эти горы и поля,
Значит, здесь казачия земля!
Скалы, бурелом, талая вода.
Прет без всяких карт батька атаман.
Где я запою — там и широта,
Где мой конь пройдет — там меридиан.
Пусть ругают нас с западных столиц -
Нам на них плевать, нас не взять на понт:
У России нет никаких границ -
У России есть только горизонт!
Остаются позади от наших войск
Наши метки — Красноярск, Тобольск.
Завтра на заре снова будет бой,
Будет сталь на сталь налетать звеня,
Но всему назло я вернусь домой
Или со щитом, но скорей с двумя.
Буду вспоминать как я воевал,
Как на край Земли вывел Атаман
И весь мир смотрел, как у Камчатский скал
Тихий Дон впадал в Тихий океан.
Как ты недобро щуришься, браток.
Отдавай-ка быстро островок!
Вот бы на чуть-чуть в прошлые века:
Шашка наголо, на щите олень.
Вот бы впереди батьку Ермака,
И наступает ночь, наступает день.

42
Литература / Осторожно, Пичугин!
« : 03 февраля 2014, 19:09:41 »
Есть в нашем славном городке слесарь, который возомнил себя писателем, историком, краеведом и т.д. и т.п. Все бы ничего, но он уже своими абсолютно безграмотными опусами достал!
Я готов признать и отметить пару его первых книг о поселке Черноисточинск и Черноисточинском пруде - мест, родных для автора. Но все что он начал творить потом не лезет ни в одни ворота! Признаюсь, грешен. Сам пару раз писал хвалебные рецензии на книги Андрея Леонидовича. Вот одна из них, о книге "Остров Сосновый":
               Парадоксально, но мы, русские, во многом утеряли свою историю. Со школьной скамьи нам вдалбливают историю Древнего Египта и Ассирии, Греции и Рима. Историю Родины нам преподносят весьма схематично и условно, при этом, раз, за разом переиздавая и переписывая в угоду очередным политическим веяниям учебники. Профессиональных историков больше заботят проблемы развития общества, производственных отношений и классовой борьбы. Конкретный «простой» человек оказывается, как бы выброшен за борт нашей исторической наукой. В то же время именно он является настоящим творцом, «делателем» истории. По этой причине обывателю в российской глубинке куда более интересна история, непосредственно связанная с историей его прямых предков, родом, история, связанная с тем местом, где он появился на свет и живет. Ему интересно, что было на месте его дома сто, двести или триста лет назад. Кто жил по соседству и чем занимался. Подобные «белые пятна» удел изучения наших подвижников - краеведов – исследователей, одним из которых является Андрей Леонидович Пичугин, автор книги, которую Вы держите в руках. Будучи патриотом и популяризатором истории родного края Андрей Леонидович собрал и обобщил множество интересных фактов касающихся Черноисточинского пруда – настоящей «жемчужины» Веселых гор и всего Тагильского края. Этот изумительной красоты водоем по сей день хранит множество тайн и загадок, связанных в первую очередь с деятельностью первого поколения знаменитых заводчиков Демидовых – самого Никиты и его сына Акинфия. Воды Черноисточинского пруда скрывают ключи к их  разгадкам. Найдя эти «ключики» пытливый ум способен целиком переписать историю  возникновения горнозаводской империи Демидовых, историю освоения Тагильского края русским мужиком. Книга «Остров Сосновый» побуждает читателя задуматься и отправиться в увлекательный поиск в глубь столетий.

Оправдываюсь тем, что любая книга, изданная о нашем крае несет в себе пользу. Однако Андрей Леонидович Пичугин в издании и пропаганде своих корявых творений зашел так далеко, что в пору кричать караул! Как остановить маньяка, тиражирующего ошибки и глупости, прямо дискредитирующего тагильских краеведов я не знаю. Возможно этому поспособствует публичный разбор "творчества" этого аффтора.

Начну с его последней (не уверен что она будет действительно последней, но все же...) книги "Горы и реки Тагила".

Первое что резануло глаз - это то, что выходные данные явно не на месте - со второй страницы почему-то переползли на третью. Возможно это косяк издателя, в роли которого выступила уважаемая мною типография "Репринт". "Репринт" - очень хорошая типография, но там заниматься издательскими проектами некому, специалистов нет, от того могут возникать косяки в виде тех или иных отступлений от ГОСТов в ходе оформления макета издания.
Далее читаем аннотацию, где аффтор представлен как "краевед -исследователь, сотрудник ОАО "ЕВРАЗ НТМК". На сколько я знаю, такой должности в штатном расписании этого уважаемого предприятия нет. Опять же, на сколько мне известно, Пичугин работает на НТМК слесарем. Отсюда мы видим, что потребителя сознательно вводят в заблуждение, используя авторитет крупного предприятия, имеющего очень хороший музейный комплекс. Создается впечатление, что мы имеем дело не с безграмотным слесарем (у А.Л.Пичугина нет даже средне-технического образования), страдающим графоманством, а с вполне респектабельным научным работником в штате крупнейшего градообразующего предприятия. Как минимум, это повод для проверки со стороны Роспотребнадзора, ибо потребитель выкладывает за эту книгу весьма ощутимую сумму в 630 рублей.
Следующий момент опять касается аннотации, в которой указано, что "Пичугин ведет геоморфологическое описание гор, рек, водоемов". Горная энциклопедия говорит, что "Геоморфология изучает внешний облик рельефа, его происхождение, возраст, историю развития, современную динамику, закономерности сочетаний и распространения отдельных форм". "Геоморфологи пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование" - пишет Википедия. Но вот досада, как раз геоморфологического описания, мы в книге Пичугина и не видим. Ну нет там никаких описаний происхождения тех или иных описываемых им форм рельефа с точки зрения геологии, ну может быть кроме кратких упоминаний типа "сложена диоритами" или " является бывшим вулканом". Вообще не понятно, принцип тематической группировки в словаре гор и рек - как одно с другим связано? Теперь обратим внимание на подзаголовок: "Географо-краеведческий словарь". География ну вроде как есть, краеведение вроде как бы тоже присутствует, и, да, имеем словарную структуру терминов по алфавиту. Однако... четкой словарно=энциклопедической или справочной структуры мы не имеем. Каждый термин, каждое название описывается исходя из наличия у аффтора того или иного материала - нет никакого однообразия. Коли речь идет за географию, то для гор я бы хотел видеть четкие данные по отметкам высот и точные координаты вершин. Для рек, было бы интересно узнать не пространное описание, а точные координаты истока и устья, длину реки, объемы водостока, величину падения. Ничего этого нет, хотя современные геоинформационные платформы позволяют восполнить многие данные не отрываясь от компа. Почему это проигнорировано Пичугиным? Да просто потому что "халтура, сэр!" Вы можете подумать, что малограмотному автору это просто не пришло в голову. Это не так - Пичугин дурак, но хитрый и ушлый. Ему хватило ума найти и употребить слово "геоморфология", думаете он до указания каких-то там координат не додумался бы? Да если бы и не додумался - я ему лично говорил, высказывал критику по поводу его ранее вышедшей книги "Историко-географические названия. Географический словарь" 2010г., где четко указал на недостатки, в т.ч. на все то, о чем писал выше. Вероятно Пичугину было просто лень утруждать себя исследованиями. Он простой переписчик - компилятор. А книга, которую я сейчас тут разбираю - всего лишь отжимка из большого и дорогого (5000руб/шт) его же словаря 2010 года. Вообще у него очень интересный стиль работы. Пичугин для того что бы написать свой очередной гросбух, собирает всю возможную информацию в доступных источниках, потом отжимает ее, старательно переписывая и цитируя, сдабривая массой весьма посредственных своих собственных фото. Так появились "Веселые горы", "Висимские горы", "Историко-географический словарь". Потом из этих книг делается краткая отжимка типа "Горы и реки". Потом он начинает собирать отзывы, критику, какие-то новые данные из вновь открывшихся источников. После чего выходит очередное "дополненное и исправленное". И так до бесконечности... Какой он исследователь, если реальными исследованиями тупо не утруждается? Сплошная переписка и компиляция! Интересно, что в личных разговорах он этого и не скрывает. Он искренне считает что все так работают! (продолжение следует)

43
Литература / Новинки литературы
« : 03 февраля 2014, 15:23:34 »
В этой теме давайте делиться информацией о новинках литературы. Сейчас большинство изданий идет малыми тиражами и не многие имеют возможность оперативно узнавать о появлении той или иной книги. Для почина презентую новый альбом цикла "Хребет России" Алексея Иванова под названием "Горнозаводская цивилизация. Металлурги/Демиурги/Геофайлы/Самоцветы". Вот так вот и никак иначе  ::) .  Эта книга была презентована в Москве в первых числах декабря прошлого года, а сегодня вот, по случаю прикупил ее в магазине "Книжный мир" по Первомайской. Цена в магазине 1485 рублей. В принципе, по нынешним временам вполне нормальная за фолиант огромного размера в 288 полноцветных страниц хорошей мелованной бумаги. В сканер А4 книга не влезла - пришлось делать снимки на фотик:

Это обложка


Выходные данные и благодарность "руке дающей". По моей информации, Иванову за этот проект отвалили из областной казны что-то около 7 миллионов рублей гонорара, так что есть за что говорить "спасибо"  ;)



Это оглавление. Но оно мало что говорит ибо стиль и манера подачи материала далеки от классических работ. Данная книга - что-то вроде видеоклипа, но в бумаге.






Ну это, собственно, пример наполнения.
Конечно с точки зрения познания Урала, эта книга мало что дает. Фактологии мало, к изложенным фактам надо подходить очень осторожно, ибо автор не историк и даже, по сути, не краевед. Скорее всего, данную книгу нужно воспринимать как какой-то креативный путеводитель - замануху для туристов в наш родной край. Собственно, эту цель издание и преследовало. Тем не менее, считаю, что эту книгу нужно иметь. Она дает некий обобщенный срез или образ уральской цивилизации во всем ее многообразии и неповторимости. На крайний случай она может являться хорошим подарком друзьям из других регионов или даже стран.

44
Краеведение / Рудники, прииски и шахты
« : 02 февраля 2014, 19:05:50 »
Добрый друг из Екатеринбурга откопал в книге "Урал горный на рубеже веков" фотографию строительства брамсберга в Главном карьере ВЖР.

На фото, с правого края снимка, в нижней его части, хорошо виден вход в штольню. Кто-нибудь знает как она называлась? Какие будут предположения???

45
Краеведение / Сохранение истории
« : 02 февраля 2014, 17:19:37 »
Под угрозой разрушения находится Никольская часовня, находящаяся в районе бывшей станции УЖД "Кедун-Быково", у отвалов. Однако есть надежда на ее спасение - ремонтом и восстановлением решила заняться церковь. В Свято-Троицком храме, недалеко от входа установлен ящик для сбора средств на реконструкцию часовни. Призываю всех неравнодушных сделать свой вклад. Лично я уже и не раз.

Страницы: 1 2 [3] 4