История Нижнего Тагила

Краеведение => Краеведение => Тема начата: Gur Khan от 08 марта 2015, 12:23:51

Название: Старые дороги
Отправлено: Gur Khan от 08 марта 2015, 12:23:51
Еще одна интересная тема для обсуждений и "раскопок" - старые дороги. Где они проходили и как выглядели?
Вот Дед Батый спрашивает меня в личке: "Почему-то я всегда был неравнодушен к дорогам. Краснопольская слобода, медведево, гаёво, фотеево, сулём - как они связывались между собой?"
Давайте вместе искать ответы!
Ну и для иллюстрации фото участка старой дороги Ирбит-Шадринск
(http://se.uploads.ru/t/n5XMS.jpg) (http://uploads.ru/n5XMS.jpg)
Примерно так оно выглядело в конце 19- начале 20 века
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: articos от 09 марта 2015, 20:05:51
Да,есть такая тема!
http://ermak.n-tagil.com/forum/viewtopic.php?f=6&t=840

Ну и для иллюстрации фото участка старой дороги Ирбит-Шадринск

Ходил Я по подобной.Кюветы сохранились.Условно проезжаемая.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 04 мая 2015, 09:54:54
На картах 19 века была обозначена Сулемская дорога, которая проходила от Нижнетагильского завода  до реки Черной, где сейчас Ушковская канава.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Gur Khan от 21 мая 2015, 11:44:31
На картах 19 века была обозначена Сулемская дорога, которая проходила от Нижнетагильского завода  до реки Черной, где сейчас Ушковская канава.
Вот такая карта-схема 30-х годов. Кому-то может будет интересна:
(http://storage2.static.itmages.ru/i/15/0521/s_1432189372_5418366_b471484824.jpg) (http://itmages.ru/image/view/2568545/b4714848)
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: beze от 21 мая 2015, 12:01:06
Интересно. В месте развилки никакого николо-павловского не обозначено, то есть до Петрокаменска дорога выше уходила?
Мне говорил один товарищ с Н-асбеста, что это была дорога, что ныне старатели от Шиловки вдоль полигона отсыпали, когда артель Нейва разрабатывала Исовский полигон. А раньше этой дорогой пользовались, когда в Тагил на базар ездили.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 21 мая 2015, 17:37:58
Вопрос для уточнения, где проходила Старо-Компасная дорога.?
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: articos от 21 мая 2015, 20:15:15
До постройки в 50-хх Серебрянского тракта село одноимённое имело сообщение:с Кушвой раз(Кушвинский тракт,сохранился до нашего времени);с Кыном два (Дубровная дорога,нынче условнопроезжаема);с деревней Журавлик (Журавлинская дорога);с селом Илим(Илимский кстати говоря тракт).Ни о какой Старо,тем более Компасной дороге ни одного упоминания не находил.Село было тесно связано речным путём с сёлами ниже и вышестоящими по Чусьве.Много родственных связей у местных с жителями Пермяковой,Кына,Копчика,Ослянок естественно,Копчика,Луговой.и как ни странно вплоть до Усть-Койвы.До Тагила дороги не было.Квартальная просека-быть может.Удивляет прямизна? Под Лэп рубилась.То что у села крюк-так просека то до Чусьвы идёт.Широкая ,окювеченая.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: KliN от 22 мая 2015, 01:50:05
Интересно. В месте развилки никакого николо-павловского не обозначено, то есть до Петрокаменска дорога выше уходила?

Это развилка Шейтанка, Шиловка, в районе Старателя (там же обозначена р. Ключики)
(http://storage1.static.itmages.ru/i/15/0521/s_1432241399_5168201_ca701e9ce0.jpg) (http://itmages.ru/image/view/2570970/ca701e9c)
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 22 мая 2015, 06:54:03
http://historyntagil.ru/5_3_30.htm  Название Старо-Компасной дороги, упоминалось,
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: beze от 22 мая 2015, 08:49:54
http://historyntagil.ru/5_3_30.htm  Название Старо-Компасной дороги, упоминалось,
В ваших текстах вы пишете про Уральский тракт (так ведь?), а он Висимский
А гора Целовальникова, овбразованная от целого вала!!!! Этот товарищ откуда взял, что раньше она была старокомпасной? Не от вас?
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 22 мая 2015, 15:46:42
В принципе названия Уральский тракт и Висимский трак, ни где не прописаны, это скорей всего топонимы для устного общения. Был еще Старо-Висимский тракт, от Тагила до Висимо-Уткинска. Этот товарищ, Зыков, лично мне рассказал, что  обоснование название он придумал сам, т.к. вершина горы похожа на целый вал "скал", и действительно похожа. Вы сами были на горе Целовальниковой? На счет старокомпасной, слышал от многих туристов и краеведов это название.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: River от 24 мая 2015, 18:09:46
Геолог А.А. Краснопольский в 1908 году публикует отчёт... (http://sg.uploads.ru/t/8XIDt.jpg) (http://uploads.ru/8XIDt.jpg) И далее по тексту упоминаются 9-я, 12-я, 15-я верста по Компасу от Тагила. Стало быть Компасом называется какая-то дорога..?
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 24 мая 2015, 18:41:53
Выдержки из отчета, Краснопольского есть в книге "Горы и реки Тагила", видимо он шел по "компасу", без дорог, по карте, по азимуту, к намеченным целям: горы, реки и рудники. Возможно компасом,  он называет  0 мередиан, или отчет от него. В 1908 году он посетил: горы Теплую, Целовальникову, Смоляная, Пихтовая, Собачья, Лебяжинкая, Реки Руш, Узенькая, Малая Кушва, или написал отчет.  Из географических названий, видно что Краснопольский изучал восточную часть окрестностей Тагила
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Gur Khan от 24 мая 2015, 19:25:50
Выдержки из отчета, Краснопольского есть в книге "Горы и реки Тагила", видимо он шел по "компасу", без дорог, по карте, по азимуту, к намеченным целям:
Да, ну! А почему в нашем славном Нижнем Тагиле существовал тогда целый куст Компасных улиц? По ним тоже "по азимуту" ходили? Вообще допустимо ли при написании книг, претендующих на научность и справочность, опираться на допущения "видимо"? Нет! Краснопольский какую-то часть пути проделал именно по Компасной дороге. Похоже что назрела необходимость провести для слесаря-писателя маленький ликбез. Итак, у нас в Тагиле действительно есть ряд дорог, которые являются "компасными". Это не одна дорога, а несколько. Называли их так потому, что были они прямые - по распоряжению "господ заводовладельцев" они были прорублены дабы сократить транспортные пути, ведь как известно, кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая. Повторюсь, таковых дорог было несколько, но дату их прокладки и названия ( а все они имели свои собственные названия, кроме одной) дабы Пичугин сам порылся в источниках, а не тупо драл отсюда материал для своего очередного опуса, не указываю. Из этих дорог, одна, как уже сказал, за неимением лучшего, так и называлась "Компасная" или "Компас", уже в советское время она стала "Старой компасной". Часть ее сохранилось до сих пор. Ее начало было в том районе заводского поселка, где после появилось сразу несколько "Компасных" улиц. Ну и понятно из сообщения Краснопольского следует, что она шла в восточном направлении. Открываем карту и ищем! Что касается Серебрянского тракта, и, в особенности, статьи Толмачева, то тут имеет место быть большая путаница, которую приумножает Пичугин. Но в чем-то он прав - Серебрянский тракт, когда-то, в 40-50-х и может быть даже в 60-х годах, пока были живы люди помнящие названия прямых как "стрелка компаса" трактов, иногда тоже называли "Компасным" из-за его прямоты, обусловленной происхождением от просеки ЛЭП. Но "Компасным" он не являлся поскольку строился уже в советское время, в отличие от настоящих "демидовских" "компасов". Толмачев, то-же "где-то что-то слышал", но толком не разобравшись и не удосужившись посмотреть ни на современные, ни на старые карты свалил на основании "слухов" все в одну кучу. Его упоминание о том, что "Старокомпасная дорога" шла через Большой Урал верно только именно в привязке к тому, что Серебрянский тракт иногда ошибочно именовали "компасным". Хотя в остальном, историю этого тракта он описал верно. С западной окраины Тагила действительно шла еще одна компасная дорога, но вот проехать по ней до Серебрянки было невозможно - шла она в другом направлении. Более того, в плоть до строительства Серебрянского тракта, между Нижнетагильским и Серебрянским заводами не было вообще дорог! При острой нужде тагильчане ездили в Серебрянку через Кушву.  Почему? Ответ очень простой. Но пускай Пичугин его сам поищет! Убедиться же в отсутствии такой дороги, тем более прямой - "компасной" можно очень легко - поглядите карты или космические снимки - там вы не увидите ни одного намека на нее!
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 24 мая 2015, 19:38:20
Да, в нашем городе существовало 7 компасных улиц, они к дорогам ни какого отношения не имеют. В итоге, в споре всегда вырисовывается какая то истина! Согласен и на Краснополье, называли дорогу компасной.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Gur Khan от 24 мая 2015, 20:12:47
Да, в нашем городе существовало 7 компасных улиц, они к дорогам ни какого отношения не имеют.
Имеют, имеют! Да еще как имеют! Просто Вы, уважаемый, нихрена не знаете, а еще книжки пишите.
Согласен и на Краснополье, называли дорогу компасной.
1. С чем согласен? Я ничего про Краснополье не писал!
2. Дорога на Краснополье не была компасной - не угадали.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 24 мая 2015, 20:30:05
К стати, в демидовские времена, дороги называли просеками, просек.  Просек на Черноисточинский завод, подпись на географических картах, их использовали в зимнее время.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 27 мая 2015, 20:23:16
Сделаю поправку, до Краснополья дорогу не называли компасной, у нее было другое название -  Петрокаменская дорога, заводская. Она тянулась почти прямолинейно до Алапаевска. Так в календаре Пермской губернии за 191... год, в главе "Наименование трактов и дорог с указанием конечных пунктов". о заводском тракте сказано так: "Петрокаменская дорога от Нижнего Тагила до Петрокаменского завода 55 верст. Промежуточная  станция  Николопавловская... до Нейво-Алапаевского 83 версты".В 1905 году закрыли Петрокаменский завод, движение уменьшилось. Была еще одна дорога, прямолинейная , она показана на картах 19 века от Петрокаменского завода в Усть-Уткинскую пристань,, по которой возили металл до пристани, она проходила от Петрокаменского завода на юг до Беляковки, южнее Анатольской, южнее Черноисточинского пруда, через горы и выходила к деревне Романова, от туда к Усть-Уткинской пристани, возможно металл отгружали ближе, чем Усть-Утка? например в Сулемской пристани.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 03 ноября 2015, 14:42:33
http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/kakimi_ranshe_byli_tagilskie_dorogi/
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Mishainik от 05 ноября 2015, 11:58:04
К стати, в демидовские времена, дороги называли просеками, просек.

Просеки разделяли лесные дачи на кварталы. Кроме этого, существовали еще и противопожарные просеки, имевшие ширину в два-три раза больше обычных.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 08 ноября 2015, 21:55:24
Это самый простой ответ, в то время, была сложная и разветленная сеть дорог на курения, на рудники и лесосеки и между заводами, в том чисе на географических картах 19 века, значатся прямые просеки между селениями, которыми пользовались в зимнее время, т.к. проходили частично через водоемы и были подписаны на картах, например просека на Нижнетагильский или Черноисточинский завод, которые проходили и с Висимо-Шайтанского завода. В существовании просек, кроме выше названных, и которые существовали между заводам, можно убедится, если открыть "лесные" карты 19 века.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 08 ноября 2015, 21:59:49
Бывшая просека из Нижнетагильского завода в Черноисточинский.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: АлександрВ.И. от 14 ноября 2015, 18:07:00
В книге И.А.Орлова упоминается "компасная дорога",судя по описаниям проходила вдоль Старательского полигона...
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 14 ноября 2015, 21:13:06
Да, что то общее есть, военных препятстия не волнуют, по прямой дороги прокладывают!
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Gur Khan от 15 ноября 2015, 12:49:04
Да, что то общее есть, военных препятстия не волнуют, по прямой дороги прокладывают!
Misty! Вы идиот! Где Орлов пишет про военных? Про полигон постом выше говорит Александр, причем в том контексте, что компасная дорога , упоминаемая Орловым, пролегала где-то в районе нынешнего полигона. Причем Орлов то пишет про дореволюционное время. Так что misty, Вы бы хоть иногда мозги включали...

В книге И.А.Орлова упоминается "компасная дорога",судя по описаниям проходила вдоль Старательского полигона...
Эта дорога упоминается не только Орловым, но и например у А.Краснопольского в "Восточная часть Нижнетагильского горного округа" 1908г. Начиналась она в районе Новой Кушвы - район Компасных улиц и шла на северо-восток - восток на Ису и дальше. Правда в отличие от "компасных сестер" - Черноисточинского тракта и Пристанской дороги (Старо-висимского тракта), этот компас не был абсолютно прямой - он состоял из нескольких прямых участков. Т.е.: прямая, поворот, снова прямая. Примерно так.  Еще один "компас" - это Салдинский тракт.
Вот где эти дороги начинались:
(http://storage1.static.itmages.ru/i/15/1115/s_1447573646_1397137_38bc63056a.jpg) (http://itmages.ru/image/view/3201658/38bc6305)
Прим.: "дорога на покосы" отмеченная на этой карте 1901года к компасным естественно отношения не имеет ;)
И специально для Misty - будете снова писать-переписывать про дороги, знаю что не удержитесь и слямзите эту инфу, так хоть сошлитесь на источник...
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 15 ноября 2015, 16:01:00
 ;)
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 15 ноября 2015, 17:21:24
http://pg-ggo.ru/article/82735/
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: articos от 15 ноября 2015, 17:52:14
http://pg-ggo.ru/article/82735/
Пардон,но в чём разница??
http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/kakimi_ranshe_byli_tagilskie_dorogi/
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 15 ноября 2015, 19:41:04
Для расширения познания о родном крае, одна статья для города, другая и изменениями для пригорода! Удачи!
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Gur Khan от 15 ноября 2015, 21:51:12
Пардон,но в чём разница??
Да ни в чем... гонорары товарищ рубит  ;D А может просто больной  :Sm126: графоман:  :mail1:
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 16 ноября 2015, 00:06:26
 :D
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 16 ноября 2015, 00:07:49
Существовала ли в начале 20го века узкоколейная железная дорога Нижняя Салда - Верхотурье или ее планировали построить?
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: АлександрВ.И. от 16 ноября 2015, 21:05:29
Да, что то общее есть, военных препятстия не волнуют, по прямой дороги прокладывают!
Misty! Вы идиот! Где Орлов пишет про военных? Про полигон постом выше говорит Александр, причем в том контексте, что компасная дорога , упоминаемая Орловым, пролегала где-то в районе нынешнего полигона. Причем Орлов то пишет про дореволюционное время. Так что misty, Вы бы хоть иногда мозги включали...

В книге И.А.Орлова упоминается "компасная дорога",судя по описаниям проходила вдоль Старательского полигона...
Эта дорога упоминается не только Орловым, но и например у А.Краснопольского в "Восточная часть Нижнетагильского горного округа" 1908г. Начиналась она в районе Новой Кушвы - район Компасных улиц и шла на северо-восток - восток на Ису и дальше. Правда в отличие от "компасных сестер" - Черноисточинского тракта и Пристанской дороги (Старо-висимского тракта), этот компас не был абсолютно прямой - он состоял из нескольких прямых участков. Т.е.: прямая, поворот, снова прямая. Примерно так.  Еще один "компас" - это Салдинский тракт.
Вот где эти дороги начинались:
(http://storage1.static.itmages.ru/i/15/1115/s_1447573646_1397137_38bc63056a.jpg) (http://itmages.ru/image/view/3201658/38bc6305)
Прим.: "дорога на покосы" отмеченная на этой карте 1901года к компасным естественно отношения не имеет ;)
И специально для Misty - будете снова писать-переписывать про дороги, знаю что не удержитесь и слямзите эту инфу, так хоть сошлитесь на источник...
Спасибо.Вот так по крохам и узнаешь все более подробную информацию об истории города.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: АлександрВ.И. от 16 ноября 2015, 22:05:11
Оченно интересует Балакинский тракт.
Знаю начинался от Ушковского (Вогульского) моста и вроде как проходил под Лебяжинским мостом...
А вот до самой Балакино?!...
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 17 ноября 2015, 14:52:18
Вот еще одна статейка о дорогах.http://historyntagil.ru/kraeved/tk_17_42.htm
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 24 ноября 2015, 15:58:20
Вскоре нашел интересный ответ о постройке ж.д. дороги Н-Салда - Верхотурье: Протокол совещания по вопросу ликвидации постройки железнодорожной линии  Н-Салда - Верхотурье от 14 августа 1921 г . Слушали  дело о ликвидации постройки ж.д. линии Н-Салда - Верхотурье, и постановили: Сдать все материалы не позднее 1-го сентября 1921 г. в Нижнесалдинское заводоуправление и оформить соответствующими актами, которые должны остаться в управлении Нижне-Салдинского завода, копии послать райправлению...
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Батый от 24 ноября 2015, 19:53:45
Оченно интересует Балакинский тракт.
Знаю начинался от Ушковского (Вогульского) моста и вроде как проходил под Лебяжинским мостом...
А вот до самой Балакино?!...
была дорога на Балакино через Ольховку. мост через Тагил покосился, и его в 90-е сожгли, чтоб избежать аварий. положили трубы и плиты, которые вскоре были снесены паводком. остался брод, но дорога убита, только для Нив, УАЗиков и старше.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: АлександрВ.И. от 24 ноября 2015, 21:55:33
Оченно интересует Балакинский тракт.
Знаю начинался от Ушковского (Вогульского) моста и вроде как проходил под Лебяжинским мостом...
А вот до самой Балакино?!...
была дорога на Балакино через Ольховку. мост через Тагил покосился, и его в 90-е сожгли, чтоб избежать аварий. положили трубы и плиты, которые вскоре были снесены паводком. остался брод, но дорога убита, только для Нив, УАЗиков и старше.
Ага,есть такая.Её наверно проложили для рудника на р.Чадар.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 12 марта 2016, 09:38:11
Кушва-Сылвицкая железная дорога, статья в Пригородной газете
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: Батый от 30 мая 2016, 20:00:58
Раз уж моя тема, сюда и спрошу.
Шорин ДП. О древностях в окрестностях Нижнетагильского завода. ГАСО ф.139 п22.
Кто-нить видел?
Из списка литературы "тагильских писаниц"
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: River от 11 февраля 2018, 21:37:19
Кто читал путешествие П.С. Палласа, может поясните его путь от Черноисточинска до Тагила. Где в 1770 году проходила эта дорога?
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 12 февраля 2018, 18:57:44
Да, описал П.С. Паллас дорогу из Черноисточинского завода на Нижнетагильский завод. Она проходила мимо горы Липовой, и далее к востоку от современной трассы, и приближалась  реке Тагил. На картах 19 века старая дорога, была еще обозначена, а также значилась современная просека на Нижнетагильский завод. Перед Тагилом  дорога пересекала реку Леба.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: River от 12 февраля 2018, 21:39:42
Спасибо. В общем понятно. Но тогда может ещё уточните. Перед Лебой он упоминает ручьи Половинный и Горбуновка. Чему они соответствуют на современных картах?
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: barkas от 12 февраля 2018, 22:22:42
Ривер,нашел, кого спрашивать,у мистика... :sm02:

Скинь почту,я тебе дорогу покажу.

С ув. barkas.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: misty от 12 февраля 2018, 22:23:48
Река Половинная вытекает из Горбуновского болота, у торфяника, а Горбуновка возможно  это река Чащиха, как писал Паллас " кои все в Нижнетагильский пруд истекают". Чтобы найти ответ надо все реки сопоставлять с картами разного времени.
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: barkas от 12 февраля 2018, 22:39:47
Река Половинная вытекает из Горбуновского болота, у торфяника, а Горбуновка возможно  это река Чащиха, как писал Паллас " кои все в Нижнетагильский пруд истекают". Чтобы найти ответ надо все реки сопоставлять с картами разного времени.

Ага ,еще почитать Бажова и Мамина.... :-p
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: beze от 23 августа 2019, 17:25:39
До постройки в 50-хх Серебрянского тракта село одноимённое имело сообщение:с Кушвой раз(Кушвинский тракт,сохранился до нашего времени);с Кыном два (Дубровная дорога,нынче условнопроезжаема);с деревней Журавлик (Журавлинская дорога);с селом Илим(Илимский кстати говоря тракт).Ни о какой Старо,тем более Компасной дороге ни одного упоминания не находил.Село было тесно связано речным путём с сёлами ниже и вышестоящими по Чусьве.
До Тагила дороги не было.Квартальная просека-быть может.Удивляет прямизна? Под Лэп рубилась.То что у села крюк-так просека то до Чусьвы идёт.Широкая ,окювеченая.
реально под ЛЭП? Какие-то документы сохранились? А то в Интернете зачастую друг у друга переписывают. И почему эту ЛЭП не стали строить? И что эта ЛЭП должна была соединять?
Название: Re: Старые дороги
Отправлено: articos от 26 августа 2019, 19:01:56
До постройки в 50-хх Серебрянского тракта село одноимённое имело сообщение:с Кушвой раз(Кушвинский тракт,сохранился до нашего времени);с Кыном два (Дубровная дорога,нынче условнопроезжаема);с деревней Журавлик (Журавлинская дорога);с селом Илим(Илимский кстати говоря тракт).Ни о какой Старо,тем более Компасной дороге ни одного упоминания не находил.Село было тесно связано речным путём с сёлами ниже и вышестоящими по Чусьве.
До Тагила дороги не было.Квартальная просека-быть может.Удивляет прямизна? Под Лэп рубилась.То что у села крюк-так просека то до Чусьвы идёт.Широкая ,окювеченая.
реально под ЛЭП? Какие-то документы сохранились? А то в Интернете зачастую друг у друга переписывают. И почему эту ЛЭП не стали строить? И что эта ЛЭП должна была соединять?
Кто знает что соединяла бы? План ГОЭЛРО изучать. Возможно Понышскую ГЭС.