Люди "Телекона"
Они спешили делать добро
Дариан Нахимович Дралюк – актер, режиссер, педагог. Человек-легенда, человек-загадка. Удивительный, мудрый, язвительный, добрый, требовательный, принципиальный, безумно ироничный.
Дарик – так звали его за глаза, учился в Москве, работал во многих городах Советского Союза. Тонкий и многообещающий актер трагически потерял руку, потом глаз, но не утратил жизнелюбия и преданности театру. Стал режиссером. Он был из шестидесятников, глотнул воздуха весенней оттепели, прочитал в "самиздате" Булгакова, Мандельштама, Солженицына, постоянно цитировал Евтушенко и Вознесенского. Ему пришлось расплачиваться за свои взгляды и привязанности: его исключили из партии и "посоветовали" не работать в областных городах. Так, почти случайно, Дралюк оказался в Тагиле. Спасибо случаю, 30 лет назад театр и город получили удивительного человека и талантливого режиссера.
Первый его тагильский спектакль – "Спешите делать, добро". Вряд ли он выбрал эту пьесу М. Рощина потому, что ее название совпало с его жизненным кредо. Но получилось именно так. Он спешил делать добро, когда ставил "Двенадцатую ночь" Шекспира, "Антигону" Ануя, "На бойком месте" Островского и другие свои спектакли.
Он спешил делать добро, когда создал в педагогическом институте театр "ВАМ!" Многие помнят, как в переполненном институтском зале однокашники с горящими глазами говорили языком Маяковского, Арбузова, Зощенко. Дариан Нахимович обладал удивительной способностью – он влюблял людей в себя и в театр.
Какая пробивная сила, увлеченность, умение убеждать помогли ему в середине 80-х годов создать первый, и, похоже, единственный за всю современную историю, хозрасчетный театр – неведомо. Дралюк ушёл из драматического театра и полностью отдался "ВАМу". И это его решение стало во многом судьбоносным для многих "вамовцев". Созданный им студенческий театр стал самостоятельным – профессиональным театром-студией, переехал в ДК "Юбилейный" и стал в те годы самым ярким творческим коллективом города. Дралюковские актеры-любители играли "Я к вам приду", "Собачье сердце", "Тартюф", "Диктатуру совести" – самую острую пьесу тех лет.
Дариан Нахимович оказался великолепным педагогом! Он открыл актерский талант во многих своих питомцах и добился того, что для его актеров был организован специальный "тагильский курс" Екатеринбургского театрального института. Сейчас они работают в театрах и на телевидении в Москве – Анатолий Журавлев, Сергей Клевакин, Роман Радов, в Санкт-Петербурге – Александр Анферов, Екатеринбурге – Илья Скворцов и Татьяна Боровых, в Тагиле – Василий Макаров, Ольга Городецкая, а трое – Марианна и Игорь Булыгины, Елена Макарова – актеры тагильской драмы.
Его учениками считают себя и первые "телеконовцы", потому что Дралюк стал первым режиссером первой тагильской студии телевидения. Он не только вдохновлял создателей "Телекона", операторов и журналистов, но и стал одним из авторов легендарного теперь телефильма "Татуированный город".
А какой он был рассказчик! Его истории не иссякали и не повторялись, они были правдивы и невероятны одновременно. Каждый, кто знал Дариана Нахимовича, не только помнит, но и часто повторяет его коронные юморные фразочки: "У меня мало рук", "Не перебивай меня, я, может, в конце что-нибудь умное скажу"... Свою жену Татьяну Федоровну он называл "моя вдова".
Любимая женщина, мать его любимого сына, любимая актриса, самый требовательный и непримиримый критик всех работ мужа. И он платил ей той же монетой: актрисе Дралюк доставалось больше других от режиссера Дралюка. Она играла Антигону, Зойку в "Зойкиной квартире", Сару в "Иванове", Суок в "Трех толстяках", Бабу Ягу в "Иване-царевиче" (это была потрясающая Баба Яга!)
В последние годы у Татьяны Дралюк было немного ролей. Но и сегодняшняя публика наверняка помнит ее яркий дуэт со Светланой Трубчаниновой в "Лисистрате", ее уморительную Фреккен Бок в спектакле "Малыш и Карлсон". Много сил, знаний, весь свой опыт Татьяна Федоровна отдавала своим ученикам – студентам актерского отделения Нижнетагильского училища искусств. Сейчас ее выросшие "дети" – актеры Нижнетагильского и Брянского театров кукол, студенты Московского театрального училища имени М. Щепкина и Санкт–Петербургской театральной академии. Она горела каждым своим делом, спешила делать добро, как будто знала, что ей отпущен недолгий жизненный срок. Она не доучила свой курс, она не доиграла своих ролей.
Дариан и Татьяна Дралюк – глубоко творческие, театральные люди, заразившие своей доброй любовью к театру целое поколение зрителей и актеров.
Игорь БУЛЫГИН, заслуженный артист России, художественный руководитель драматического театра,
Ольга ЧЕРЕПОВА, заведующая литературной частью театра.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.03.2011.
Юрий Богачев
На полуслове...
на полстрочке...
Не дописал и не дожил...
Рванулось сердце на кусочки,
Что в песню каждую вложил.
И.Денисова.
Мы привыкли считать, что все значительные и талантливые люди живут где-то в столицах, и увидеть их мы можем только с экранов Центрального телевидения. И совсем не замечаем, что вокруг нас живут и работают люди, которые признаны во всей стране. Они не стремятся к личной славе: главное для них – их дело. И, как правило, личные интересы у этих людей уходят на далёкий-далёкий план.
Именно такой человек жил и работал в нашем городе. Он написал огромное количество стихов к песням, которые звучат по всей нашей стране от Таллинна до Барнаула. Примечательно то, что детский эстрадный конкурс "Золотой петушок-93" почти весь состоял из песен на стихи Юрия Алексеевича Богачева. Кое-кто даже шутливо называл конкурс его творческим вечером.
Его песни стали настоящими хитами. Кто не помнит "Фрау Бурду", "Зарницу", "Аленький цветочек"? Все и не перечислить... Многие из них исполняются и сегодня: "Мина" и "Илья Морковкин", "Тропики" и детская опера "Колобок". Верится, что еще немало песен будет написано на его стихи. Многим из ребят Юрий Богачев помог в начале творческого пути. Песни писались даже специально для начинающих артистов. Например, известная сейчас солистка из "Кота-Бегемота" Наташа Сухойкова, когда была маленькая-маленькая, неважно выговаривала букву "р". А вернее, совсем не выговаривала (сейчас она прекрасно говорит и поет все буквы). Юра специально написал для нее текст песни "Дождик" без единой буквы "р", хотя одна все-таки была в начале. И даже сегодня эта песня имеет успех. Такие звезды, как Натуся, Алеся Маас, Илья Знаев, Иван Яраус тоже могут считать его своим учителем. Вообще же, в том, что в тагильском детском песенном творчестве столь яркое звездное небо, огромная заслуга Юрия Богачева.
Но не только песнями помнится нам этот человек. Многое сделал он и для детского телевидения, и для телекомпании "Телекон", с которым он работал почти с самого основания редакции. Вокруг него собирались интересные и талантливые люди. Пришли Константин Попов, Александр Зайцев, Игорь Булыгин, Павел Петрищев, Марк Мунин. Именно Юрий Богачев придумал передачу "Бульвар", определил ее язык и стиль. Еще была "Бесятина", в которой впервые появились дядя Саша, клоуны Костик, Марик и Гриня. Нынешний "Пестрый зонтик" вырос из этой передачи. У клоунов остались те же характеры, которые им придумал Юра. Он же был автором передачи "Атас" – о подростках и для подростков. Все это должно было бы стать частичками детской студии телевидения, о которой он мечтал. Прервала осуществление этих ярких проектов его смерть. Он ушел от нас слишком рано... Он ушел от нас слишком неожиданно: еще за день до смерти он обсуждал с коллегами будущую программу... Он ушел...
Остались друзья, в приобретении которых – тоже талант Юры. Зная его, нельзя было не тянуться к нему, к его живой и необычной мысли, его неординарному характеру. В феврале – уже два года, как его нет с нами. Его памяти друзья посвятили концертные встречи "Февральская капель", состоявшиеся 14 февраля во Дворце культуры "Юбилейный" и 15 февраля в городском Дворце культуры. В них приняли участие большие и маленькие звездочки тагильской сцены: Ирина Пономарева, Натуся, Илюша Знаев, Ваня Яраус, группы "Джерики","Братец Лис", "Питер Пэн", "Кот Бегемот", "5+1", "Гномы" и другие, а также программы телекомпании "Телекон" "Пестрый зонтик" и "Бульвар".
Сергей КОПЫЛОВ.
Литература: Газета "Телекон Weekly", №14, 19 - 25 февраля 1996 г.